бизнес портал Алти.ру

Как оформить права на квартиру


Как оформить права на квартиру

Не секрет, что в сфере недвижимости процветает мошенничество: например, невнимательному клиенту могут продать несуществующую квартиру. Чтобы не оказаться в такой ситуации, перед сделкой следует тщательно проверять все документы. В России единственным подтверждением права на недвижимое имущество является свидетельство о государственной регистрации.

Однако такие документы введены только с 31 января 1998 года, когда вступил в силу Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Возникает вопрос: должны ли получать новые документы на квартиру те, кто приобрел недвижимость до этого момента?

Признание ранее возникших прав.
До принятия указанного закона права на недвижимое имущество регистрировались различными органами и оформлялись в соответствии с порядком, действовавшим в регионе на тот момент. В частности, договоры регистрировали в БТИ или местной администрации. Если объектом недвижимости являлся земельный участок, то документы оформлял местный земельный комитет, который выдавал «розовое» свидетельство о праве собственности.

Все эти документы являются действительными и в настоящее время. Законом о регистрации предусмотрен важный принцип: права на недвижимость, возникшие до вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными. Таким образом, даже имея документы старого образца, можно спокойно владеть и пользоваться своей недвижимостью. Хозяева квартир по желанию вправе перерегистрировать свои права и получить новые документы, но делать это не обязательно.Однако если планируется провести сделку с недвижимостью (продажу, дарение, ипотеку, мену и т. д.), то пройти перерегистрацию необходимо в обязательном порядке. За эту процедуру взимается пошлина, размеры и порядок уплаты которой установлены Налоговым кодексом РФ. Если перерегистрация проводится одновременно с регистрацией сделки об отчуждении или переходе права, то госпошлина не берется — необходимо оплатить только саму сделку.

В других случаях, например, при регистрации ранее возникших прав по желанию правообладателя, плата взимается в размере, равном половине размера пошлины за регистрацию прав. Так, с юридического лица за перерегистрацию возьмут 3750 руб., с физического — 250 руб. Следует отметить, что если в регистрации отказано, то государственная пошлина не возвращается.Регистрация ранее возникших прав позволит лишний раз проверить, действительно ли продавец законно владеет недвижимым имуществом. В противном случае сделка осуществлена не будет. Следовательно, покупатель вправе требовать свидетельство о государственной регистрации. Это дает дополнительные гарантии того, что в дальнейшем ему не предъявят иск об истребовании недвижимости. Но если со дня выдачи свидетельства прошло много времени, то указанные в нем сведения могли устареть. Поэтому желательно, чтобы наличие прав и отсутствие ограничений подтвердилось и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП).

Каждый охотник желает знать
Для того чтобы получить сведения о том или ином объекте, необходимо обратиться в органы по регистрации прав на недвижимое имущество по месту нахождения интересующего вас объекта. Такая информация предоставляется любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление, в виде выписок из ЕГРП. В соответствии с п. 1 ст. 7 закона о государственной регистрации выписка должна содержать:

- описание объекта недвижимости (сведения о кадастровом или условном номере, наименование объекта недвижимости, его назначение, площадь, местоположение, этажность);
- сведения о зарегистрированных правах на него (имя или название правообладателя, вид прав (собственность, хозяйственное ведение и т. д.), размер доли, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дату государственной регистрации);
- данные об ограничениях (обременениях) прав;
- сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта (наименование ограничения, сроки его действия, сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права, и т. д.).
Органы по регистрации должны в течение пяти рабочих дней предоставить запрашиваемую информацию или выдать мотивированный отказ. Если ЕГРП ведется на магнитном носителе (а это практикуется практически во всех регистрирующих органах), то запрашиваемые сведения должны быть представлены не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения.

В случае отказа выдачи информации об этом составляется сообщение на официальном бланке. Оно должно быть подписано государственным регистратором (с указанием его фамилии и инициалов) и скреплено печатью. Причины, которые являются основаниями для отказа, могут быть разными. Например, непредставление документа, подтверждающего оплату выдаваемой информации (кроме случаев, когда в соответствии с законом она должна предоставляться бесплатно); запрос, содержание которого не позволяет однозначно идентифицировать объект, а у органов по регистрации прав отсутствует возможность уточнить содержание запроса. В сообщении об отказе в обязательном порядке указывается, что отказ может быть обжалован через суд.

Информация о зарегистрированных правах предоставляется за плату, если иное не предусмотрено законом. На сегодняшний день стоимость выписки из ЕГРП составляет для физических лиц 100 руб., для юридических лиц — 300 руб.В отличие от информации о зарегистрированных правах сведения о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные данные о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на недвижимость, предоставляются не всем. Эти ограничения установлены с целью охраны правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность. Такие сведения предоставляются следующим лицам:

- самим правообладателям;
- физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;
- налоговым органам, в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
- судам и правоохранительным органам, судебным приставам — исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости или их правообладателями;
- лицам, имеющим права на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону (сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства);
- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; председателю Счетной палаты РФ, его заместителям и аудиторам Счетной палаты.

Существует еще один вид информации, которую выдают регистрационные органы. По запросу правообладателя они обязаны предоставить ему данные о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которое он имеет права. Данная информация предоставляется в срок не более чем семь рабочих дней в виде справки, где должны быть указаны лица, получившие сведения об объекте недвижимости, а именно: фамилии, имена и отчества физических лиц или наименования юридических лиц, даты и исходящие номера выданных им справок или выписок. При выдаче справки представителю физического или юридического лица, действующему на основании доверенности, указываются сведения как о представителе, так и о доверителе.

Законом о государственной регистрации предусмотрено, что использование сведений, содержащихся в ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru