Лизинговые компании
Несмотря на общее замедление роста рынка лизинговых услуг, связанное с нежеланием налоговых органов возмещать налог на добавленную стоимость по итогам сделок, лизинг автотранспорта продолжает расти теми
же стремительными темпами. Ежегодно этот рынок демонстрирует прирост в 60%, а по некоторым оценкам, и в 70%. И если раньше самому крупному клиенту в лизинг поставлялись партии из десятка-другого
автомобилей, то теперь в рамках только одной сделки счет может идти на сотни машин.
Участники рынка лизинговых услуг, говоря о сегменте, связанном с поставкой компаниям различного транспорта, не скрывают своей радости. Их бизнес продолжает расти теми же темпами, что и прежде, а объем
обычной сделки уже вышел на десятки миллионов рублей, тогда как еще два года назад такие контракты считались чем-то из ряда вон выходящим.
"На сегодня лизингом автотранспорта не занимается только ленивый. За последние годы этот вид бизнеса получил широкое распространение и стал 'поточным'. Особенно это заметно на направлении розничного
лизинга легковых автомобилей", - заявил корреспонденту Ъ Андрей Бугров, заместитель генерального директора ООО "Глобус-лизинг". "Поточным" данный механизм, по словам господина Бугрова, стал благодаря
снижению требований лизинговых компаний к количеству документов, необходимых для заключения сделки, и ускорению процесса рассмотрения заявки. А это, в свою очередь, стало возможно благодаря тому, что
риски для лизинговых компаний по такому виду сделок минимальны.
"Самая главная тенденция заключается в том, что рынок лизинга автотранспорта, несмотря на прогнозы некоторых скептиков, продолжает активно развиваться темпами, превышающими темпы роста лизинговой
отрасли. Среднегодовые приросты этого сегмента составляют более 60 процентов в год, - согласен с коллегой Михаил Королев, начальник отдела лизинга автотранспорта группы компаний "Балтийский лизинг". - И
до насыщения рынка автомобильного лизинга еще далеко. Автотранспорт остается наиболее ликвидным видом имущества. Обусловлен процесс роста и технологичностью процесса передачи в лизинг данного вида
имущества".
"На рынке лизинга легкового автотранспорта наблюдается всплеск активности. Количество обращений в конце августа - начале сентября резко увеличилось, что связано с традиционным ростом деловой активности
после летнего периода отпусков жителей, - отметил генеральный директор ООО "Прогресс-Нева лизинг" Станислав Ким. - У многих менеджеров и владельцев бизнеса появилось вполне понятное желание обновить
свой легковой автотранспорт в преддверии зимы. Но не менее активно развивается и второе направление - лизинг грузового, специального и пассажирского автотранспорта. Можно сказать, что у транспортных и
логистических компаний города происходит постоянное обновление парка эксплуатируемых автомобилей. Довольно широко используется лизинг и строительной техники, что объясняется постоянно растущей
потребностью в технике у предприятий строительного комплекса и добывающих отраслей, а также высокой стоимостью данной специализированной техники".
Конкуренция растет вместе с рынком
Однако, несмотря на рост числа и объемов лизинговых сделок с автотранспортом, растет и конкуренция среди лизинговых компаний. Добродушные заявления о том, что места на растущем рынке хватит всем,
остались в прошлом. В рамках многих финансовых групп лизингом автотранспорта уже занимаются отдельные компании, менеджеры которых предлагают все новые и новые программы и стараются сделать все, чтобы
запущенный ими в еще позапрошлом году конвейер лизинговых сделок ни на минуту не останавливался и чтобы конкуренты не смогли вытеснить их с приносящего миллионные доходы рынка.
"В связи с обострением конкуренции происходит изменение качества предоставления лизинговых услуг, - пояснил Ъ Андрей Бугров. - Появляются новые лизинговые программы, позволяющие привлечь различные
категории клиентов. Увеличиваются сроки лизинга, уменьшается стоимость лизинговых услуг, появляются дополнительные опции, которые включаются в лизинговые платежи, к примеру оплата бензина, процедуры
техосмотра, затраты на ремонт и сезонную замену - так называемый полнооперационный лизинг".
По словам господина Бугрова, сегодня особой популярностью у клиентов на рынке лизинга автотранспорта пользуются три программы. Первая предусматривает полный выкуп лизингополучателем автомобиля за срок,
оговоренный в договоре. Вторая основана на схеме с неполным выкупом, в рамках которой клиент за период лизинга выплачивает лишь 70% стоимости автомобиля. По окончании срока договора клиент может либо
вернуть автомобиль в лизинговую компанию и взять в лизинг новую машину, либо оплатить оставшиеся 30% стоимости и забрать автомобиль в свою собственность. Третья программа специально разработана для
крупных фирм и корпораций, которые пекутся о своих сотрудниках. В рамках этой лизинговой схемы предприятие приобретает в лизинг автомобиль и по договору субаренды передает его своему сотруднику.
Последний и выплачивает арендные платежи, а по окончании срока лизинга получает право выкупить у своей организации автомобиль по остаточной стоимости.
"В настоящий момент с наибольшей активностью лизинговые компании продвигают скоринговые программы по автотранспорту, - говорит Михаил Королев из группы компаний "Балтийский лизинг". - Данные программы
позволяют лизингополучателю получить решение о финансировании сделки в срок от 15 минут до двух-трех часов. Ускоряются и сами процедуры по финансированию: ряд лизинговых компаний анонсировали программы,
по которым клиент от момента обращения до момента получения ключей потратит всего лишь два-три дня".
Другая группа специальных программ, отмечает господин Королев, - различные модификации скидки для клиента. Это может быть и беспроцентный лизинг, и лизинг с нулевым первоначальным платежом, и различные
бонусы за приобретение в лизинг автомобиля. "В связи с высокой конкуренцией компании вынуждены увеличивать спектр и качество не только основных, но и сопутствующих услуг, - считает Станислав Ким из ООО
"Прогресс-Нева лизинг". - Думаю, что в скором времени лизинговые компании перейдут к открытию собственных автоцентров. И будут брать на себя более широкий круг обязательств - от услуги по подбору
автомобиля, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления подменных автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта,
замены зимней резины, предоставления корпоративной топливной карты".
Цена вопроса
Как показал опрос Ъ, в среднем размер удорожания автомобиля при покупке его в лизинг составляет в год от 5,5% до 10%.
"Конечная цена лизинга зависит от различных факторов. Учитывается срок, на который заключается лизинговый договор, размер аванса по лизинговым платежам, наличие отсрочек по оплате основного долга,
способ исчисления лизинговых платежей, - объясняет наличие диапазона цен господин Бугров. - Кроме того, если речь идет о полнооперационном лизинге, то немаловажную роль играет выбор лизингополучателем
дополнительных услуг по обслуживанию автомобилей".
Установление конкретного "тарифа" для клиента, если это не скоринговая программа, - процесс индивидуальный, где существенное влияние оказывают кредитная история клиента, размер вносимого им аванса, срок
лизинга, вторит коллеге господин Королев. "Если же речь идет о скоринговой программе или специальной программе с автосалоном, то здесь стоимость лизинга фиксированная, не предполагающая какого-либо
обсуждения, и она может быть и ноль процентов, и 9 процентов. Все зависит от конкретной программы", - объясняет он.
При этом маржа лизинговых компаний, которые получают финансовые ресурсы от банков, составляет от 2% до 5%. "Но ввиду большой конкуренции этот показатель может быть равен и единице", - отмечает господин
Ким.
По словам топ-менеджеров лизинговых компаний, их маржа в последнее время снизилась до минимально возможного уровня. И ее дальнейшее уменьшение вряд ли возможно. Не готовы идти на снижение ставок и
коммерческие банки, финансирующие лизинговые компании. А потому не следует ожидать в обозримом будущем падения стоимости лизинговых услуг. Конкуренция между лизинговыми компаниями будет идти
исключительно по пути дальнейшего улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления им различных дополнительных услуг.
© Alti.ru