бизнес портал Алти.ру

Рейтинг лизинговых компаний




Рейтинг лизинговых компаний

Рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний –продуманным и взвешенным.

Рубежом, разделяющим предыдущий и новый этапы развития рынка можно назвать 2004 год. Именно тогда основная масса лизинговых компаний завершила свои первые крупные сделки, заключенные на заре становления лизинга в России в 1999-2002 гг. Перед топ-менеджментом остро встал вопрос, что делать дальше. Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов, столь щедро предоставленная лизинговым схемам законодательством. И вот в 2005 году компании оказались вынуждены заняться поиском перспектив и разработкой планов развития, чего до сих пор практически не делали. Кроме того, они принялись усиленно внедрять информационные системы, с тем, чтобы увеличить возможности обслуживания клиентов, лучше администрировать сделки на различных этапах и постоянно контролировать внутреннюю ситуацию.

Одновременно компании продолжили активно развиваться и расширять деятельность в традиционных и новых направлениях. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составил порядка 5.1 млрд. долларов, доля лизинга в ВВП - 0.99%, а в инвестициях в основные средства – 5.7%. За год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил 3.9 млрд. долларов, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, – 2.8 млрд. долларов. Однако по сравнению с 2002-2004 годами темпы роста несколько снизились и составили около 40%. И объясняется это в первую очередь тем, что рынок, вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию.

Флагманы роста
Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз - с 387 млн. долларов в 2004 году до 1.9 млрд. долларов в 2005 году. Приятный сюрприз лизинговым компаниям, казалось бы, преподнесло РЖД, проявив, наконец, интерес к лизингу как к эффективному механизму обновления подвижного состава. Однако рыночные лизинговые компании не смогли воспользоваться столь перспективной возможностью – монополист озаботился тем, чтобы создать пул околоотраслевых компаний, которые и сняли все сливки.

Динамично развивались и другие традиционно крупные сегменты рынка - лизинг автотранспорта и лизинг строительной техники. На первом из них за год объем сделок на нем увеличился практически в 2 раза и составил более 1.7 млрд. долларов. Комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО "Райффайзен-Лизинг": "На сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и "переобуванием" резины, избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется".

Существенно увеличился и объем сделок в сфере лизинга строительной техники - со 142 млн. долларов в 2004 году до 394 млн. в 2005 году. Результаты исследования подтверждают и мнения представителей лизинговых компаний. Так, по словам Алексея Лабзина, генерального директора ОАО "Главлизинг", "сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь, активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше – объем застройки не растет, а существующие успешные строительные компании уже укомплектованы современной техникой".

Сохранились высокие темпы роста и во все еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости – за год рынок вырос с 36 до 100 млн. долларов. Более активному развитию этого сегмента по-прежнему мешают те же типично российские проблемы – существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки. По мнению Александра Кожевникова, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг": "Лизинг офисной и торговой недвижимости это очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Первое обстоятельство, препятствующее развитию рынка, это недокапитализированность: имущество на балансе числится, например, в размере 100 тыс. долларов, а реально стоит 10 млн. долларов. Соответственно, в этом случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей. Зачастую продать здания так, чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что его права будут гарантированны просто невозможно, потому что предыдущий владелец просто не озаботился оформлением необходимых документов. А получение их перед продажей занимает иногда месяцы и даже годы".

Одним из наиболее перспективных сегментов становится лизинг энергетического оборудования – его объем согласно результатам исследования, в этом году составил более 400 млн. долларов. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимой электрогенерации. По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ООО "ИР-Лизинг", "рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое - проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе - проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово генерирующих компаний. Третье – муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей".

Практически на всех сегментах, где происходит активный рост, лизинг все больше становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнительные преимущества помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество – ситуация, характерная для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое присутствие как на привычных, так и на новых непосредственно для них сегментах рынка, становясь таким образом все более универсальными. По мнению Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал", "у лизинговых компаний есть предпосылки для осуществления своей деятельности практически в любой отрасли".

Лицом к народу
Лизинговые компании все активнее работают в регионах и все больше ориентируются именно на малый и средний бизнес. При том, что более половины компаний московские и питерские, две трети сделок заключаются в регионах. Традиционно наибольшее внимание лизинговых компаний привлекают Урал, Сибирь и Поволжье. Постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса на юге России, столичные лизинговые компании начинают обращать свои взгляды и в эту сторону. Причем все больше компаний переходят от единичных договоров к образованию пулов сделок в том или ином регионе и созданию филиалов для их обслуживания.

Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, в результате того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, во-вторых, в связи с активным появлением и развитием малого и среднего бизнеса. В результате, если в общем портфеле лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами составляет порядка 30% от общего числа, то в портфеле сделок, заключенных непосредственно в 2005 году, уже всего 21%. При этом сделки с малыми предприятиями составляют уже соответственно не 27%, а 38%. И есть все основания полагать, что лизинговые компании и далее продолжат все активнее искать своих потребителей на всей территории страны, не ограничиваясь уже освоенными территориями, и будут все более и более активно работать именно с малым и средним бизнесом.

Конец свободного плавания
Из года в год рынок становится профессиональным – растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Компании все чаще начинают чувствовать рядом дружеские локти братьев по цеху. Пришло время перемен – без дополнительных усилий осваивать доступные просторы уже не получается, появляется необходимость четко структурировать сделки, отслеживать ситуацию на рынке, планировать развитие и четко контролировать все бизнес-процессы. И это притом, что большинство лизинговых компаний до сих пор не занимались планированием на длительные сроки, сравнимые с продолжительностью сделок, не говоря уже о том, чтобы разрабатывать стратегию развития на несколько лет вперед. Во многих компаниях на обе ноги хромал и управленческий учет. Но вот рубеж перейден, период становления рынка завершился, и лизинговые компании вовсю занялись самоопределением и самосовершенствованием. И для этого им потребовались совершенно новые инструменты – специализированные программы. Кто-то занялся разработкой этих программ своими силами, однако, большинство компаний решило прибегнуть к помощи профессионалов, тем более что за последний год появился целый ряд предложений. В результате те, кто подсуетился немного раньше остальных уже сейчас пожинают плоды информатизации, например, в виде увеличения числа лизингополучателей за счет ускорения процедуры их оценки. Однако основные результаты всех приложенных компаниями усилий станут видны лишь к концу 2006 - началу 2007 года, когда компании в основной своей массе закончат внедрение новых программных продуктов и окончательно определятся со стратегией развития.

Лизинговые компании в основной своей массе сталкиваются с двумя проблемами, характерными для большинства российских организаций. Первая – нехватка финансирования. Основным источником средств для реализации лизинговых сделок по-прежнему остаются банки. Однако не все из них так уж охотно идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями. А те, кто идут, зачастую выдвигают чересчур жесткие требования, в том числе к уровню достаточности капитала, иногда даже толком не осознавая специфики лизингового бизнеса. Рассказывает Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО "Атлант-М Лизинг": "Как крупные, так и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должна быть Москва или Московская область. А среди наших сделок на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое - объективное – это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10%. Второе требование в какой-то степени абсурдно – банки стремятся получить твердый залог, например, в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания – финансовый посредник, и зачастую не владеет и не испытывает необходимости владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем сталкивался непосредственно "Атлант-М", это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк".

Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сложившейся ситуации. Они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала, договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаются привлечь западное финансирование. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в российские компании, и, кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных. Также все больше лизинговых компаний начинают рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования, так что ближайшие несколько лет вполне можно ожидать широкомасштабного выхода лизинговых компаний на рынок ценных бумаг.

Еще одна проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство лизинговых компаний, связана с уплатой налогов. Начнем с того, что налоговые органы как всегда ревностно выискивают малейшие нарушения, проверяют итоги деятельности компании за один и тот же период по несколько раз и упорно отстаивают любую, даже заведомо проигрышную, позицию в суде. И в этом плане изменения в двадцать пятой главе Налогового Кодекса, касающиеся порядка учета капитальных вложений в основные средства[1], отнюдь не добавляют лизинговым компаниям оптимизма. Комментирует Алексей Киркоров, финансовый директор ООО "ИР-Лизинг": "Если прошлый год и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную стоимость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок по налогу на прибыль. Причина этого связана с тем, что по огромному количеству вопросов недостаточно разработана нормативная база даже не в плане "Закона о лизинге", а в плане налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и нежелательные последствия. Это касается выкупной цены, зачета авансов, сроков лизинга и ситуации, когда имущество на балансе лизингополучателя и лизинговых платеж меньше амортизации". Еще одна типичная проблема – возмещение НДС, которое в лучшем случае занимает 6-7 месяцев, а в большинстве ситуаций затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует проведения камеральных и встречных проверок. Так что налоговые льготы не даются лизингу даром.

Кто "на новенького"?
Конец 2005 года ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных игроков. В октябре открылась "ЦХГ Меридиан" - "дочка" крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов – VB-Leasing International Holding Gmbh, - который будет представлять созданная им компания "ФБ-Лизинг".

Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО "Камаз", ребрендинг провел "Камаз-Лизинг", теперь выступающий на рынке под маркой "Главлизинг". "Камаз" же в свою очередь создал компанию с одноименным названием для продвижения лизинга от производителя.

И это только начало. Новые игроки на рынке продолжат появляться. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных фондов вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом не могут не привлечь внимание зарубежных компаний. Это могут быть как профессиональные западные лизинговые компании, так и занимающиеся продвижением своей техники азиатские поставщики. "По мере улучшения законодательной базы Россия становится более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть, прежде всего, поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого" - отмечает Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний "Промсвязьлизинг".

Еще одним вариантом изменения состава игроков рынка может стать возникновение объединенных компаний. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. Конкуренция на рынке усиливается, объемы лизингового бизнеса увеличиваются, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарастить объемы сделок.

Рейтинг лизинговых компаний

1 РТК-ЛИЗИНГ

2 Русско-германская лизинговая компания

3 Росагролизинг

4 Авангард-Лизинг

5 Объединенная лизинговая компания "ЦЕНТР- КАПИТАЛ"

6 Лизинговая компания УРАЛСИБ

7 Альфа-Лизинг

8 Глобус-лизинг

9 ММБ-Лизинг

10 ЕВРОПЛАН

11 Ассоциация Лизинговых Компаний "Промсвязьлизинг"

12 Райффайзен-Лизинг

13 Камаз

14 Интерлизинг

15 Балтийский лизинг

16 Ханса Лизинг

17 Ильюшин Финанс Ко.

18 Магистраль Финанс

19 ИР-Лизинг

20 Петролизинг-Менеджмент

21 Скания Лизинг

22 Лизинговая Компания "Медведь"

23 РМБ-Лизинг

24 ГЛАВЛИЗИНГ

25 РБ ЛИЗИНГ

26 Элемент Лизинг

27 КАРКАДЕ

28 Брансвик Рейл Лизинг

29 СТОУН-ХХI

30 Группа Финансовых Технологий

31 ФК "Балтинвест"

32 Русская Лизинговая Компания

33 Уральский лизинговый центр

34 ЮТэйр-Лизинг

35 Промышленная лизинговая компания

36 Машлизинг

37 Лизинг-М

38 Петербургская лизинговая компания

39 НОМОС-Лизинг

40 Российская дорожная лизинговая компания "Росдорлизинг"

41 АК "ГРУЗОМОБИЛЬ" ("Автолизинг")

42 Северная Венеция

43 Хьюлетт-Паккард

44 ВКМ-Лизинг

45 Сибирская Лизинговая Компания

46 РЕСОТРАСТ

47 Муниципальная инвестиционная компания

48 Петроконсалт

49 Руст

50 ДельтаЛизинг
 




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru