бизнес портал Алти.ру

Год большого лизинга




Год большого лизинга

2006 год войдет в историю как год, когда лизинговый рынок России стал зрелым: его структура стала похожей на структуру развитых рынков, конкуренция – жестче, а источники финансирования сделок – разнообразнее.

Лакомый кусок
По данным Виктора Газмана, известного исследователя лизингового рынка, профессора Высшей школы экономики, в 2005 году темпы роста серьезно снизились: с 80%, на которые рынок вырос в 2004-м, до 26% в прошлом году. Но большинство опрошенных нами специалистов все-таки оптимистично смотрят в будущее и прогнозируют, что темпы роста в 2006 году будут колебаться между 30% и 40%. Что тоже очень немало. Причем с такой скоростью рынок, по мнению генерального директора компании "ММБ-лизинг" Антона Купринова, будет расти еще несколько лет. А если учесть, что годовые темпы роста лизингового рынка превышают в среднем 30% уже в течение восьми лет, то выходит, что этот рынок суперпривлекательный и едва ли не самый динамичный. Но и эти цифры могут оказаться заниженными: точно оценить темпы роста иногда весьма сложно. Например, оживление заметно на рынке лизинга авиатехники. Однако дать ему точную оценку почти невозможно, так как в качестве лизингодателей часто выступают западные компании, даже не имеющие своего представительства в России.

Несмотря на весьма бодрые, характерные для новых рынков темпы роста, лизинговый рынок становится все более зрелым. Взять хотя бы складывающуюся структуру по различным сегментам. Лизинговым хитом номер один продолжает оставаться автолизинг. Собственно, и во всем мире автотранспорт является самым популярным объектом лизинговых сделок, а российский рынок в этом отношении все больше походит на западный. Вкупе с железнодорожным подвижным составом автолизинг занимает, по разным оценкам, около половины рынка.

Как рассказывает Валерий Ярован, руководитель управления стратегического развития лизинговой фирмы "Центр капитал", в их компании самыми быстрыми темпами развивается передача в лизинг тяжелой колесной техники. Генеральный директор лизинговой компании "Уралсиб" Дмитрий Шицле констатирует, что в его компании картина примерно та же: "Я бы обозначил лидеров роста так. На первом месте – автомобили, на втором – железнодорожные цистерны". По словам Антона Купринова, у них тоже лидирует транспорт, затем идет полиграфическое оборудование. В последнее время хорошо растет и сдача в финансовую аренду строительной техники. А финансовый директор "РБ-лизинг" Павел Пискун так обозначил хиты своей компании: электроэнергетическое оборудование, авиатехника, недвижимость.

Кстати, в нынешнем году на рынке было много разговоров про лизинг недвижимости. Но, по словам Дмитрия Шицле, дальше разговоров дело пока не идет. На поток эту потенциально очень востребованную услугу не поставила еще ни одна компания: "Лизинг недвижимости тяжело ставить на поток хотя бы потому, что существуют разные требования к регистрации сделок в разных регионах". В самом "Уралсибе" портфель по лизингу недвижимости насчитывает четыре-пять договоров, по которым уже идут платежи. По свидетельству Павла Пискуна, в этой сфере существуют многочисленные проблемы. Например, до сих пор нет четкого ответа (точнее, даются несколько вариантов ответов) на вопрос, требуется ли обязательная регистрация договоров по лизингу недвижимости. Валерий Ярован отмечает также, что резкий рост на рынке недвижимости на самом деле парализует ее лизинговый рынок. На этом рынке действуют гораздо более интересные с точки зрения доходности схемы – вроде многократной перепродажи прав на строительство.

Жестче, еще жестче
Почти все эксперты говорят о росте конкуренции. В частности, еще в прошлом году на рынок вышло сразу несколько серьезных международных компаний (что, кстати, также свидетельствует об определенной зрелости лизинга). На рынок пришли "ФБ-лизинг" – "дочка" немецкого холдинга VB Leasing, "Локат лизинг Руссия"(ЛЛР) – "дочка" банка Uni Credit, "ИНГ-лизинг" – "дочка" ING Group, "Парекс-лизинг" – "дочка" Parex Bank, Arval – "дочка" банка BNP Paribas. Их предложения, по словам Дмитрия Шицле, обычно весьма конкурентоспособны по цене: сказывается доступ к недорогим финансовым ресурсам. Поэтому сражаться с ними по ценам сложно, приходится использовать свое знание рынка, клиентов, более точно настроенный риск-менеджмент.

Старожилам, замечает Павел Пискун, приходится держать ухо востро, потому что уже есть несколько сигналов, свидетельствующих о росте реальной конкуренции. Только в нынешнем году лизинговые компании начали сталкиваться на открытых тендерах. Конкуренция привела к значительной унификации договоров, которые различные компании предлагают своим клиентам – по ценам, срокам договоров, порядку погашения задолженности, размерам авансовых платежей, выделяемым рискам, по структуре обеспечения. Как и на остальных финансовых рынках, все новинки сходу копируются конкурентами. В связи с этим, по мнению Павла Пискуна, на нынешнем этапе развития становится важным не что предлагать клиенту, а как: для клиентов большое значение имеет то, как отработаны в компании различные бизнес-процессы, как обеспечены единые стандарты обслуживания, например, в разных филиалах. Валерий Ярован тоже полагает, что рынок входит в полосу, когда конкуренция становится неценовой. Возрастает роль специализации, то есть опять-таки более точной отработки бизнес-процессов.

Конкурировать лизинговым компаниям приходится не только с иностранцами, но и с собственными "мамами". Многие банки сейчас заявляют о введении специальных программ по кредитованию малого и среднего бизнеса. Хотя в этом пакете нередко присутствует и лизинг, в действительности это означает конкуренцию программ банка и лизинговой "дочки" – как минимум за бюджеты. Ведь планы и управление лизинговыми подразделениями чаще всего выделены, и согласовать интересы очень непросто.

Кредитный перелом
Впрочем, о своих бюджетах компании начинают активно беспокоиться, не полагаясь на кредиты "родного" банка. Диверсификация источников финансирования тоже говорит о зрелости рынка. Совсем недавно подавляющее число лизинговых фирм не знали других форм рефинансирования сделок, кроме кредитов материнского банка. Но сейчас, по мнению Антона Купринова, этот список расширяется. И немудрено. По данным Виктора Газмана, в 2002 году в России насчитывалось всего три лизингодателя, объемы нового бизнеса (число вновь заключенных договоров) которых превышали $100 млн, в 2003 году их было семь, в 2004 году – 15, а по результатам 2005 года количество таких лизингодателей стало не менее 24, в том числе шесть из них преодолели планку в $200 млн, а у трех компаний результат превышал $300 млн. По мнению Виктора Газмана, с такими показателями полтора-два десятка российских лизинговых компаний могут войти в первую сотню крупнейших лизингодателей Европы. Вместе с ростом размеров компаний растут и размеры сделок. Денег "своих" банков начинает не хватать. И 2006 год можно назвать переломным. Не проходит и месяца, чтобы на рынке не появлялась новая информация о самом большом кредите ("Европлан" – $100 млн у OPIC, американской корпорации по поддержке экспорта), самом большом выпуске облигаций лизинговой компании ("РТК-лизинг" – 4,5 млрд руб. двумя траншами). На облигационном рынке присутствуют уже 10 лизингодателей и дело доходит до выпуска экзотических бумаг, таких как конвертируемые облигации ("Центр-капитал"). Но, безусловно, самым важным событием стала мартовская сделка по секьюритизации лизинговых платежей, проведенная компанией "Магистраль финанс" – лизинговой "дочкой" банка "КИТ Финанс", а также компаниями "Инвестиционный партнер" и "Объединенные инвесторы". Они получили 12,6 млрд руб., продав будущие лизинговые платежи от "Российских железных дорог". Подобные сделки на финансовом рынке пока еще штучный товар, их можно пересчитать по пальцам. И лизинговые компании, как выясняется, находятся в первых рядах финансовых инноваторов. По словам Павла Пискуна, "РБ-лизинг", дочерняя компания Росбанка, тоже рассматривает возможность такого способа финансирования. Задача облегчается тем, что Росбанк уже имеет подобный опыт: он провел вторую на рынке секьюритизационную сделку, продал платежи по пластиковым картам.

Как отмечает Дмитрий Шицле, лизинговым компаниям приходится решать и проблему достаточности капитала (соотношения собственного капитала и активов). По его мнению, восьмипроцентные банковские стандарты, соответствующие требованиям "Базель I", пока недостижимы, но лизинговые компании вполне могут удержаться в коридоре до 15%. Впрочем, удержать такое соотношение достаточно сложно, особенно учитывая темпы роста рынка.
 




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru