Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 


Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

 

 

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации


Плохие кредиты




Плохие кредиты

Проблема “плохих” кредитов становится для российских банков такой острой, что даже завышенные процентные ставки больше “не лечат”. В поисках способа уменьшить просрочку банки составляют списки не только неблагонадежных клиентов, но и целых городов, а также товаров, с которыми связаны наибольшие потери. Sm изучил эту практику, насколько позволила повышенная скрытность банков в подобных вопросах.

Суммарный кредитный портфель банков за последние 2,5 года увеличился в 5 раз, достигнув к 1 июля, по данным ЦБ, 1,5 трлн руб. ($56,5 млрд). Однако просроченная задолженность по кредитам гражданам росла еще быстрее — в 11,7 раза с начала 2004 г.: ее объем к 1 апреля 2006 г. перевалил за $1 млрд, а уже через три месяца едва не была достигнута планка в $1,5 млрд.

Банки не любят афишировать потери и в отчетности маскируют просрочку, которая достигает серьезных величин. Известно, к примеру, что один из лидеров потребительского кредитования, Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФБ), в конце прошлого года списал безнадежные долги на 370 млн руб., а еще более 1 млрд руб. “плохих” кредитов продал коллекторскому агентству за 12,5% от номинала. Общие потери банка от проблемной задолженности по итогам года превысили 3,8 млрд руб. — порядка 15% кредитного портфеля ХКФБ на конец 2005 г.

Правда, по оценке банковского аналитика агентства “Рус-Рейтинг” Виктории Белозеровой, эффективная ставка (с учетом всех комиссий и сборов) на рынке экспресс-кредитования колеблется в диапазоне 35-60%, в то время как по автокредитованию — 20-25% годовых, ипотеке — 15-20% годовых. Но огромный уровень потерь снижает брутто-маржу банка по экспресс-кредитам как минимум до таких же уровней, как у менее “дефолтных” кредитных продуктов. А ведь иметь дело со множеством мелких заемщиков дороже, чем со сравнительно небольшим числом крупных.

Поэтому-то получить кредит на покупку “ненадежного” товара, особенно в “ненадежном” регионе, становится все труднее.

Уповая на скоринг
Правильная настройка скоринговой системы (методика балльной оценки заемщика) — основное оружие банкиров в борьбе против невозврата кредитов. Анкетируя потенциальных заемщиков, банки во всем мире учитывают их зарплату, возраст, семейное положение и т. п. Но одних личных характеристик недостаточно. Статистика банков показала, что в России есть целые дефолтные города и товары, риск невозврата по которым особенно велик. Опытный финансист, пожелавший сохранить анонимность, отмечает, что в том же ХКФБ в последнее время увеличился уровень отказов “по продуктам, несущим в себе более высокий риск мошенничества”, например по кредитам на покупку компьютеров. Видимо, банк внес изменения в скоринг. Сами лидеры рынка крайне неохотно делятся своим опытом, чтобы не облегчать жизнь конкурентам. “Не все банки знают о существовании товаров с повышенным уровнем неплатежей и умеют управлять товарными группами”, — утверждает замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов.

Проведенный опрос нескольких банков и коллекторских агентств показал, что с точки зрения “надежности” товары можно условно разделить на четыре группы. Отдельной строкой проходят мобильные телефоны с самыми высокими рисками кредитования. Потери в этом сегменте находятся в диапазоне 15-25% — в зависимости от региона, условий кредитования и даже торговых сетей, каждая из которых, по выражению одного специалиста, “ориентируется на определенного клиента и формирует свой образ в его глазах”. Вторая группа — бытовая электроника: ноутбуки и карманные компьютеры, дорогие автомагнитолы, аудиоцентры и т. п. Здесь уровень потерь обычно не превышает 10%. Затем идет “белая” техника — в среднем менее 5%, но цифры в разных регионах в зависимости от социально-экономической обстановки могут различаться в 2 раза (наиболее проблемные регионы расположены на Урале и в Сибири: Кемеровская, Свердловская, Пермская, Томская области). Cамые добросовестные заемщики покупают мебель (1-2%). “То, что требует доставки и установки, всегда менее рискованно кредитовать”, — поясняет гендиректор компании “Секвойя Кредит Консолидейшн” Елена Докучаева. В портфеле проблемных кредитов на приобретение товаров, с которыми по поручению банков работает это коллекторское агентство, 32% приходится на “мобилы”, 20% — на ноутбуки и оргтехнику, 13% — на бытовую технику. В выборке Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) из нескольких тысяч банковских должников также с большим отрывом лидируют сотовые трубки — 25% от общего числа невыплаченных кредитов. Затем идут DVD- и CD-проигрыватели (порядка 16%) и кухонная бытовая техника (15%), рассказывает коммерческий директор ФАСП Александр Морозов.

Основная причина неплатежей, по мнению специалистов, — мошенничество, на втором месте — просчеты самих банков, связанные с неадекватной оценкой рисков и настройкой скоринга. “Упрощенно уровень рисковости товара можно определить как отношение его стоимости к весу или габариту”, — говорит Максим Чернущенко, зампред правления Инвестсбербанка. Чем вещь дороже и компактнее, тем риск выше.

Следуя этой методике, нетрудно убедиться, что банкам гораздо выгоднее кредитовать покупку алкоголя, чем сотовые трубки. Коробка с мобильником ценой 9000 руб. весит граммов 300, то есть грамм стоит 30 руб., а вот удельная стоимость 15-килограммового ящика водки по 150 руб. за поллитра — в 150 раз меньше, всего 0,2 руб. за грамм. Получается, что алкогольных дефолтов в России быть практически не должно. Даже странно, что банк “Русский стандарт” до сих пор не приступил к массовой выдаче льготных связанных кредитов на одноименный горячительный напиток.

Впрочем, дело не только в соотношении масса/стоимость. Для сотовых трубок решающим фактором является юный возраст заемщиков, для которых характерны “безответственность и импульсивность при принятии решения”, уверен другой банкир. По данным одного из банков — лидеров товарного кредитования, наибольшим спросом мобильные телефоны пользуются именно у молодежи 20-25 лет: на их покупку брали кредит около 40% заемщиков этого возраста. Опрос клиентов банка также показал, что в Москве “мобилы” приобретают реже, чем в регионах: около 5 и 20% оформлявших товары в кредит соответственно.

Как обмануть мошенников
Несмотря на высокие риски, дефолтные товары составляют существенную часть банковских портфелей по POS-кредитованию (выдача кредитов в точках продаж). К примеру, у ХКФБ, как следует из его презентации для инвесторов, по итогам 2005 г. на мобильные телефоны приходилось 18% выданных кредитов. Хотя покупку “белой” техники и электроники банк все же кредитует в больших объемах — 30 и 25% соответственно. У “Русского стандарта” доля кредитов на сотовые трубки доходит до 15%.

На условиях анонимности специалист крупного банка сообщил результаты проведенного этим банком исследования, которое показало, что в целом в кредит продается 16% “мобил”, 3% фото- и видеокамер, 7% мебели, 12% компьютеров, 23% изделий бытовой электроники, 42% — “белой” техники. Если исходить из оценки объема всего рынка товарного кредитования, сделанной ХКФБ, — 99 млрд руб. на конец 2005 г., потери банков только на “мобилах” могут составить 3-5 млрд руб. Как их снизить?

“Каждой товарной группе присваивается определенная категория риска кредитования, есть stop-loss показатели, рассчитанные для продукта и географической территории. Если такой показатель превышается, срабатывает запрет на кредитование”, — в самых общих чертах описывает технологию Вечканов из Росбанка. “Дефолтной” группе товаров присваиваются определенные негативные веса, и сам факт намерения купить такой товар уже усложняет прохождение скоринга. По выражению Чернущенко из Инвестсбербанка, чтобы получить кредит под высокорисковый товар, заемщик во всем остальном должен быть “шоколадным”. Кроме того, банк может потребовать внести первоначальный взнос от 10 до 30% суммы кредита, заложить повышенные риски в тарифы. По словам Чернущенко, специальные программы поддержания лояльности клиентов на дефолтные товары обычно не распространяются. В ХКФБ также рассказали, что для минимизации рисков банк после скоринга может провести и дополнительную проверку. Например, позвонить работодателю заемщика. Подобную “двойную авторизацию” ХКФБ нередко практикует при покупке товаров в кредит по акции “0% первый взнос”.

Набор мер по снижению риска при кредитовании дефолтных товаров у основных игроков стандартный, говорит руководитель направления по работе с проблемной задолженностью Альфа-банка Станислав Исмагилов. Прежде всего это установление такой эффективной процентной ставки либо комиссии с магазина-партнера, которая бы компенсировала повышенные потери. Инструктаж персонала по ужесточению оценки внешнего вида заемщика вплоть до изучения значения татуировок. Прозвон по всем телефонам, указанным в анкете. Крупнейшие игроки применяют также программные комплексы для борьбы с мошенничеством, разработанные производителями скорингового софта вроде Experian или Fair Isaac. “Возможны два варианта: приобретение системы либо аутсорсинг этой услуги по аналогии с бюро кредитных историй. Заявка прогоняется через систему провайдера и возвращается с ответом о вероятности мошенничества”, — рассказывает Исмагилов.

НЕХОРОШАЯ ПРОПИСКА
В неформальных беседах банкиры сообщают, что в черных списках мест c повышенным риском кредитования у них фигурируют населенные пункты с градообразующим предприятием, испытывающим финансовые трудности. Высокий уровень потерь в конкретном городе может быть связан также с желанием банков во что бы то ни стало завоевать местный рынок. Названия “мошеннических” городов (а есть, говорят, и такие) банки хранят в строгом секрете. Центробанк ежеквартально публикует региональную статистику по кредитам, в том числе по местонахождению заемщиков (последняя датирована 1 апреля 2006 г.). Но по ней можно судить лишь об официальном уровне просроченной задолженности. Общую картинку к тому же “портит” Сбербанк. По информации “Интерфакс-ЦЭА”, без лидера кредитования граждан у сотни крупнейших по активам банков этот показатель на 1 июля будет уже не 2,6, а 4,5%, а если взять только столичные банки — 4,9%.

В МВД же фиксируют лишь количество зарегистрированных по статье “мошенничество” преступлений в кредитно-финансовой сфере. Тем не менее анализ центробанковских и милицейских данных позволяет сделать выводы о том, насколько успешно продвигается банковский бизнес в том или ином субъекте федерации.

В 22 регионах, то есть в каждом четвертом по стране, уровень просроченной задолженности оказался выше среднероссийской планки (на них приходится 58% суммарного розничного портфеля и 71,5% “плохих” кредитов). Этот список “отстающих” на 70% совпадает с перечнем регионов, которые на 1 июля лидировали по количеству зарегистрированных преступлений.

Cреди этих 22 регионов самые добросовестные заемщики живут на Дальнем Востоке. Впрочем, и объемы бизнеса здесь невелики: при просрочке в 1,4% от розничных кредитов на местный портфель приходится лишь 4% от общероссийского. А самая большая доля проблемных долгов — на Урале, в Центральном и Сибирском округах. Накопилось, считают в ХКФБ: просроченные ссуды “устаревают” в портфелях банков, поэтому их уровень выше там, где предоставление кредитов началось раньше. Однако Москва по этому показателю занимает лишь 9-е место, еще дальше — Петербург, лидирует же Свердловская область. За год (с 1 апреля 2005 г.) среди нынешних 22 самых проблемных регионов темпы роста кредитных портфелей превысили или хотя бы были близки к приросту проблемных долгов только в Татарстане, Саратовской и Ивановской областях. У остальных — серьезно отставали. Самые высокие темпы роста просрочки (более 600%) оказались в Чечне, Ингушетии, Адыгее и Пермской области, но здесь и старт был низким.

Дефолтность регионального портфеля зависит не только от уровня жизни или криминогенности, но и от насыщенности рынка, считает Исмагилов из Альфа-банка. Чем выше конкуренция, тем дальше вниз по кривой качества заемщика вынуждены идти банки для наращивания портфеля, что выражается в просрочке. В “неблагонадежных” городах банки обычно действуют теми же методами, что и при кредитовании высокорисковых товаров: корректируют скоринговую карту для данного региона, более тщательно подходят к подбору партнеров — торговых компаний, клиентов, усиливают местное подразделение по сбору долгов.

Самая неудачная идея, по словам финансистов, — взять ссуду под дефолтный товар в дефолтном регионе. Даже если банк не откажет, он выдвинет заведомо неподъемные условия и замучает звонками по всем анкетным телефонам. В итоге клиент, скорее всего, сам откажется от кредита.
 






 

Перепечатка материалов сайта без установки активной ссылки на сайт alti.ru запрещена.