бизнес портал Алти.ру

Кредитование




Кредитование

К концу года рынок розничного кредитования оказался настолько перенасыщен предложениями банков, а каналы сбыта кредитных продуктов настолько перегружены, что банкам стало сложнее организовывать продвижение кредитных продуктов. Означает ли это, что рынку не нужны новые банки-участники, и чего ждать физическим лицам на рынке потребкредитования в 2007 году? Для "Ъ-Банка" ситуацию прогнозирует Алексей Буздалин, главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА", кандидат экономических наук.

Ваших нет
Фактически ежегодное удвоение рынка кредитования физических лиц создало благоприятные условия для развития отдельных российских банков, получивших возможность, начав с "пустого места", быстро войти в число ведущих банков России.

С другой стороны, высочайшие уровни рентабельности розничного бизнеса заставляют банки, пока еще не работающие с населением, с особым интересом и вниманием следить за развитием данного сегмента банковского бизнеса, рассматривая его как потенциально возможный и крайне заманчивый вариант трансформации их бизнеса. Но насколько оправданны такие радужные планы?

Перенасыщение рынка розничного кредитования предложениями банков привело к тому, что этому рынку, по крайней мере в Москве, не нужны новые участники. Для большинства банков вход в кредитную розницу заказан.

Основная проблема, с которой сталкивается банк, стремящийся выйти на рынок розничного кредитования, заключается в ограниченности каналов сбыта банковских продуктов. Поэтому новых заемщиков банки ищут не среди существующей клиентуры, а стараются привлечь "на стороне".

Для рынка автокредитования основными каналами сбыта являются автодилеры, для рынка ипотеки – риэлтеры, для рынка нецелевого или беззалогового кредитования – торговые сети.

Автокредитование
Лидерство на рынке автокредитования обеспечивают два фактора – региональная экспансия и доступ к дешевым кредитным ресурсам. В России лидером этого рынка является Росбанк (не в последнюю очередь за счет покупки группы ОВК), а в Москве – иностранные банки.

Существенную конкуренцию банкам на рынке автокредитов составляют небанковские организации. На рынке автокредитования уже присутствуют крупные игроки, не являющиеся банковскими организациями, в частности Компания розничного кредитования. Эти организации не обязаны выполнять регулятивные требования Центрального банка РФ, что позволяет им иметь дешевую ресурсную базу иностранного происхождения, а значит, возможность предлагать клиентам кредиты на более выгодных, чем у банков, условиях и, соответственно, больше возможностей для формирования продуктов формата рассрочки.

По мнению экспертов, к 2010 году доля продаж в кредит "нашемарок" сократится с нынешних 50% примерно до трети рынка. Зато доля продаж в кредит "иномарок", собранных в России, удвоится. Перспективен рынок кредитования продаж подержанных автомобилей иностранного производства (значительная часть этого рынка будет смещаться в регионы).

Важнейший риск для банков, занимающихся автокредитованием, – это приход на рынок финансовых подразделений автоконцернов. Уже сейчас наиболее успешными банками на рынке автокредитования являются те из них, которые работают в рамках партнерских соглашений с производителями автомобилей и крупнейшими автодилерами, готовыми ради роста объемов продаж субсидировать часть стоимости кредитов, создавая уникальные на рынке автокредитования предложения.

По таким схемам в России продаются автомобили торговых марок, принадлежащих концернам VW, Renault-Nissan, Ford, Peugeot-Citroen. В октябре 2006 года концерн GM подписал эксклюзивное соглашение о сотрудничестве с Альфа-банком, что может вывести его в лидеры автокредитования в России. О намерении открыть собственные банки в России объявили концерны BMW, DaimlerChrysler и Toyota.

Для коммерческих банков бизнес по сопровождению продаж автомобилей автоконцернов, имеющих финансовые подразделения в России, может стать чисто комиссионным, а число игроков рынка уменьшится. Ставки по кредитам на покупку автомобилей таких концернов определяются не ставкой LIBOR, а задачами обеспечения продаж автомобилей. Это означает, что ставки по таким автокредитам могут опуститься ниже не только депозитной ставки, но и вплоть до нулевой отметки. А это означает, что коммерческие банки могут быть вытеснены с этого рынка.

Опыт автомобильных продаж в развитых странах предполагает, что большинство автомобилей продается в кредит, который в конечном итоге рефинансируется автопроизводителями. Можно предположить, что и российский автомобильный рынок ждет то же самое, а значит, рынок автокредитования станет для банков по преимуществу комиссионным.

Вторым следствием будет то, что автоконцерны, скорее всего, начнут ограничивать число банков-участников путем заключения соглашений с наиболее надежными банками.

Ипотечное кредитование
Сейчас срочность ресурсной базы большинства российских банков не позволяет им самостоятельно развивать собственные ипотечные программы. Исключение могут составить лишь "дочки" иностранных банков, работающих в России, имеющие ресурсную поддержку материнских структур.

Рост объемов выдаваемых большинством российских банков ипотечных кредитов возможен за счет рефинансирования ранее выданных ссуд, посредством участия банков в проектах Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК), Московского ипотечного агентства, а также возникших в последнее время аналогичных частных компаний, в том числе программы валютного рефинансирования банка "Дельтакредит".

Другой путь рефинансирования портфелей ипотечных кредитов может заключаться в выпуске ипотечных ценных бумаг – пионером в этом стал государственный Газпромбанк. Вместе с тем представляется, что в силу все еще несовершенной законодательной базы и малого опыта у российских банков такой путь рефинансирования останется экзотикой до 2010 года.

Потому именно партнерство с АИЖК сейчас поддерживает приемлемый для отечественных банков уровень ставок. Что даже позволяет банкам выдавать часть ипотечных кредитов за счет собственных ресурсов, не переуступая их АИЖК.

Также не исключено, что исходя из планов правительства РФ сделать ипотеку доступной, АИЖК может настолько снизить ставки, что сделает нерентабельным для банков выдачу ипотечных займов ради получения процентного дохода. Тогда рынок банковской ипотеки превратится исключительно в комиссионный, где все кредиты будут рефинансироваться. По аналогичному сценарию ситуация будет развиваться, если в Россию придут иностранные компании со своими дешевыми программами валютного рефинансирования.

Нецелевое кредитование
Передовые позиции на рынке нецелевых, или беззалоговых, кредитов удерживают абсолютный лидер банк "Русский стандарт" и Росбанк – остальные образуют плотную группу, но сильно отстают от первых двух. Тому несколько причин: активная рекламная кампания, значительное число точек продаж в торговых сетях, масштабная сеть филиалов, особенно в регионах, и, разумеется, статус пионеров рынка. Впрочем, возможность догнать и перегнать Росбанк тем не менее есть у многих банков, хотя продукты большинства из них скопированы у лидеров и утратили конкурентное преимущество.

Рынок нецелевого кредитования включает три основных сегмента: кредитные карты, потребительское кредитование в торговых сетях и простое кредитование в формате "просто деньги". Каждый сегмент имеет свою специфику.

Конкуренция на рынке кредитных карт аналогична конкуренции за вкладчиков, а не заемщиков. Рынок кредитных карт тесно связан с рынком депозитов, так как эти продукты предлагаются в паре. Кредитные лимиты по картам обычно напрямую увязываются с объемами поступления средств на депозитные счета клиентов. Успеха на рынке кредитных карт могут добиться только те банки, которым граждане очень доверяют, что должно отражаться в размерах их депозитов. Такие банки имеют среди владельцев депозитов существенную долю зарплатных счетов. Для успеха карточного бизнеса необходимо наличие у банка современной технологической базы, предполагающей удобство дистанционного управления счетами клиентов. В ближайшее время лидером на этом рынке может стать недавно вышедший на него Сбербанк.

Потребительское кредитование покупок в розничных сетях хотя и является перспективным в плане роста сегментом рынка, но вместе с тем крайне закрытым для проникновения на него новых игроков-банков. Потому что торговые сети все более тщательно выбирают банки, предлагающие на их территории кредитные продукты, при этом стремясь не только не делиться прибылью, но и получить дополнительный доход за счет обеспечения доступа банков к клиентам. Сотрудничество с торговыми сетями способствует эффективному продвижению банками кредитных продуктов. Торговые сети также смогут участвовать в субсидировании процентной ставки, что сделает кредитные продукты более доступными рядовому потребителю, то есть физическим лицам. Вместе с тем крупнейшие иностранные торговые сети в России в последнее время стали отказываться от сотрудничества с независимыми российскими кредитными организациями, регистрируя дочерние банки ("Седьмой континент").

А вот рынок простого кредитования в формате "просто деньги" является, пожалуй, наиболее перспективным в плане развития и появления на нем новых участников.
 




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru