бизнес портал Алти.ру

Аллергия на пластиковую карту




Аллергия на пластиковую карту

С помощью пластиковой карты нельзя дать взятку или оплатить штраф. А без этих традиционных процедур средний россиянин не представляет своей жизни. К тому же чем дальше от Москвы, тем сложнее использовать карту в качестве платежного средства даже в магазинах. Словом, в ближайшее время России не суждено стать безналичной страной — как бы ни старались банкиры, народ не откажется от "живых" и приятно шуршащих денег.

Банки предпринимают отчаянные шаги для того, чтобы заставить нас пользоваться картами как электронными деньгами, расплачиваться ими в торговых точках. Огромное количество торговых точек, а еще — парикмахерских, всякого рода ателье и других мест скопления мастеров бытового обслуживания населения также отчаянно сопротивляется агрессии безнала. Страдают в результате жители города и села.

В конце прошлого — начале этого года многие банки повысили комиссии за обналичивание средств через банкоматы. Причем как через "чужие", так и через "свои", то есть родные для банка. А те организации, что доселе не брали плату за снятие наличных, начали ее вводить. Дальше всех пошел Сбербанк, который в начале ноября не только повысил комиссии для клиентов, но и ввел ограничение по снятию денег в своих и сторонних банкоматах. Официальное объяснение изменения тарифов — усиление мер по борьбе с легализацией преступных доходов и обналичиванием крупных сумм. Однако, принимая такие решения, банки думают и о себе — таким образом они подталкивают клиентов к более широкому использованию карт для оплаты товаров и услуг в магазинах и ресторанах, поликлиниках и на автозаправках. Ведь комиссии не взимаются при расчетах с помощью пластика. Банкам же рост безналичных платежей на руку, поскольку снижаются расходы на развитие и содержание банкоматных сетей, инкассацию, обналичивание и т.д.

Но вряд ли введение такой жесткой меры, как увеличение комиссионных за снятие наличных, заставит население полностью перейти на карточные расчеты. Картой можно расплатиться далеко не везде — в России слишком слабо развита соответствующая инфраструктура. За билет в кино или цветы в палатке хочешь не хочешь придется выложить наличные. До сих пор в столице ряд крупных магазинов, известных ресторанов и кафе не работает с пластиком. Например, не примут карту в гипермаркете "Ашан", сетях универсамов "Пятерочка", "Копейка". В "Рамсторе", где прием пластика декларируется, кассирши отказываются его брать, ссылаясь на плохую связь с банком (аппараты для "прокатки" карт должны связываться с банком для подтверждения наличия средств на счете). Одному из сотрудников "Профиля" пришлось долго краснеть и жалко оправдываться в безденежье, когда у него отказались принять карточку в ресторане "Щербет", расположенном в самом центре столицы — на Петровке. Место это достаточно популярное у платежеспособной публики. Но, как выяснилось, здесь категорически не желают обслуживать клиентов без наличных в кармане. История не была бы столь примечательной, если бы на соседней от этого заведения улице не располагался Центральный банк, руководство которого усиленно пропагандирует увеличение безналичных расчетов, объявив войну отмыванию средств. Кстати, в свое время посильную помощь в борьбе с наличными предложили законодатели. Депутаты не раз высказывали идею обязать торговые точки с ежедневным оборотом, допустим, в 20 тыс. рублей устанавливать терминалы по приему пластиковых карт. Однако она так и осталась нереализованной. Ведь для мелких торговцев это дополнительные расходы и необходимость засвечивать весь свой оборот перед банком.

Редкое явление
Грустно сравнивать количество точек приема карт в России и за рубежом. Карты Visa в России обслуживают 98 тыс. торговых точек и более 23 тыс. банкоматов. Карты MasterCard по состоянию на сентябрь 2005 года принимались в 23 тыс. банкоматов и 150 тыс. торговых точек. В США на этот же период пластик MasterCard обслуживался в 396 тыс. банкоматов и 6,1 млн. торговых точек. Как говорится, почувствуйте разницу.

Известно, что каждый американец имеет на руках по две-три карты. За ними следуют европейцы, имеющие хотя бы по одной карте в кармане. Как свидетельствуют данные исследования компании MasterCard Europe, через 10 лет Европа полностью перейдет на безналичные расчеты. В том же исследовании говорится: большинство европейцев соглашаются с тем, что носить и использовать дебетовую карту так же просто, как и наличные.

У нас другое дело. По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, карточками пользуются всего 15% россиян. Чем крупнее город, тем больше в нем процент "пластиковых" пользователей: в мегаполисах их доля составляет 26% населения, а в сельской местности — всего 6%. На общероссийском фоне Москва выглядит достаточно прогрессивным городом. На сегодня почти каждый второй столичный житель имеет на руках одну или две карты. На отечественных просторах не пользуются пластиковыми картами россияне пенсионного возраста (97%), граждане с начальным образованием (98%) и низким уровнем дохода (92%), говорят данные ROMIR Monitoring.

Но даже для образованных и далеко не бедных россиян пластик — явление не всегда рядовое. "Банковские карты не станут по-настоящему массовыми до тех пор, пока устройства по их приему в оплату не будут установлены в подавляющем большинстве торговых точек, а телекоммуникационное оборудование не снизит скорость осуществления транзакции до долей секунды. То есть расплачиваться карточкой должно быть проще, чем наличными, — рассказал "Профилю" директор департамента неторговых операций банка "ГЛОБЭКС" Денис Хренов. — К тому же очевидно мешает процессу распространения пластика наличие серого рынка товаров и услуг и конвертных форм выплаты зарплаты. Таким образом, массовость банковских карт — это вопрос, скорее, не временной, а конъюнктурный".

Не последнюю роль играет и вопрос безопасности. Россияне мало доверяют аппаратам по выдаче денег и еще меньше — торговым точкам. Мысль о том, что снять с карты могут больше, чем следует, не дает покоя посетителям магазинов и ресторанов. К тому же потеря карты или действия мошенников грозят большими проблемами — в одночасье можно потерять все свои сбережения.

Мало доверяют карточным продуктам не только простые граждане, но и сотрудники ЦБ. Один из зампредов главного банка страны в беседе с журналистами как-то обмолвился, что никогда не использовал пластиковую карту на территории России — только за границей и зарплату предпочитает получать "живыми" деньгами. А все потому, что не верит в безопасность карточных платежей на местном рынке. Такое же отношение к России и у иностранцев, большинство из них не решаются расплачиваться картами западных банков, боясь кражи денег со счетов.

Банки плетут сети
"Сегодня большинство эмитируемых банками карт являются дебетовыми и предназначены для перечисления на них заработной платы сотрудников предприятий, обслуживающихся в банке. Доля таких карт в банках составляет 80—90% от общего количества эмитируемых", — отмечает начальник управления пластиковых карт РосЕвроБанка Владимир Халин. По его словам, в основном по таким картам снимаются наличные в банкоматах, а доля покупок по ним незначительна. Помимо "зарплатников" на пластик подсаживаются и граждане, берущие кредиты в банке. "Количество кредитных карт в 2005 году в России увеличилось в основном за счет роста популярности кредитных банковских продуктов, — считает начальник управления банковских карт Бинбанка Юрий Татаринов, — однако их доля в общем объеме эмиссии по-прежнему остается крайне малой — порядка 5%. Но в силу того, что получение кредита с использованием банковской карты удобнее и функциональнее, чем потребительское кредитование, получившее широкую популярность в России, количество кредитных карт будет увеличиваться".

Банки завлекают россиян в пластиковые сети не только с помощью кредиток. "Особенностью прошлого года стало резкое увеличение количества банкоматов с функцией приема наличных (cash-in) и появление мобильных киосков", — отмечает заместитель начальника управления электронной коммерции Импэксбанка Александр Трунилин. Кроме того, банки продолжают наделять свои карточные продукты дополнительными функциями: услуги по SMS- и E-mail-информированию, управлению карточным счетом через Интернет предоставляет теперь практически каждое крупное кредитное учреждение. В целях безопасности многие банки приступают к выпуску чиповых пластиков, а мировые компании бьются над новыми карточными "наворотами". Например, в настоящее время компания Aveso разрабатывает кредитки с LCD-экраном. Введя секретный пароль при помощи крошечных клавиш, распложенных на той же кредитке, пользователь может узнать на миниатюрном экране состояние своего счета. Единственный минус изобретения — жидкокристаллический экран делает такие карты значительно более хрупкими к изгибу и излому. Кроме того, они толще обычного пластика.

Банки активно внедряют и совместные с другими компаниями проекты, в рамках которых владелец карты получает различные скидки и бонусы за пользование услугой. В начале года Альфа-банк, "Аэрофлот" и MasterCard запустили ко-брендинговые карты "Аэрофлот MasterCard Альфа-Банк". Новый продукт дает возможность не только совершать покупки в магазине, но и получать бонусные "мили" за каждый потраченный доллар, евро или рубль. Аналогичный проект развивает и Сбербанк. В то же время по картам "Внешторгбанка 24" можно получить скидки в спортивном комплексе Marina Club, бильярдном клубе "Абриколь", ресторанах "Времена года", "Изумрудный Будда", "Шпигель", а также в ряде ювелирных магазинов, туристических, страховых и юридических компаний и т.п. Карты Инвестсбербанка дают скидки в магазинах бытовой техники "Мир".

Вызвать интерес к пластиковым картам банки пытаются и за счет их внешнего вида. Дизайн пластика разнообразен: от стандартных деловых — синих и серых до ярких цветных и прозрачных. Сегодня можно приобрести и карты с изображениями: например, Сбербанк предлагает пластики с символикой Лиги чемпионов УЕФА. Поместить фотографию любимого домашнего питомца или, например, президента можно на картах Промсвязьбанка, Газпромбанка и банка "Союз". "В будущем помимо увеличения объемов и форм кредитования с использованием банковских карт будет активно развиваться технологическая составляющая пластика", — прогнозирует Денис Хренов из банка "ГЛОБЭКС". Банкир считает, что грядет своего рода "сращивание" платежных карт и мобильного телефона. Сегодня люди чаще пересекают границы, легче отправляются в путешествия, меньше сидят на месте — финансовые инструменты должны идти в ногу со временем.
 




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru