Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Рост популярности автокредитов

Россия переживает этап массовой автомобилизации. Ежегодно появляются десятки новых программ автокредитования со всё более привлекательными условиями покупки автомобиля.

Уже сейчас россиянин может купить личное авто без предоставления залога, без первоначального взноса и на срок до 3-5 лет по разным программам. Кредиты можно оформить прямо в автосалоне, где работают представители большинства банков.

Население пошло дальше, и стало приобретать машины и по программам потребительского кредитования, оформляя заем на недостающую часть от стоимости покупки. "В зависимости от модели и региона страны процент покупки в кредит составляет от 20 до 40% от суммарных продаж", - рассказывает Иван Карпузов, PR менеджер компании "ТагАЗ".

Прогнозы участников рынка столь же оптимистичны, как и результаты роста рынка прошлых лет. В 2006 году было продано более 2 млн новых автомобилей на 32 млрд долл. При этом автокредитов было выдано на сумму 8,5 млрд долл., чего не ожидали даже самые смелые аналитики рынка. На сегодняшний день на автокредиты приходится 27% общего портфеля розничного кредитования России. Ожидается, что в 2007 году объем российского рынка автокредитования увеличится почти вдвое и может достичь 14 млрд долл.

По прогнозам специалистов Альфа-Банка, этот рост продолжится, поскольку российский автомобильный парк и уровень проникновения автокредитования пока далеки от насыщения. Как отмечает руководитель блока "Автокредитование" Альфа-Банка Сергей Силантьев, в России в среднем на 1000 человек приходится 200 автомобилей, для сравнения - в Европе это 400 машин, а в США - 750. После столичных городов наибольшая активность на рынке автокредитования наблюдается в Ростове-на-Дону, Перми, Нижнем Новгороде.

Стремительный рост объемов автокредитования произошел благодаря экспресс-кредитованию. Напомним, еще два года назад подавляющее большинство кредитов были экспрессами. Но сегодняшняя тенденция такова, что их количество снижается, и они уже составляют не более половины от общего числа. Клиенты, предпочитающие экспресс-кредиты, как правило, люди не способные подтвердить доходы документально и приобретающие недорогие автомобили. Именно поэтому они и идут на переплату. А стоимость такого продукта в среднем в два раза выше классического. Но в связи со снижением банками требований по предоставляемым документам заемщики получили возможность брать более дешевые кредиты.

Говорить о минимальном возможном уровне ставки следует в рамках сегмента. Порогом для классического кредита в большинстве отечественных банков является ставка в 11% в рублях. Опять же она зависит от размера первоначального взноса и срока кредита. В случае с беспроцентной рассрочкой или программами автопроизводителей ставка может быть меньше в разы.

Требования самого заемщика к покупаемому авто также отличаются в зависимости от класса автомобиля, который он выбирает. Так в сегменте подержанных автомобилей существует потребность населения в продуктах, не требующих оформления КАСКО, а также в схемах позволяющих приобрести подержанные иномарки непосредственно за рубежом. В сегменте новых иномарок на рынок выходят сами автопроизводители с собственными кредитными программами и дотируют ставку по кредиту. В категории классического и экспресс-кредитования все большее количество людей готовы подтвердить свой доход документально. В результате чего обслуживание кредита становиться менее затратным, и человек готов приобрести автомобиль классом выше.

"По нашим оценкам, доля всех новых автомобилей, приобретаемых в кредит, в 2006 году достигла 40%, тогда как доля иномарок, приобретаемых в кредит - 45%, причем эта доля растет из года в год", - отмечает Кирилл Бадулин, ведущий аналитик департамента стратегического развития "Атлант-М". Он считает, что сегодня "народным автомобилем" скорее можно назвать иномарки, чем отечественные авто.

Доля продаж российских марок по итогам 2006 году составила 42%. В 2007-м году, по оценке Кирилла Бадулина, она составит 32%. А в ближайшие годы, особенно после введения Евро-3 с 2008 года, продолжит свое падение. Рассуждая уже о градации спроса на иномарки, аналитик поясняет, что продавцу несколько легче заниматься продажей европейских марок, поскольку уже существует развитая дилерская сеть и отработана логистика поставок.

Однако данные автомобили оказываются сравнительно дороже с учетом последних колебаний курса евро. С китайскими и японскими машинами, если поставка осуществляется непосредственно из Китая или Японии, имеют место проблемы с логистикой. Здесь доставка от производителя занимает несколько месяцев. "Ситуация должна улучшиться после открытия в РФ сборочных производств Toyota, Nissan и других", - отмечает аналитик.

Как уверяет Кирилл Бадулин, особый спрос на иномарки в ближайшие годы придется на города-миллионники не столичного региона. "Мы полагаем, что в ближайшие 3-5 лет наибольший прирост продаж иномарок продемонстрируют средние и малые областные центры, где автобизнес пока недостаточно развит". Рост этих рынков, по его прогнозам, составит от 3 до 4,7 раз к 2010 году.

При этом речь не идет о дорогих иномарках. "Машины класса А и В у нас не будут популярными", - соглашается Халиль Шехмаметьев, начальник аналитического управления "Финансовой корпорации "Открытие". Он поясняет, что цена продаваемых автомобилей есть функция от средних зарплат. При среднем доходе гражданина России 14 тысяч рублей, вероятной норме сбережения 14% от дохода, наличии двух работающих в семье, оптимальной ценой автомобиля будет до 330 тысяч рублей. С повышением дохода растет и ожидаемая цена автомобиля.

При этом, несмотря на то, что вместе со ставками на автокредиты снижаются и средние ставки по потребкредитованию, первые остаются предпочтительнее для покупки автомобиля. Ставка по автокредиту ниже в силу ликвидного залога, хотя страховой тариф на подержанные автомобили существенно выше. Таким образом, если заемщика не беспокоит возможность угона автомобиля или причинения ему иного ущерба, следует сравнить размеры фактических переплат по авто и потребкредиту. Чем старше автомобиль, тем дороже обойдется КАСКО и тем привлекательней будет потребкредит.

Нельзя не сказать и об оборотной стороне медали, которая появилась с ростом популярности автокредитов. Активное развитие рынка повлекло разработку новых продуктов, но и вызвало ряд проблем. Самая острая проблема автокредитования - мошенничество и невозвраты по кредитам. По оценке эксперта Альфа-Банка, в среднем 10% заявок на автокредит отклоняются банками по причине мошенничества.

При этом, каждый раз банки стакиваются с новыми, усовершенствованными способами. Наиболее распространенным в последнее время стало мошенничество с вовлечением в заемщики законопослушных граждан или сотрудников автосалонов. Которые в итоге бывают привлечены к ответственности как неплательщики. Банк, как известно, закладывает свои риски в стоимость кредита. Так повышенные риски мошенничества и невозвратов препятствуют снижению процентных ставок со стороны банков.

По мнению Сергея Силантьева из Альфа-Банка, эффективность борьбы с мошенничеством можно повысить путем активного внедрения кредитного бюро и совершенствования законодательства в части регистрации автомобилей, приобретенных в кредит. В частности, он предлагает изменить порядок регистрации автомобилей, приобретенных в кредит, при котором снятие автомобиля с учета возможно только после погашения кредита. Но, безусловно, особое внимание банков должно быть уделено механизму сбора долгов и наличию сильной инфраструктуры по предупреждению мошенничества и работе с должниками в каждом регионе присутствия банка.

Клерк.ру

Вернуться в раздел: Кредиты