Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Кредитование малого и среднего бизнеса

Основная проблема кредитования малого бизнеса — его непрозрачность
По данным МЭРТ, ёмкость отечественного рынка кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) составляет 25–30 млрд руб. При этом потребность небольших компаний в заёмных средствах удовлетворяется лишь на 25–30% (в Красноярском крае кредитами пользуется около 6% малых предприятий). Доля кредитов МСБ в банковских портфелях составляет не более 20%.

Специалисты называют несколько причин столь разительного дисбаланса между спросом и предложением на рынке кредитования МСБ. Во-первых, частные российские банки в первую очередь принялись осваивать нишу кредитования крупных компаний — самый высокорентабельный сегмент рынка. Затем начался бум потребительского кредитования. Малым бизнесом банкиры всерьёз заинтересовались лишь в последние 2–3 года. Во-вторых, высокая по сравнению с кредитованием крупных корпоративных клиентов себестоимость продуктов для МСБ, отсутствие чёткой системы оценки деятельности предприятия и «серые» схемы ведения бизнеса долгое время тормозили освоение этого сектора.
Ещё несколько лет назад кредиты субъектам малого и среднего бизнеса в Красноярском крае выдавали только банки с государственным участием — Сбербанк и Внешторгбанк. Частный капитал заявил о себе в этом сегменте лишь в конце 1990-х годов, да и то слабо. К 2005 году ситуация изменилась: крупные компании были поделены, рынок потребительского кредитования приблизился к насыщению. Увеличение объёмов свободных кредитных ресурсов и переход части крупных клиентов к иностранным кредиторам заставили финансистов всерьёз задуматься о создании специализированных продуктов для малого и среднего бизнеса. Огромный потенциал роста сделал эту нишу весьма привлекательной для банковских структур. По данным РА «Эксперт», объём кредитов, выданных МСБ в России, за 2005 год увеличился на 40–50% и в 2006 году составил около 5 млрд долларов.

Кредитуешь — предлагай
Полтора года назад участников отечественного рынка кредитования МСБ можно было сосчитать по пальцам одной руки. За прошедший год их число увеличилось в несколько раз. В отдельных региональных банках доля кредитов, выданных МСБ, возросла вдвое — до 30–40% корпоративного портфеля.

Сегодня кредиты малым и средним предприятиям выдаёт абсолютное большинство действующих в Красноярском крае розничных банков. Остальные заявляют о намерении выйти на рынок в ближайшие месяцы. И хотя говорить о серьёзной конкуренции пока рано, каждый банк стремится предложить максимально удобные варианты кредитования, снижая процентные ставки и упрощая процедуру получения кредита.

За четыре года кредиты для МСБ стали дешевле: процентные ставки снизились с 30 до 15%, а сроки кредитования, наоборот, увеличились. «Если в 2003 году кредит предпринимателям предоставлялся максимум на 6–8 месяцев, то сейчас появились кредиты сроком до 7 лет», — говорит начальник отдела кредитования малого бизнеса КрФ ОАО «УРСА Банк» Татьяна Дурасевич.

Следуя за потребностями развивающегося бизнеса клиентов, банки постепенно повышают и максимальную сумму кредита. Сегодня некоторые из них готовы выдавать МСБ до 45 млн руб.

Ещё одна тенденция последних двух лет — упрощение процедуры получения кредита. «Ещё три года назад потенциальному заёмщику требовалось собрать множество документов и справок, в том числе и в различных государственных инстанциях, — говорит руководитель Кредитно-кассового офиса «Красноярск» Новосибирского филиала КМБ-Банка (ЗАО) Роман Горбунов. — Это создавало определённые трудности и отнимало много времени. Рост предложения на рынке заставил банки сокращать пакет необходимых документов до минимума».

«Несколько лет назад на рассмотрение кредитной заявки уходило не меньше недели, — говорит Татьяна Дурасевич. — Сейчас разработаны методики, позволяющие сократить этот срок до двух дней. Клиент с положительной кредитной историей может оформить заём в течение одного рабочего дня».

Анализируя финансовую деятельность предприятий МСБ, большинство кредиторов сегодня предпочитают ориентироваться на данные управленческого учёта. «Это помогает объективно оценить бизнес и обойти проблему «серых» схем финансовой деятельности», — объясняет начальник отдела по работе с малым бизнесом Сибирского ТУ — представительства ОАО АКБ «Росбанк» в Красноярске Инга Егонская.

Как показал опрос ЭКО, принимая решение о выдаче кредита МСБ, в красноярских банках руководствуются принципом «лучше один раз увидеть». Поэтому выезд специалиста кредитного учреждения непосредственно «на место дислокации» бизнеса потенциального заёмщика — обязательная часть процедуры оценки его платёжеспособности.

Заложи себя сам
Пожалуй, главным событием на рынке кредитования МСБ в 2006 году стало широкое распространение беззалоговых схем или схем с частичным залоговым обеспечением. В прошлом году такие продукты появились практически в каждом банке, кредитующем МСБ. «Даже если бизнес доходный, у клиента не всегда есть залоговое имущество: все деньги вложены в оборот», — объясняет Татьяна Дурасевич. Но, даже располагая таким имуществом, немалая часть российских компаний предпочитает не афишировать этот факт, чтобы избежать проблем с контролирующими органами.

Ирина Антипина, председатель правления АКБ «Енисей»:
— Успешно конкурировать на рынке кредитования МСБ смогут те банки, которые предложат максимально комфортный сервис.

«Раньше, чтобы занять в банке даже 10 тысяч рублей, нужно было предоставить залог, который покрывал бы и «тело» кредита, и проценты, — рассказывает Роман Горбунов. — Сейчас кредит в 600–900 тысяч рублей можно получить без всякого залога. И «потолок» постоянно растёт. Эффективность такого подхода подтверждается статистикой: сегодня около 80% кредитов в нашем банке выдаётся по беззалоговым схемам. Примерно 15% — кредиты с частичным обеспечением».

«Подобные продукты пользуются повышенным спросом со стороны огромного количества малых предприятий Красноярского края», — утверждает начальник отдела по работе с корпоративными клиентами и клиентами малого и среднего бизнеса «Импэксбанка» Юлия Новосёлова.

Свою лепту в решение проблемы залога планируют внести и краевые власти. «Сейчас прорабатывается схема, которая сможет помочь компенсировать небольшим компаниям недостаток залогового имущества, — объясняет начальник отдела предпринимательства и потребительского рынка департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края Дмитрий Лукашевский. — Предполагается, что уполномоченные краевой администрацией организации будут заключать с небольшими компаниями договоры поручительства на сумму, которой не хватает для обеспечения кредита. Плата за такую услугу составит 5–10% от суммы договора, 90% из которых планируется возмещать получателю кредита из краевого бюджета. Думаю, мы запустим эту схему уже в 2007 году».

Некоторые банки отказываться от залога пока не планируют, однако предлагают своим клиентам альтернативный вариант: если руководитель небольшого предприятия оформляет кредит лично на себя, то закладывать имущество не нужно — достаточно поручительства третьих лиц.

Ниже кредитной линии
Среди основных рисков, возникающих при кредитовании предприятий МСБ, специалисты называют довольно высокую вероятность невозврата заёмных средств по сравнению с крупными корпорациями: непрозрачность деятельности малых предприятий мешает точно спрогнозировать их дальнейшее развитие. В то же время частные предприниматели относятся к выплате долгов более ответственно, чем заёмщики — физические лица. Процент невозврата в секторе потребкредитования составляет около 4–6%, а кое-где, по неофициальным данным, достигает и 20%. Доля же просроченных кредитов в сегменте МСБ, по данным РА «Эксперт», не более 2%. А у кредитных организаций, сотрудничающих с ЕБРР, — не более 1%.

Юлия Новосёлова, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами и клиентами малого и среднего бизнеса «Импэксбанка»:
— Наибольший спрос на кредитные ресурсы наблюдается среди небольших компаний из сферы торговли и услуг.

По мнению Романа Горбунова, существенно снизить риски при кредитовании МСБ можно с помощью скоринга — автоматизированных экспресс-программ оценки кредитоспособности потенциального клиента.

В самом упрощённом виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определённых характеристик бизнеса. В результате получается интегральный показатель (score), который сравнивается с определённым числовым порогом — линией безубыточности. Клиентам с показателем выше этой линии кредит выдаётся, ниже — нет. Такие методики с достаточно высокой степенью вероятности позволяют вычислить риск невозврата, определить оптимальные для банка срок и сумму кредита, а также уровень процентной ставки для каждого конкретного клиента. Кроме того, применение скоринговых схем повышает скорость обработки информации и увеличивает рентабельность кредитования МСБ. Поэтому в условиях нарастающей конкуренции главной задачей работающих в данном сегменте банков становится создание собственных или адаптация уже существующих систем скоринга.

Рост до востребования
Многие успешно работающие малые предприятия сейчас остро нуждаются в финансовых вливаниях, которые позволят им выйти на качественно новый уровень развития. «Многие наши клиенты, начинавшие с торговли, сегодня активно осваивают сферу производства. Для этого необходимо приобретать дорогостоящее современное оборудование и производственную недвижимость, — говорит Татьяна Дурасевич (КрФ ОАО «УРСА Банк»). — Те, кто в начале 2000-х годов обращались к нам за кредитом в 500–700 тыс. руб., сейчас берут уже 5–7 млн руб., некоторые — 15–20 млн руб.».

По мнению большинства опрошенных ЭКО экспертов, основными потребителями в сегменте кредитования МСБ в ближайшие годы будут оставаться успешные малые и средние предприятия, созданные 5–6 лет назад. Новые компании дадут лишь небольшой прирост рынка: темпы увеличения числа малых и средних компаний в последние годы заметно снизились. По прогнозам главы Минэкономразвития Германа Грефа, ежегодный рост числа предприятий малого бизнеса в России составит 5–10%.

Невозврат по кредитам малым и средним предприятиям составляет около 2%. В секторе потребительского кредитования, по неофициальным данным, эта цифра достигает 20%

«Наиболее быстрых темпов развития малого бизнеса, на наш взгляд, стоит ожидать в лесоперерабатывающей отрасли и сфере переработки недревесных продуктов леса, сельском хозяйстве, а также в бытовом обслуживании. Именно здесь в ближайшее время будут наиболее востребованы кредитные ресурсы», — считает Дмитрий Лукашевский.

Не так важен процент…
В ближайшие год-два конкуренция в малоосвоенной, но доходной нише кредитования МСБ станет существенно жёстче. Борьба за клиентов здесь только началась. По мнению экспертов, выиграют в ней те банки, которые смогут предложить самый комфортный сервис: максимально широкую продуктовую линейку при минимальных сроках рассмотрения кредитных заявок.

Размер процентных ставок будет играть второстепенную роль. Большинство предпринимателей предпочитают заплатить немного больше, но получить кредит быстро и без особых хлопот — ведь эффективность малого и среднего бизнеса напрямую зависит от оперативности принятия финансовых решений.

«Чтобы успешно конкурировать на этом рынке, банкам придётся разрабатывать и постоянно совершенствовать специализированные технологии работы с МСБ», — говорит председатель правления АКБ «Енисей» Ирина Антипина.

По мнению специалистов, всё это приведёт к дальнейшему сокращению времени оформления кредитов, уменьшению количества необходимых для этого документов, росту доли беззалоговых кредитов, снижению процентных ставок и увеличению максимально возможных сумм кредитования.

Вернуться в раздел: Кредиты