Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Рынок кредитования малого бизнеса

В последнее время банки делают ставку на развитие розничного кредитования. Новой точкой роста в ближайшие годы может стать кредитование малого и среднего бизнеса. Этот рынок за последние полтора года набирает обороты. По оценкам банковских аналитиков, в 2006 году он вырос на 40–50%. За первое полугодие этого года, по данным РБК, объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу составил около 1,1 трлн. руб.

Сегодня практически все ведущие банки разрабатывают программы для кредитования малого и среднего бизнеса. Только за шесть месяцев этого года кредитные портфели лидеров этого рынка – Сбербанка, «Уралсиба» и банка «Возрождение» – выросли практически на 30–50%. На это поле выходят и новые игроки.

Почему банки наконец-то обратили внимание на малый бизнес, очевидно. Рынок крупных корпоративных клиентов уже поделен, да и число таких компаний достаточно ограничено. А малый бизнес для банков – это огромное и еще не распаханное поле, на котором постоянно появляются новые компании, где можно вырастить себе хороших клиентов. Тем более что спрос на кредиты в этом сегменте велик. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10–15%. К тому же кредитование малого бизнеса является весьма доходным – ставки по таким кредитам достаточно высоки, а суммы самих кредитов могут быть весьма значительными.

Основными клиентами банков по программам кредитования малого и среднего бизнеса сегодня становятся торговые компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, компании, работающие в сфере услуг, и мелкие производственные предприятия. Несмотря на то что малый бизнес в России уже имеет 20-летнюю историю, большинству таких предприятий все еще сложно получить кредит. Главные препятствия – непрозрачность этого бизнеса и проблемы с залогом. Значительная часть компаний, даже имея залог, не может его использовать в качестве обеспечения, так как он отсутствует на балансе или нет документов, подтверждающих право собственности. Ситуацию усугубляет отсутствие грамотного финансового учета и квалифицированных кадров.

Пока этот бизнес для банков связан с высокими рисками. Чтобы их компенсировать, а также покрыть издержки на обслуживание мелких кредитов, банки вынуждены выдавать кредиты по повышенным ставкам. На сегодняшний день в среднем ставки в сфере кредитования малого бизнеса составляют 15–18% в рублях и 12–15% в долларах. Причем в зависимости от региона величина ставки может отличаться на 1–3 пункта. Однако в последнее время, отмечают эксперты, наметилась тенденция к выравниванию кредитных ставок. Они постепенно снижаются.

Естественно, что самые большие проценты по кредиту придется заплатить тем, кто пользуется программами экспресс-микрокредитования. Такие программы сегодня предлагают некоторые банки. Как правило, для подобных кредитов не требуется залог или поручительство третьих лиц, а оформляются они в течение 3–4 дней. Одни банки устанавливают порог для экспресс-кредитов в 600 тыс. руб., другие – в 1 млн. руб., а некоторые – даже в 2–3 млн.

Для классических программ кредитования от заемщика потребуется залог. В качестве залога могут выступать жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт или находящиеся в собственности владельца бизнеса предприятия. Некоторые банки принимают в качестве обеспечения по кредиту товары, находящиеся в обороте. Главное, чтобы обеспечение покрывало сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом нужно учесть, что обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Плюс к этому банки потребуют застраховать залоговое имущество.

Впрочем, по мнению экспертов, во взаимоотношениях банков и малого бизнеса наступает поворот. Банки готовы идти навстречу заемщикам. Например, кредитные инспекторы не только выдвигают требования по оформлению залога, но и дают рекомендации, как это грамотно сделать. По мнению экспертов, постепенно меняется и сам малый бизнес, повышается его прозрачность. Мелкие предприниматели осознали, что работать с использованием схем сегодня невыгодно. Эта часть предпринимателей нуждается в помощи. И некоторые банки ее предоставляют даже бесплатно – они консультируют предпринимателей, как стать участником цивилизованного рынка банковских услуг.

Вернуться в раздел: Кредиты