Кредиты на покупку авто
Сегодня, чтобы купить иномарку, приходится записываться в очередь и
ждать не менее месяца. А на популярные модели в листе ожидания можно
простоять и до полугода. И дело здесь не только в возросших доходах
наших граждан. Автомобильный дефицит вернулся в страну благодаря
расцвету автокредитования.
Судя по цифрам банковской статистики, скоро россияне вообще перестанут
покупать машины целиком за собственные средства. Вот какие данные
приводит один из основных игроков этого рынка — Международный московский
банк. "За первые 7 месяцев 2006 года портфель автокредитов вырос на 16%
и достиг $394 млн. В сравнении с прошлым годом объемы выданных кредитов
выросли еще больше: почти в 2,5 раза, — рассказывает генеральный
управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. — Так,
в период с января по август 2005 года Международный московский банк
выдал автокредитов на $106 млн (почти 7 тыс. кредитов), а в этом году за
тот же срок эта цифра составила уже $250 млн (более 16 тыс. кредитов)".
Еще один лидер — Райффайзенбанк в этом году выдал автокредитов более чем
на 2 млрд руб. и на $102 млн.
В этом году активно наращивают портфели автокредитования не только
иностранные, но и российские банки. Так, Транскапиталбанк увеличил
портфель в 7 раз, Абсолют-банк — в 9,5 раза. В Юниаструм Банке число
автокредитов выросло в 3,7 раза. Альфа-банк выдал свыше 5000
автокредитов на сумму более $60 млн. МДМ-Банк — 25500 кредитов за
полгода. В Промсвязьбанке прирост портфеля — свыше 1,8 млрд руб., в
"Возрождении" — более 140 млн руб. "Число выданных кредитов выросло на
75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в
стоимостном выражении выдача за первое полугодие 2006 года выросла более
чем в два раза, — сообщает замначальника управления департамента
розничного бизнеса Собинбанка Сергей Костюков. — Банк изменил условия по
основным программам, изменены условия кредитования покупателей
подержанных иностранных автомобилей, мы провели рекламную кампанию
программы беспроцентной рассрочки. Всё это повлияло и влияет на рост
портфеля автокредитов банка".
Что же стоит за этими цифрами? "Известия" попросили банкиров раскрыть
тайны своих портфелей автокредитования. И вот что удалось выяснить.
Автозаемщик переходит на рубли
На сегодняшний день в Москве и Петербурге преобладают кредиты в
долларах. "Возрождение" добавляет к ним и Калининград. В остальных
регионах наибольшим спросом пользуются рублевые автокредиты. Однако, по
свидетельству банкиров, сейчас стал расти спрос на кредиты в рублях и в
столицах. "Если на начало года доля кредитов в долларах составляла 98%
нашего портфеля, то сегодня эта цифра снизилась до 90%", — отмечают в
Абсолют-банке. В многофилиальных банках перекос в пользу доллара менее
заметен. Например, в "Возрождении" на долю валютных автокредитов к
началу августа приходилось 49% кредитов, рублевых — 51% (на начало года
— 41 и 59% соответственно). В Промсвязьбанке в начале года отмечали
перевес в пользу валютных кредитов — 54,5%, а сейчас перевес на стороне
рублевых — 61,9% против 38,1. Такая же картина и в МДМ-Банке: 62,1%
(рублевые кредиты) против 37,9% (валютные) на начало года, а на 1 июля
уже 73,6% против 26,4% соответственно.
"Валютная структура портфеля автокредитов зависит во многом от регионов.
В Москве большая часть кредитов выдана в долларах. Это связано с тем,
что в Москве часто зарплаты привязаны к доллару, у москвичей есть
возможность подтвердить свой доход, и они могут позволить себе
приобретение в кредит более дорогого автомобиля на более длительный
срок", — объясняет руководитель по маркетингу блока "автокредитование"
Альфа-банка Елена Крымова. По словам Сергея Костюкова из Собинбанка,
сейчас рублевые кредиты предпочитают в основном покупатели отечественных
автомобилей. "Если смотреть в разрезе специальностей заемщиков рублевых
кредитов, то это служащие и рядовые специалисты коммерческих структур и
государственных учреждений, рабочие различных специальностей и
квалификации со стабильным окладом в рублях РФ и соответственно им проще
ориентироваться на рублевую сумму аннуитета", — отмечает он.
Гулять так гулять
Наши автолюбители предпочитают кредитоваться на максимально возможный
срок. Сейчас это, как правило, 5 лет. "Учитывая, что банк никоим образом
не ограничивает заемщика в досрочном погашении предоставленного кредита
и ставка по кредиту на новый автомобиль в классической программе банка
не зависит от срока, совершенно естественно, что клиенты выбирают
максимальный срок кредита, поскольку в данном случае бремя выплаты по
кредиту относительно доходов заемщика будет минимальным, — объясняют в
Собинбанке. — Поэтому на данный момент около 60% портфеля составляют
кредиты со сроком от 36 месяцев. Более короткие сроки предпочитают
клиенты банка по беспроцентной рассрочке, которых интересует
краткосрочное финансирование с минимальными затратами".
Тенденцию увеличения срока автокредита подтверждают и другие банкиры.
"Год назад максимальный срок кредита в долларах, который мы предлагали,
составлял 4 года, — рассказывают в Абсолют-банке. — В этом году мы
увеличили срок кредитования до 5 лет, соответственно, доля кредитов
сроком на 4 года постепенно сокращается и на данный момент составляет12%
портфеля, 88% портфеля составляют кредиты сроком на 5 лет". А в
Промсвязьбанке приводят такие цифры: доля автокредитов сроком до года в
2006 г. оставалась неизменной — около 1%; доля автокредитов сроком до
трех лет с начала года увеличилась с 12% до 45%; доля кредитов сроком до
5 лет уменьшилась с 86% до 54%.
Аппетиты растут
Анализ банковских портфелей показывает, что чаще всего россияне занимают
на покупку машин от 10 до 20 тыс. долларов. Как правило, кредиты до $10
тыс. составляют около 10% портфеля, от 10 до $20 тыс. — 30—50%, на
кредиты от 20 до $30 тыс. приходится 20—30% портфеля, на займы свыше $30
тыс. — 10%. Средняя сумма автокредита в Собинбанке — $10—11 тыс., в
Абсолют-банке — $22 тыс., в Промсвязьбанке — $20—23 тыс., в Альфа-банке
— $12 тыс., в "Возрождении" — около $20 тыс., в Юниаструм Банке и ММБ —
почти $15—16 тыс., в Райффайзенбанке — чуть выше $18 тыс., в МДМ-Банке —
$12,5 тыс.
Среди заметных изменений Ольга Банных, начальник департамента
кредитования инвестиционных программ Транскапиталбанка, назвала
тенденцию к покупке машин стоимостью свыше $30 тыс. "Если рассматривать
рынок кредитования новых автомобилей, то налицо две тенденции — это
высокий спрос на недорогие автомобили стоимостью до $20 тыс. и на
дорогие автомобили премиум-класса", — добавляет начальник управления
маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц
Райффайзенбанка Наталья Алымова.
Предпочитаем иномарки
"Наши клиенты фактически не испытывают интереса к покупке автомобилей
отечественного производства", — честно признаются в Транскапиталбанке.
Например, в "Возрождении" только 8% займов выдано на покупку
отечественных машин. Примерно такой же порядок цифр и в Абсолют-банке.
"Российские авто сейчас составляют 10% портфеля, между тем с начала года
их доля в портфеле выросла вдвое", — отмечают там.
Но есть банки, активно кредитующие покупку отечественных авто. Например,
Собинбанк, Юниаструм Банк, у которых на долю отечественных машин
приходится около 40% кредитов. "Это обусловлено активным взаимодействием
банка с крупнейшими сетевыми дилерами отечественных автопроизводителей",
— объясняют в Собинбанке.
В Бинбанке также высока доля кредитов на российские авто — 30%. Однако,
по словам Олега Соколова, директора департамента розничного кредитования
Бинбанка, с начала года наблюдается рост спроса на иномарки и,
соответственно, падение интереса к отечественным машинам, приобретаемым
в кредит.
Мода на новое
Основу банковских портфелей составляют кредиты на новые машины.
Например, в Абсолют Банке на такие займы приходиться 95% портфеля, в
Промсвязьбанке — более 50%. Однако в последнее время банкиры стали
активно развивать кредитование подержанных машин. "Связано это с
увеличением предложения в данном сегменте: на рынок поступает все больше
автомобилей, приобретенных у официальных дилеров в период активного
роста продаж новых иномарок в 2003—2005 гг.", — поясняют в Собинбанке.
Также банкиры отмечают рост интереса заемщиков к специальным программам:
trade-in (зачет стоимости старой машины), buy-back (кредит с отсрочкой
погашения или обратным выкупом), беспроцентная рассрочка. Программа
"автомобиль в рассрочку" сейчас очень популярна среди заемщиков
Собинбанка. В Абсолют Банке самая высокая динамика привлечения клиентов
по кредиту без первоначального взноса. Заемщики Промсвязьбанка
предпочитают автокредит без обязательного оформления "КАСКО".
По мнению банкиров, в будущем именно эти программы, а также совместные
проекты банков и производителей автомобилей (со сниженными ставками
кредитования, без комиссий и уменьшенными страховыми тарифами) обеспечат
приток автозаемщиков и дальнейший рост портфеля автокредитов.
Самые популярные автокредиты
"Известия" попросили банкиров дать прогноз развития рынка
автокредитования. По мнению специалистов, хитом 2006 года станут
специальные программы, в том числе и buy-back (обратный выкуп), и,
конечно, рублевые кредиты на длинные сроки.
По мнению банкиров, основные тенденции развития рынка автокредитования
таковы: продолжится рост доли рублевых кредитов и кредитов с низким или
нулевым первым взносом, также ожидается увеличение сроков кредитования.
Так считает генеральный управляющий по розничным услугам и продуктам ММБ
Алексей Аксенов. По его мнению, останутся популярными специальные
кредитные программы, которые совместно предлагают банк,
автопроизводители и автосалоны и — часто — страховые компании. Условия
таких программ, по словам банкира, как правило, гораздо выгоднее
стандартных условий кредитования: ниже процентная ставка, меньше
требований к заемщику, ниже первый взнос, дешевле стоит страховка.
"Большое количество специальных программ позволяет удовлетворить
практически любое желание клиента. Это похоже на супермаркет: пришел и
выбрал то, что подходит именно тебе", — отмечает Алексей Аксенов. Уже
сейчас в ММБ примерно 75—80% продаж автокредитов приходится на долю
специальных программ. И в будущем такие программы продолжат набирать
популярность.
И в Райффайзенбанке считают, что спрос на рублевые кредиты (особенно
если продолжается укрепление рубля по отношению к доллару) будет
сохраняться и расти. "Это в принципе отражает тенденцию рынка: рубль
укрепляется и валютные продукты немного теряют на этом фоне
привлекательность для клиента", — поясняет свой прогноз начальник
управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц
Наталья Алымова. В Абсолют-банке дальнейший рост доли рублевых кредитов
связывают с ожидаемым активным выходом банков на региональные рынки.
"Можно прогнозировать продолжение роста спроса на новые автомобили
иностранного производства в связи с повышением доходов населения.
Востребуемые сроки кредита будут смещаться в сторону длинных займов,
которые позволят клиенту приобрести более дорогой автомобиль, — полагает
директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. —
На фоне укрепления рубля в Москве более активно будут оформляться
долларовые кредиты, в то время как в регионах по-прежнему предпочтение
будет отдаваться рублевым кредитам". Кроме того, по его мнению, будет
плавно сокращаться доля продаваемых в кредит подержанных иномарок, на
что окажет влияние строительство ведущими иностранными
автопроизводителями своих заводов в России.
Промсвязьбанк также ожидает к концу года увеличения доли портфеля по
рублевым кредитам. "Распределение долей портфеля по срокам кредитования
сохраняется: большинство кредитов планируется предоставлять на срок до 5
лет (около 50%) и до 3 лет (около 40%), — отмечает директор розничных
продаж Лидия Герцена. — Средняя планируемая сумма кредита — от 18 до 23
тысяч долларов. Наибольшие продажи прогнозируются по специальным
программам банка (кредитование с процентной ставкой 9% годовых в
иностранной валюте и кредитование без страховки)".
А хитом сезона, похоже, станет программа buy-back. По крайнем мере на
нее уже "ставят" в ММБ , Райффайзенбанке и других банках. "Buy-back —
это кредит с возможностью отложить погашение до 55% от суммы кредита до
конца срока кредитования. Данная программа позволяет на протяжении всего
срока кредита, за исключением последнего месяца, вносить ежемесячные
платежи меньшего размера по сравнению со стандартными условиями
автокредитования, — объясняют в ММБ. — По окончании срока кредита
заемщику необходимо погасить кредит, оплатив остаток основного долга из
собственных средств или с помощью нового кредита. Кроме того, клиент
может продать кредитный автомобиль дилеру, погасить кредит, а оставшиеся
от продажи автомобиля деньги использовать в качестве взноса для покупки
новой машины". В банке ожидают, что эта услуга будет пользоваться
наибольшим спросом у заемщиков, берущих кредит на дорогие автомобили.
По мнению начальника отдела маркетинговых программ НОМОС-банка Михаила
Куваева, рынок автокредитования станет более "цивилизованным". "Одно из
главных отличий рынка автокредитования в нашей стране от финансовых
рынков развитых стран заключается в том, что за рубежом клиент выбирает
сначала банк, а уже потом автосалон, где он предпочитает купить
автомобиль, — говорит он. — Такая же тенденция появляется и в нашей
стране, когда банк становится партнером клиента не только по
удовлетворению его потребностей в автокредитовании, но и по
предоставлению всего спектра банковских услуг".
"В будущем банки будут стараться улучшить условия по программам
кредитования автомобилей. Предлагать более низкие ставки, более
длительные сроки, кредиты на большие суммы", — заключает руководитель по
маркетингу блока "Автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова.
Вернуться в раздел: Кредиты
© Alti.ru