Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Кредиты на покупку авто

Сегодня, чтобы купить иномарку, приходится записываться в очередь и ждать не менее месяца. А на популярные модели в листе ожидания можно простоять и до полугода. И дело здесь не только в возросших доходах наших граждан. Автомобильный дефицит вернулся в страну благодаря расцвету автокредитования.

Судя по цифрам банковской статистики, скоро россияне вообще перестанут покупать машины целиком за собственные средства. Вот какие данные приводит один из основных игроков этого рынка — Международный московский банк. "За первые 7 месяцев 2006 года портфель автокредитов вырос на 16% и достиг $394 млн. В сравнении с прошлым годом объемы выданных кредитов выросли еще больше: почти в 2,5 раза, — рассказывает генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. — Так, в период с января по август 2005 года Международный московский банк выдал автокредитов на $106 млн (почти 7 тыс. кредитов), а в этом году за тот же срок эта цифра составила уже $250 млн (более 16 тыс. кредитов)". Еще один лидер — Райффайзенбанк в этом году выдал автокредитов более чем на 2 млрд руб. и на $102 млн.

В этом году активно наращивают портфели автокредитования не только иностранные, но и российские банки. Так, Транскапиталбанк увеличил портфель в 7 раз, Абсолют-банк — в 9,5 раза. В Юниаструм Банке число автокредитов выросло в 3,7 раза. Альфа-банк выдал свыше 5000 автокредитов на сумму более $60 млн. МДМ-Банк — 25500 кредитов за полгода. В Промсвязьбанке прирост портфеля — свыше 1,8 млрд руб., в "Возрождении" — более 140 млн руб. "Число выданных кредитов выросло на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в стоимостном выражении выдача за первое полугодие 2006 года выросла более чем в два раза, — сообщает замначальника управления департамента розничного бизнеса Собинбанка Сергей Костюков. — Банк изменил условия по основным программам, изменены условия кредитования покупателей подержанных иностранных автомобилей, мы провели рекламную кампанию программы беспроцентной рассрочки. Всё это повлияло и влияет на рост портфеля автокредитов банка".

Что же стоит за этими цифрами? "Известия" попросили банкиров раскрыть тайны своих портфелей автокредитования. И вот что удалось выяснить.

Автозаемщик переходит на рубли

На сегодняшний день в Москве и Петербурге преобладают кредиты в долларах. "Возрождение" добавляет к ним и Калининград. В остальных регионах наибольшим спросом пользуются рублевые автокредиты. Однако, по свидетельству банкиров, сейчас стал расти спрос на кредиты в рублях и в столицах. "Если на начало года доля кредитов в долларах составляла 98% нашего портфеля, то сегодня эта цифра снизилась до 90%", — отмечают в Абсолют-банке. В многофилиальных банках перекос в пользу доллара менее заметен. Например, в "Возрождении" на долю валютных автокредитов к началу августа приходилось 49% кредитов, рублевых — 51% (на начало года — 41 и 59% соответственно). В Промсвязьбанке в начале года отмечали перевес в пользу валютных кредитов — 54,5%, а сейчас перевес на стороне рублевых — 61,9% против 38,1. Такая же картина и в МДМ-Банке: 62,1% (рублевые кредиты) против 37,9% (валютные) на начало года, а на 1 июля уже 73,6% против 26,4% соответственно.

"Валютная структура портфеля автокредитов зависит во многом от регионов. В Москве большая часть кредитов выдана в долларах. Это связано с тем, что в Москве часто зарплаты привязаны к доллару, у москвичей есть возможность подтвердить свой доход, и они могут позволить себе приобретение в кредит более дорогого автомобиля на более длительный срок", — объясняет руководитель по маркетингу блока "автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова. По словам Сергея Костюкова из Собинбанка, сейчас рублевые кредиты предпочитают в основном покупатели отечественных автомобилей. "Если смотреть в разрезе специальностей заемщиков рублевых кредитов, то это служащие и рядовые специалисты коммерческих структур и государственных учреждений, рабочие различных специальностей и квалификации со стабильным окладом в рублях РФ и соответственно им проще ориентироваться на рублевую сумму аннуитета", — отмечает он.

Гулять так гулять

Наши автолюбители предпочитают кредитоваться на максимально возможный срок. Сейчас это, как правило, 5 лет. "Учитывая, что банк никоим образом не ограничивает заемщика в досрочном погашении предоставленного кредита и ставка по кредиту на новый автомобиль в классической программе банка не зависит от срока, совершенно естественно, что клиенты выбирают максимальный срок кредита, поскольку в данном случае бремя выплаты по кредиту относительно доходов заемщика будет минимальным, — объясняют в Собинбанке. — Поэтому на данный момент около 60% портфеля составляют кредиты со сроком от 36 месяцев. Более короткие сроки предпочитают клиенты банка по беспроцентной рассрочке, которых интересует краткосрочное финансирование с минимальными затратами".

Тенденцию увеличения срока автокредита подтверждают и другие банкиры. "Год назад максимальный срок кредита в долларах, который мы предлагали, составлял 4 года, — рассказывают в Абсолют-банке. — В этом году мы увеличили срок кредитования до 5 лет, соответственно, доля кредитов сроком на 4 года постепенно сокращается и на данный момент составляет12% портфеля, 88% портфеля составляют кредиты сроком на 5 лет". А в Промсвязьбанке приводят такие цифры: доля автокредитов сроком до года в 2006 г. оставалась неизменной — около 1%; доля автокредитов сроком до трех лет с начала года увеличилась с 12% до 45%; доля кредитов сроком до 5 лет уменьшилась с 86% до 54%.

Аппетиты растут

Анализ банковских портфелей показывает, что чаще всего россияне занимают на покупку машин от 10 до 20 тыс. долларов. Как правило, кредиты до $10 тыс. составляют около 10% портфеля, от 10 до $20 тыс. — 30—50%, на кредиты от 20 до $30 тыс. приходится 20—30% портфеля, на займы свыше $30 тыс. — 10%. Средняя сумма автокредита в Собинбанке — $10—11 тыс., в Абсолют-банке — $22 тыс., в Промсвязьбанке — $20—23 тыс., в Альфа-банке — $12 тыс., в "Возрождении" — около $20 тыс., в Юниаструм Банке и ММБ — почти $15—16 тыс., в Райффайзенбанке — чуть выше $18 тыс., в МДМ-Банке — $12,5 тыс.

Среди заметных изменений Ольга Банных, начальник департамента кредитования инвестиционных программ Транскапиталбанка, назвала тенденцию к покупке машин стоимостью свыше $30 тыс. "Если рассматривать рынок кредитования новых автомобилей, то налицо две тенденции — это высокий спрос на недорогие автомобили стоимостью до $20 тыс. и на дорогие автомобили премиум-класса", — добавляет начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Райффайзенбанка Наталья Алымова.

Предпочитаем иномарки

"Наши клиенты фактически не испытывают интереса к покупке автомобилей отечественного производства", — честно признаются в Транскапиталбанке. Например, в "Возрождении" только 8% займов выдано на покупку отечественных машин. Примерно такой же порядок цифр и в Абсолют-банке. "Российские авто сейчас составляют 10% портфеля, между тем с начала года их доля в портфеле выросла вдвое", — отмечают там.

Но есть банки, активно кредитующие покупку отечественных авто. Например, Собинбанк, Юниаструм Банк, у которых на долю отечественных машин приходится около 40% кредитов. "Это обусловлено активным взаимодействием банка с крупнейшими сетевыми дилерами отечественных автопроизводителей", — объясняют в Собинбанке.

В Бинбанке также высока доля кредитов на российские авто — 30%. Однако, по словам Олега Соколова, директора департамента розничного кредитования Бинбанка, с начала года наблюдается рост спроса на иномарки и, соответственно, падение интереса к отечественным машинам, приобретаемым в кредит.

Мода на новое

Основу банковских портфелей составляют кредиты на новые машины. Например, в Абсолют Банке на такие займы приходиться 95% портфеля, в Промсвязьбанке — более 50%. Однако в последнее время банкиры стали активно развивать кредитование подержанных машин. "Связано это с увеличением предложения в данном сегменте: на рынок поступает все больше автомобилей, приобретенных у официальных дилеров в период активного роста продаж новых иномарок в 2003—2005 гг.", — поясняют в Собинбанке.

Также банкиры отмечают рост интереса заемщиков к специальным программам: trade-in (зачет стоимости старой машины), buy-back (кредит с отсрочкой погашения или обратным выкупом), беспроцентная рассрочка. Программа "автомобиль в рассрочку" сейчас очень популярна среди заемщиков Собинбанка. В Абсолют Банке самая высокая динамика привлечения клиентов по кредиту без первоначального взноса. Заемщики Промсвязьбанка предпочитают автокредит без обязательного оформления "КАСКО".

По мнению банкиров, в будущем именно эти программы, а также совместные проекты банков и производителей автомобилей (со сниженными ставками кредитования, без комиссий и уменьшенными страховыми тарифами) обеспечат приток автозаемщиков и дальнейший рост портфеля автокредитов.

Самые популярные автокредиты

"Известия" попросили банкиров дать прогноз развития рынка автокредитования. По мнению специалистов, хитом 2006 года станут специальные программы, в том числе и buy-back (обратный выкуп), и, конечно, рублевые кредиты на длинные сроки.

По мнению банкиров, основные тенденции развития рынка автокредитования таковы: продолжится рост доли рублевых кредитов и кредитов с низким или нулевым первым взносом, также ожидается увеличение сроков кредитования. Так считает генеральный управляющий по розничным услугам и продуктам ММБ Алексей Аксенов. По его мнению, останутся популярными специальные кредитные программы, которые совместно предлагают банк, автопроизводители и автосалоны и — часто — страховые компании. Условия таких программ, по словам банкира, как правило, гораздо выгоднее стандартных условий кредитования: ниже процентная ставка, меньше требований к заемщику, ниже первый взнос, дешевле стоит страховка. "Большое количество специальных программ позволяет удовлетворить практически любое желание клиента. Это похоже на супермаркет: пришел и выбрал то, что подходит именно тебе", — отмечает Алексей Аксенов. Уже сейчас в ММБ примерно 75—80% продаж автокредитов приходится на долю специальных программ. И в будущем такие программы продолжат набирать популярность.

И в Райффайзенбанке считают, что спрос на рублевые кредиты (особенно если продолжается укрепление рубля по отношению к доллару) будет сохраняться и расти. "Это в принципе отражает тенденцию рынка: рубль укрепляется и валютные продукты немного теряют на этом фоне привлекательность для клиента", — поясняет свой прогноз начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Наталья Алымова. В Абсолют-банке дальнейший рост доли рублевых кредитов связывают с ожидаемым активным выходом банков на региональные рынки.

"Можно прогнозировать продолжение роста спроса на новые автомобили иностранного производства в связи с повышением доходов населения. Востребуемые сроки кредита будут смещаться в сторону длинных займов, которые позволят клиенту приобрести более дорогой автомобиль, — полагает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. — На фоне укрепления рубля в Москве более активно будут оформляться долларовые кредиты, в то время как в регионах по-прежнему предпочтение будет отдаваться рублевым кредитам". Кроме того, по его мнению, будет плавно сокращаться доля продаваемых в кредит подержанных иномарок, на что окажет влияние строительство ведущими иностранными автопроизводителями своих заводов в России.

Промсвязьбанк также ожидает к концу года увеличения доли портфеля по рублевым кредитам. "Распределение долей портфеля по срокам кредитования сохраняется: большинство кредитов планируется предоставлять на срок до 5 лет (около 50%) и до 3 лет (около 40%), — отмечает директор розничных продаж Лидия Герцена. — Средняя планируемая сумма кредита — от 18 до 23 тысяч долларов. Наибольшие продажи прогнозируются по специальным программам банка (кредитование с процентной ставкой 9% годовых в иностранной валюте и кредитование без страховки)".

А хитом сезона, похоже, станет программа buy-back. По крайнем мере на нее уже "ставят" в ММБ , Райффайзенбанке и других банках. "Buy-back — это кредит с возможностью отложить погашение до 55% от суммы кредита до конца срока кредитования. Данная программа позволяет на протяжении всего срока кредита, за исключением последнего месяца, вносить ежемесячные платежи меньшего размера по сравнению со стандартными условиями автокредитования, — объясняют в ММБ. — По окончании срока кредита заемщику необходимо погасить кредит, оплатив остаток основного долга из собственных средств или с помощью нового кредита. Кроме того, клиент может продать кредитный автомобиль дилеру, погасить кредит, а оставшиеся от продажи автомобиля деньги использовать в качестве взноса для покупки новой машины". В банке ожидают, что эта услуга будет пользоваться наибольшим спросом у заемщиков, берущих кредит на дорогие автомобили.

По мнению начальника отдела маркетинговых программ НОМОС-банка Михаила Куваева, рынок автокредитования станет более "цивилизованным". "Одно из главных отличий рынка автокредитования в нашей стране от финансовых рынков развитых стран заключается в том, что за рубежом клиент выбирает сначала банк, а уже потом автосалон, где он предпочитает купить автомобиль, — говорит он. — Такая же тенденция появляется и в нашей стране, когда банк становится партнером клиента не только по удовлетворению его потребностей в автокредитовании, но и по предоставлению всего спектра банковских услуг".

"В будущем банки будут стараться улучшить условия по программам кредитования автомобилей. Предлагать более низкие ставки, более длительные сроки, кредиты на большие суммы", — заключает руководитель по маркетингу блока "Автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова.

Вернуться в раздел: Кредиты