бизнес портал Алти.ру

Поймать на автокредит




Поймать на автокредит

По оценкам экспертов, по итогам 2006 года как минимум каждый третий автомобиль, купленный в России, будет приобретен в кредит. Банкиры считают, что этот результат — еще не предел, рассчитывают, что рынок автокредитов серьезно вырастет за счет регионов, и готовы "двигаться" в интересах клиентов.

По данным агентства "РБК.Рейтинг", по итогам 2005 года рынок автокредитования в России оценивался в $4,5–5 млрд при емкости в $20–21 млрд, то есть каждый четвертый автомобиль в России был продан по кредитным программам. В 2004 году продажи в кредит составляли 15–20%. Лидерами рынка в 2005 году были РОСБАНК, МДМ-банк и Райффайзенбанк — $822,6 тыс. (97,6 тыс. кредитов), $381 тыс. (29,6 тыс.) и $379 тыс. (21 тыс.) соответственно. За первое полугодие 2006 года, по оценкам экспертов РБК, рынок автокредитования вырос до $5,4 млрд. Самым "автокредитным" банком, как и в 2005 году, остается РОСБАНК, который за первое полугодие выдал кредитов на сумму более $550 млн (51,5 тыс.). На второе место вышел МДМ-банк, предоставив кредитов на $317 млн (25,5 тыс.). Третье место досталось Международному Московскому банку — $196 млн (12,5 тыс. кредитов).Основной тенденцией сибирского рынка автокредитования является его активный рост, что привлекает все больше новых игроков. В 2006 году в округ пришли новые автомобильные брэнды, например, Porsche (компания "Спорт-Авто") и Citroen (компания "Трансервис"). Кроме того, компании "Мир Авто" (Volkswagen), "СТС-автомобили" (Mercedes-Benz), "Баварский Моторный Центр" (BMW), "Престиж-Авто" (Audi), "Патриот-Авто" (Peugeot) построили современные дилерские центры в соответствии с мировыми стандартами автопроизводителей. В продуктовых линейках всех банков, ориентированных на работу с физлицами, присутствует автокредитование, а страховые компании активно аккредитовываются при финансовых структурах для страхования рисков по автозаймам. По словам заместителя руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции по розничному бизнесу банка УРАЛСИБ Максима Соколова, высокая конкуренция толкает кредитные учреждения к расширению продуктовых линеек, привлечению в партнеры большего количества автосалонов, а также к поиску новых подходов к потребителям. Автосалоны начинают внедрять так называемый Trade-in — систему взаимозачета, при которой подержанный автомобиль принимается как частичный взнос за новый автомобиль. В совместной работе банков и страховых компаний это позволяет значительно упростить и удешевить процедуры приобретения автомобилей.

Заместитель директора по розничному бизнесу Сибирского ТУ ОАО "АКБ "РОСБАНК" Виталий Коваленко также отмечает, что в связи с ужесточением конкуренции банки предлагают заемщику более привлекательные условия. В частности, одной из основных тенденций уходящего года является снижение ценовых параметров программ автокредитования. По сравнению с ноябрем 2005 года в настоящее время стоимость автокредитов в Новосибирске уменьшилась на 2–4% — в среднем до 12–16% годовых. Для сравнения: по данным Информационного банковского портала SiBbanks.ru, год назад кредит на покупку автомобиля в городе в среднем стоил 16–18%, а в ряде кредитных организаций доходил до 28% (без учета комиссий).

Как отмечали эксперты Альфа-банка на конференции "Российский банковский сектор: взгляд в будущее", которая проходила в октябре текущего года в Москве, за первое полугодие 2006 года в России существенно выросли продажи новых импортных автомобилей — со 197 тыс. (1.07.05) до 318 тыс. единиц и, напротив, произошел спад ввоза подержанных авто со 162 тыс. до 103 тыс. Рынок продаж российских авто находится на прежнем уровне — около 390 тыс. машин. Общая сумма продаж за первое полугодие составила $12,1 млрд. Более половины этой суммы пришлось на новые зарубежные авто, причем средняя стоимость иномарок, продаваемых на российском рынке, снизилась с $25 тыс. до $20 тыс.

В то же время темпы роста рынка автокредитования существенно превышают рост продаж автомобилей. Сегодня автокредиты есть в линейках более 250 банков. Средний размер автокредита составляет около $11 тыс. и растет на 5% в год. По прогнозам, в 2006 году в кредит будет продано около 590 тыс. машин. Из них 213 тыс. — новые иномарки и 174 тыс. — новые российские авто. Эксперты Альфа-банка также отмечают, что 80% машин в кредит покупают мужчины, причем около 37% из них отдают предпочтение модели ВАЗ, 7% — ГАЗ и около 46% — моделям иностранного производства. 20% автомобилей в кредит покупают женщины. Около 28% покупательниц предпочитают ВАЗ. На втором месте по популярности находится Toyota.

Практически у всех банков появился такой продукт, как автокредит с нулевым первоначальным взносом, причем претендовать на него могут даже заемщики, не представившие официальную справку о доходах, а также покупающие не только новые, но и подержанные авто отечественного и иностранного производства. Год назад делать такие предложения отваживались единицы. К тому же этот вид кредита был доступен только заемщикам, решившим приобрести новые иномарки. Правда, за займ с нулевым взносом придется заплатить в среднем на 2% дороже, чем в случае, если у клиента есть собственные сбережения в размере от 20% стоимости машины и выше. К удешевлению цены автокредита привело и сокращение пакета страховых услуг, который должны покупать заемщики. Чаще всего сегодня банки требуют заключать договоры каско и ОСАГО и не включают в число обязательных требований страхование жизни заемщика. Практически все банки существенно снизили ежемесячную комиссию за ведение счета — с 0,5–0,8% до 0,2–0,5% — или отказались от нее вообще в пользу единовременного взноса за оформление документов. Однако цена этого взноса поднялась со $100 до 4000 рублей, а в некоторых банках до 6000 рублей. "Кто-то сделал акцент на снижение годовой процентной ставки, а кто-то декларирует уменьшение или отказ от каких-либо комиссий. Данные условия предлагаются в основном банками, работающими с крупным автосалонами, являющимися официальными автодилерами", — комментирует ситуацию Виталий Коваленко. В некоторых кредитных организациях можно получить беспроцентную рассрочку по уплате первого взноса по автокредиту на 1–2 месяца. Ряд банков увеличил срок кредитования до шести лет и максимальный возраст заемщика до 65 лет.

На рынке также произошло упрощение процедуры выдачи кредита, в частности, за счет применения скорринг-технологий. Практически все банки обещают рассмотреть заявки за один-три дня, а некоторые даже за полчаса-час. Ранее нижней декларируемой планкой были три дня. Некоторые банки предельно сократили список требующихся документов — два документа, удостоверяющих личность, и справка о доходах в произвольной форме. Впрочем, такая лояльность повышает риск невозврата, и ставки по скорринг-кредитам обычно оказываются повыше. По словам начальника отдела по работе с физическими лицами Новосибирского филиала ТрансКредитБанка Сергея Меньшикова, наибольшее распространение данная технология получила при продаже недорогих импортных подержанных и новых отечественных автомобилей. Банки также предоставляют клиентам право выбора размера ежемесячного платежа и срока кредита, разрешают досрочно погашать займ (через три месяца после его получения) без штрафных санкций. На льготные условия и снижение процентной ставки может рассчитывать заемщик, имеющий положительную кредитную историю.

В ТрансКредитБанке также отмечают, что в отношении некоторых недорогих автомобилей в Сибири наблюдается тенденция замены классического автокредита, подразумевающего страхование автомобиля и принятие его в залог, на более дорогой, но более простой в оформлении потребительский кредит. "Оценить долю прироста нецелевых кредитов за счет выдач на приобретение автотранспорта довольно проблематично. Однако за девять месяцев 2006 года портфель нашего банка существенно увеличился как по нецелевым кредитам, так и по кредитам, предоставляемым исключительно на приобретение автотранспорта, — рассказал "КС" Виталий Коваленко. — Средства, полученные через потребкредитование, вероятно, могут использоваться заемщиком на приобретение автомобилей через аукционы либо на покупку подержанных автомобилей, не удовлетворяющих требованиям, предъявляемым банками для предоставления автокредитов. Например, при несоответствии года выпуска автомобиля условиям кредита". "На рынке новых импортных автомобилей, продающихся через автосалоны, эта тенденция выражена в меньшей степени. Видимо, при значительной стоимости автомобиля разумная цена кредита имеет большее значение, чем срок его оформления и выдачи", — добавляет Сергей Меньшиков.

В других банках, напротив, наблюдают значительный рост доли целевых кредитов в общем объеме автокредитования. Директор филиала "Сибирский" ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" Андрей Почеснев уверен, что "при детальных расчетах потребителю становится понятно: для покупки автомобиля целевой кредит выгоднее, чем потребительский беззалоговый". В Новосибирском Муниципальном банке также больше заинтересованы в целевых кредитах, позволяющих минимизировать риск невозврата.

Эксперты говорят и об изменении географии продаж авто. В Муниципальном банке "КС" рассказали, что раньше автомобили в кредит покупались в основном "с рук" и на авторынках, а в последнее время заемщики все чаще приобретают их в автосалонах либо на аукционах в Японии. "Это дает некую гарантию того, что купленный автомобиль не окажется "котом в мешке" в плане качества, криминального "прошлого" и т. д.", — комментирует заместитель генерального директора Новосибирского Муниципального банка Евгений Меняйлов. В РОСБАНКе также отмечают, что растет спрос на покупку машин через автоаукционы. "Основной объем продаж пока приходится на авторынки и автосалоны. Однако мы не исключаем, что в дальнейшем будет разработана специальная программа на приобретение за кредитные средства машин на автоаукционах", — прогнозирует Виталий Коваленко.

Участники рынка говорят и об изменении приоритетов покупателей. В Муниципальном банке растет спрос на оформление автокредитов для покупки четырех-семилетних иномарок стоимостью до 400 тыс. рублей, а также на покупку новых автобусов и грузовых автомобилей 1998–2002 гг. выпуска стоимостью до 2 млн рублей отечественного и иностранного производства. В РОСБАНКе наблюдают тенденцию увеличения продаж более дорогих автомобилей иностранного производства. Банкиры объясняют это увеличением достатка населения Сибири и активным развитием сети дилеров известных мировых марок автомобилей представительского класса. Кроме того, увеличилась доля продажи автомобилей иностранных марок отечественной сборки, а многие автосалоны делают ставку на продажи именно таких автомобилей, учитывая более низкую по сравнению с автомобилями иностранного производства стоимость и вполне приемлемое качество сборки.

В Райффайзенбанке наибольшим спросом пользуются новые автомобили иностранного производства в ценовом сегменте до $15–20 тыс. В УРАЛСИБе наибольшим спросом пользуются автомобили отечественного производства, иномарки, собираемые в России (Ford, KIA, Hyundai), а также автомобили стоимостью до $20 тыс. А в ТрансКредитБанке, напротив, отмечают падение спроса по автокредитам на новые отечественные автомобили по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это связано в первую очередь с некоторым замедлением темпов роста собственно продаж российских машин. Кроме того, на рынке в этой же ценовой категории появились новые автомобили иностранных марок. Они составили достаточно острую конкуренцию отечественным авто", — говорит Сергей Меньшиков.

По оценкам экспертов "РБК-рейтинг", в 2006 году рынок автокредитования в России должен вырасти на 30–35%, до $6–7 млрд, а к 2010-му — на 50–60%, до $10 млрд. К концу 2006 года в кредит должно продаваться до 35–45% автомобилей. Участники обзора считают, что эти тенденции будут характерны и для региональных рынков, и готовятся к ужесточению борьбы за заемщиков. В большинстве кредитных организаций "КС" заявили, что планируют расширять линейку авто, которые можно покупать в кредит, а также спектр инструментов кредитования: вводить лизинговые и факторинговые схемы по приобретению спецтехники и транспортных средств. В Муниципальном банке намерены расширить географию выдачи кредитов, "чтобы быть ближе к клиентам". "Сейчас автозаймы выдаются только в головном офисе, в ближайшей перспективе оформить автокредит можно будет и в дополнительных офисах банка, расположенных в различных районах города", — поясняет Евгений Меняйлов.

Евгений Меняйлов не исключает появление новых тенденций в части упрощения процедуры выдачи автокредитов. По словам финансиста, уже в ближайшее время клиент скорее всего сможет прийти в автосалон, имея при себе паспорт и водительское удостоверение, выбрать понравившийся автомобиль, уехать на нем сразу же после оформления необходимых документов, а затем ежемесячно погашать взятые на себя обязательства по кредиту. Возможно, упростится и ускорится процедура получения страхового возмещения при наступлении страхового события. Сократится пакет документов для оформления получения страхового возмещения по страховому случаю.

Руководитель Центра автокредитования Новосибирского филиала Альфа-банка Андрей Чирок также заявил "КС", что банк планирует снижать ставки, сокращать срок рассмотрения заявок и запустить программу кредитования автомобилей с аукционов. Кроме того, в банке разрабатывается программа кредитования подержанных автомобилей более "старого возраста", начиная с 1996 года. РОСБАНК готовится ввести новые условия по программам автокредитования уже с ноября текущего года. В частности, отменить обязательное условие оформления договоров страхования жизни и здоровья заемщиков и дополнительное страхование гражданской ответственности. В результате у заемщика появится возможность оформить кредит на всю стоимость автомобиля, то есть без первоначального взноса. Кроме того, с начала ноября РОСБАНК предложил своим партнерам — крупным автодилерам — индивидуальные условия сотрудничества, в том числе и по ценовым параметрам программ, реализуемым в автосалонах.

Интерес банкиров к автокредитам вполне очевиден, говорят эксперты. Залог автомобиля и работа в тандеме со страховой компанией позволяют минимизировать риски от вложения средств. Кроме того, заемщик "входит во вкус" кредитования и потом более активно и охотно покупает кредитные и прочие продукты, предлагаемые банком.

Условия автокредитования в некоторых банках Новосибирска
Банк Минимальный первоначальный взнос Минимальный/ максимальный размер кредита Срок кредитования Процентная ставка, годовых
"Райффайзенбанк Австрия"
0–20% От $3500 (эквивалент в рублях, евро) до $120 тыс 1–5 лет 11–16,5% в рублях, 9–11,5% в валюте
Новосибирский Муниципальный банк
от 20% До 2 млн руб. до 5 лет 18–19% в рублях
РОСБАНК
0–30% от 60 тыс. до 3 млн руб. от 6 месяцев до 5 лет 12–14% в рублях, 9–11% в валюте
ТрансКредитБанк
от 10% от 100 тыс. до 1,8 млн руб. от 6 месяцев до 5 лет 13–17% в рублях, 9–10,5% в валюте
Альфа-банк
0–20% от $4 тыс. до $200 тыс. до 6 лет 10–17% в рублях, 10–13,5% в валюте
УРАЛСИБ
от 10% от 80 тыс. до 3 млн руб. до 5 лет 14–16% в рублях, 9–11,5% в валюте
 




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru