бизнес портал Алти.ру

 

Как продавать бизнес

 


Любой продавец подержанной машины знает, что перед продажей ее нужно, как минимум,
помыть, почистить, подкрасить, иными словами "навести лоск", произвести впечатление на
покупателя.

Несложная и весьма недорогая процедура подготовки старой машины к продаже способна
значительно повлиять на цену продажи.

Какая-то аналогия существует и при продаже бизнеса, здесь также явно различимы две
стадии:

Подготовка.
Маркетинг и продажа.
Качество подготовки существенно влияет на стоимость бизнеса и результативность продажи.

Подготовка бизнеса к продаже.

Если Вы еще не обзавелись профессионально подготовленными справками, начните с этого.
Если размеры и возможность Вашего бизнеса позволяют, позаботьтесь об аудиторском
заключении. Покупатель, изучая предложение перед покупкой, обязательно захочет убедиться,
что ему предлагают не кота в мешке. Вот здесь уровень бумаг и независимые оценки
лицензированных аудиторов и оценщиков могут значительно облегчить ему принятие решения о
покупке. К тому же значительно сократится время продажи - ведь потенциальных покупателей
может быть несколько, и каждый из них будет избавлен от необходимости проводить проверку
самому.

Посмотрите все договоры, имеющие ценность при продаже. Если, к примеру, заканчивается
срок аренды помещений, постарайтесь продлить договор. Если в бизнес включается
недвижимость - обновите ее оценку, получите свежие справки из БТИ и т. п. Может даже
оказаться, что Ваша недвижимость при другом использовании сама по себе будет стоить
больше, чем Вы выручите при продаже бизнеса.

Приготовьте копии балансов со всеми приложениями. Работая с бухгалтерскими документами,
можно несмотря на увеличение налогов, показать большую прибыльность, уменьшив
себестоимость, что может быть Вы и не делали раньше.

Весьма полезно запастись справками и рекомендациями из банка об отсутствии задолженности,
а также оборотах по счету.

Желательно провести независимую оценку стоимости бизнеса (не путать с оценкой
недвижимости) по нескольким методикам.

Как правило значительно повышает вес продаваемого бизнеса маркетинговый обзор,
включающий:

описание производимых товаров и услуг,
емкость рынка,
долю рынка, охватываемую компанией,
обзор конкурентов и потребителей,
товарную политику,
бизнес-план на предстоящий период, включающий анализ финансово-хозяйственного состояния,
ресурсов, мощностей, сильных и слабых сторон продаваемого бизнеса.
Потребуются также заблаговременно юридически проработанные варианты оформления продажи (в
зависимости от формы собственности купля-продажа, либо слияние, поглощение, аренда с
выкупом и т.п.) с подготовленным пакетом проектов договоров. Эти бумаги покупатель
обязательно отдаст на предварительное изучение своему юристу.

В зависимости от размера бизнеса стоимость услуг профессионалов, имеющих вес, репутацию,
опыт и соответствующие лицензии может обойтись от 3 до 13% стоимости бизнеса, что,
конечно, затруднительно при продаже мелкого бизнеса, однако значительно экономит силы и
средства при продаже компаний, стоимостью от 100 тыс. долларов.

Важно, чтобы та группа специалистов, которая будет готовить документы, не ограничилась
выдачей Вам бумаг и рекомендаций, но взялась бы также за вторую стадию, а именно за
маркетинг и продажу бизнеса.

Фирма, которую Вы привлечете должна иметь опыт и связи, команду специалистов, способных
продвинуть Ваш проект. Такие люди чувствуют и знают рынок, ежедневно общаются в среде
покупателей, инвесторов, финансовых институтов и консультантов. Эта фирма должна
наилучшим образом представить Ваши интересы на всех стадиях - от "наведения лоска" до
переговоров с покупателем и оформления документов о продаже. За это Вы и платите.

Составление пояснительной записки.

Есть показатели, которые мы не захотели или не смогли исправить, и боимся услышать от
покупателя: "Нет, здесь все не так хорошо". Удачная пояснительная записка способна, если
не исправить показатели, то хотя бы развести порядочную софистику и цепочкой логических
утверждений доказать, что черное - это не то, чтобы совсем белое, но почти белое.

Написать такую привлекательную, положительную пояснительную записку, формально не
согрешив против истины - большое искусство.

Вспомните классику:
"А сколько корова дает молока?
Не выдоишь за день,
Устанет рука...."

Расчет цены и определение условий продажи.

Существует множество методик оценки бизнеса. Основными факторами, определяющими оценочную
стоимость признаны:

спрос на данный бизнес,
настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, наличие денежного потока или
возможность его привлечения,
затраты на создание аналогичного бизнеса,
риск получения доходов,
степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

 

КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru