Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации

Разделы: Реклама, Маркетинг, Брэнды, Маркетинговые исследования, Карьера.


 

Стоимость бизнеса

 


Стоимость бизнеса - основные факторы

Как определить стоимость бизнеса? Например, английские бизнес-брокеры исходят из того,
что стоимость кафетерия или небольшого ресторана обычно равна 3 - 4-месячному объему
продаж. Аптеки, по их мнению, должны продаваться в среднем по цене, соответствующей 100-
дневному объему продаж.

В российских условиях оборот не всегда отражает реальный доход собственника бизнеса - не
учитываются, например, издержки, которые индивидуальны для каждого предприятия. Поэтому
главным фактором, влияющим на стоимость бизнеса, является приносимый им доход. Речь идет
именно о предпринимательском доходе - той сумме, которую ежемесячно зарабатывает хозяин
предприятия после всех выплат: налогов, зарплаты сотрудникам и т. п. Помимо прибыли
предприятия он может включать зарплату владельца как гендиректора, а также зарплаты
других членов семьи, если они работают на фирму.

При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы, приобретая бизнес, работающий на
арендованных площадях, считают приемлемым, если цена бизнеса равна предпринимательскому
доходу за 7 - 18 месяцев. В редких случаях инвесторы согласны платить за предприятие,
работающее на арендованных площадях, сумму, равную доходу за 20 - 30 месяцев. Для
компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимостью, требования по
доходности не так высоки.

Считается нормальной цена, равной суммарной прибыли за 24 - 60 месяцев. В любом случае
многое зависит от целей инвестора. К примеру, если бизнес приобретается с целью быстрой
перепродажи, то для инвестора прибыль предприятия будет играть не столь большую роль.
Среди других факторов, влияющих на стоимость компании, можно выделить следующие:

Спрос и предложение. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения
потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. В 2003 г. наибольшим
спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса.
Например, инвесторы готовы были платить от $30 000 до $200 000 за салон красоты, который
дает минимальный доход или вообще работает в ноль.


Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки,
продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных
навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Например, многие
покупатели расценивают автомойки как предприятия, развитие которых не предполагает каких
-то оригинальных маркетинговых ходов, поэтому инвесторы иногда готовы платить за
автомойку более 30-ти месячных прибылей.


Риск. Для многих покупателей отсутствие риска или темных сторон сделки оправдывает более
высокую цену. Инвестор готов платить больше за компанию с белой бухгалтерией, хотя ее
доходы, несомненно, будут ниже, чем у серого собрата. Другой пример - сетевые компании.
Они характеризуются повышенной ликвидностью - их стоимость на 15 - 20% выше аналогичных
по критерию дохода предприятий. Объясняется это меньшими рисками, с которыми связано
приобретение сетей, - фирма не понесет существенного убытка в случае, если возникнут
проблемы с арендой одной из точек или если рядом откроется конкурирующая организация.


Наличие активов. Как уже говорилось, при определении стоимости бизнеса ключевое значение
имеет приносимый им доход. В случае если компания обладает высокотехнологичным
дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, недвижимостью,
к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов. Однако
денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как
инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток. Такими же факторами
являются обученный персонал и клиентская база. В исключительных случаях может быть учтена
деловая репутация (goodwill) , но для этого компания действительно должна обладать каким
-либо выдающимся нематериальным активом и продавать свою продукцию или услуги по цене,
превышающей рыночную.


Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и
покупатель может ожидать от бизнеса, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым
параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который
будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам.


Мотивация. Насколько сильно желание продавца продать бизнес? Насколько сильно желание
покупателя приобрести бизнес? Покупателю всегда надо обращать особое внимание на причину
продажи - ведь не исключено, что магазин продается из-за того, что рядом строится большой
супермаркет. Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке,
возможность увеличения рыночной доли, гарантия сохранения клиентской базы при смене
собственника, наличие слаженной команды и пр.

 



Перейти в другие разделы сайта:

Готовый бизнес      Франчайзинг     Инвестиции     Кредитование     Страхование     Финансы

Недвижимость       Бизнес планы   Бизнес книги   Бизнес идеи         Договора           Сервисы

Перепечатка материалов сайта без установки активной ссылки на сайт alti.ru запрещена.