бизнес портал Алти.ру

Расширение франчайзинга


Расширение франчайзинга

Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей, которые позволяют более эффективно и надежно организовать государственную поддержку малого предпринимательства и влиять экономическими методами на интенсивность развития того или иного вида деятельности и на сферу малого и среднего бизнеса в целом.

Сама суть его предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

К тому же, развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. По данным американских экспертов, даже современная начальная стадия развития российского международного франчайзинга характеризуется иностранными инвестициями в объеме более 600 млн. долл.

Сегодня франчайзинг является самой быстрорастущей моделью организации бизнеса в рыночной системе. Вот несколько цифр, характеризующих уровень развития франчайзинга в США.

В стране более 1 500 франшизных систем в более чем 75 видах деятельности. Количество франшизных предприятий достигает 350 000. На одного франчайзера приходится в среднем 230 франшизных точек. Однако большинство франчайзеров имеет менее 100 точек. Около 80% франшизных систем требуют объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долл. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20% систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс. долл. Периодические платежи, так называемые роялти, составляющие основу дохода франчайзеров, в среднем составляют от 3% до 6% от объема продаж.

Среди 75 видов деятельности торговля занимает приблизительно 45%. При этом фастфуд устойчиво лидирует - 18%. Далее идут промтоварные магазины с 11%, рестораны - на пятом месте (9%), затем продовольственные магазины - восьмое место (7%).

С 1995 по 1999 гг. на российском (в основном - на московском) рынке появились первые 22 иностранных и отечественных франчайзинговых предприятия. После дефолта 1998 г. часть иностранных и российских фирм прекратили свое существование. Но появились другие, которые активно развивали бизнес по франчайзингу. После проведения первой международной конференции "Франчайзинг в России" в апреле 1999 г. значительно увеличилось число франшизных предприятий. К моменту проведения второй конференции в октябре 2001 г. их число превысило 40. Только в 2002 г. на российском рынке появилось более 20 новых франшизных систем. Как видим, развитие франчайзинга в России ускоряется.

Возрастающая популярность франчайзинга объясняется пониманием в предпринимательской среде его положительных, прежде всего - для самих предпринимателей, качеств.

Начиная с 1995 г., на российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др.

Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Эконика", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др.

К сожалению, темпы развития франчайзинга в России относительно невысоки по сравнению с развитыми странами.

Вселяет надежду, что, в конце концов, огромная армия представителей малого бизнеса - потенциальной основы будущих многочисленных франшизных сетей - выйдет из тени. Программы дебюрократизации экономики, налоговой и судебной реформы, мероприятий по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, что положительно скажется на развитии франчайзинга.

Говоря о состоянии франчайзинга в нашей стране, эксперты колеблются между определениями «находится в зачаточном состоянии» и «бурно развивается». Впрочем, данные характеристики не являются взаимоисключающими. Число компаний, активно продающих свои франшизы или намеревающихся создать франчайзинговые сети, постоянно растет. Но при этом отечественные франшизные системы преимущественно ориентированы на быстрое питание и торговлю. В США – классической стране развития франчайзинга – ситуация несколько иная: 55% рынка занимают неторговые сети – сервисы и обслуживание домашних хозяйств.

В разделе «Бытовое обслуживание» базы данных Российской ассоциации франчайзинга содержится информация о том, что в нашей стране свои франшизные системы развивают 22 компании: «KODAK PROLAB», «Ассоциация Русских Уборочных Компаний», «АИДА», «Алессандро», «АБСОЛЮТ КЛИНИНГ СЕРВИС», «Бьюти Студия», «БЭТО-М», «Билайн», «Джи эс эм Сервис», «ДИАНА», «Женьшень», «Жак Дессанж», «ИРИС», «Калифорния Клинерс», «Контраст Клинерс», «Компания Кейп», «ЛИСИЧКА», «ОВК Сервис», «Полароид», «ПРИМЕКС», Центр SPA «Планеты «Фитнес». Причем наиболее известные из перечисленных брендов («Билайн», «Планета Фитнес» и др.) обозначены в этом списке лишь как потенциальные франчайзоры. Таким образом, на отечественном рынке услуг известные бренды, даже создавая сети, предпочитают оставлять их в прямом управлении, не спеша обзаводиться франчайзи.

Впрочем, в ближайшее время ситуация может измениться: о своем намерении выйти на рынок франчайзинга заявил проект «Персона».

Начинающий франчайзор должен учесть факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России. Говорить об этом, как правило, начинают с несовершенства нормативной базы: она не вполне соответствует современным рыночным реалиям. Еще одним тормозящим моментом выступает менталитет отечественных предпринимателей, основная масса которых не готова платить за интеллектуальную собственность, частным выражением которой выступает франчайзинг. Свою роль играет и слабое уважение договорных отношений, наличие «серой» бухгалтерии, неготовность региональных партнеров соблюдать должные стандарты качества.

Компании, несмотря на все это решившие продолжить свое развитие на основе франчайзинга, по-разному пытаются избежать негативных воздействий. Одним из возможных путей можно назвать франчайзинговую модель, избранную «Персоной».

Если соблюдать хронологию, то изначально владелец проекта «Персона» Игорь Стоянов колебался между франчайзингом и практикой создания новых салонов, их «раскрутки» с целью последующей продажи. Обе эти модели позволяли получить дополнительные средства для расширения сети в Москве и продвижения ее в регионы. Определенности не было и тогда, когда он обратился в компанию, занимающуюся обеспечением сделок по покупке и продаже действующих бизнесов – консалтинговую группу «Магазин готового бизнеса» По словам консультанта «МГБ» Владимира Ермолаева, уже первичный анализ показал, что оптимальной стратегией будет продажа салонов одновременно с франшизой, т.е. создание своей фрачайзинговой сети. Эффективность подобного решения диктовалась самой спецификой салонного бизнеса.

Современный beauty-рынок ориентирован, прежде всего, на Москву: в столичных салонах красоты, по оценке участников рынка, остается две трети от тех сумм, которые россияне ежегодно расходуют на парикмахерские и косметологические услуги. Ежегодно москвичи тратят в этой сфере более 140 млн. долл. Спрос на услуги салонов высок. Поэтому в столице ежемесячно открываются 2-3 новых заведения подобного рода.

В то же время зачастую открытие одного салона не является эффективным бизнесом – в этой сфере слишком большую роль играет имидж компании, уровень раскрученности бренда, наличие развитой инфраструктуры. Затраты слишком велики и одно единственное заведение не даст ощутимой прибыли, оставаясь бизнесом, существующим ради удовлетворения тех или иных, как правило, эстетических, запросов владельца. На развитие рынка салонов красоты среднего и высокого уровня негативно влияет. Прежде всего, отсутствие достаточного числа профессионально подготовленных мастеров.

Устойчивую прибыль в достаточно короткие сроки способны давать лишь сети салонов, развивающиеся за счет самофинансирования и других незаемных средств, с системой эффективного менеджмента, имеющие собственную школу стилистов, строго следящие за качеством, вкладывающие значительные средства в рекламные акции. Так, годовой оборот сети салонов «Персона Лаб», входящей в проект «Персона», составляет 4,5 млн. долл., а четырехместный салон при ежемесячном обороте 10 тыс. долл. приносит около 2,5 тыс. долл. чистого дохода.

Но при расширении сети возникает иная проблема. С ростом числа салонов снижается их эффективность деятельности: сложнее становится учитывать запросы клиентов, большие средства начинает поглощать управленческий аппарат, растут трансакционные расходы.

Решить проблему и позволяет система франчайзинга. По такой схеме сейчас развиваются сети салонов «Jacques Dessange» и «Camille Albane». Под первой из них в Москве сейчас работают три салона, под второй - два. Но, во-первых, это зарубежные бренды, а, во-вторых, их франшизные системы пока еще не получили достаточного развития.

В отличие от них «Персона» представляет собой «зонтичный» бренд, созданный в 1994 г. Сейчас он включает в себя 14 салонов красоты – “Гранд-Салон”, 13 имидж–лабораторий под маркой “Персона Лаб” – собственно, продаются франшизы именно на них, управляющую компанию, имидж-агентство и школу стилистов. Тиражируемость проекта очевидна. В силу этого он представляет собой сеть салонов, причем самую крупную и наиболее динамично развивающуюся в России.

Кроме того, «Персона» – целенаправленно формируемый бренд, известный практически по всей России. Стилисты проекта создают имидж многим телеведущим на каналах ОРТ, РТР, "Культура", Муз ТВ, MTV, ТВС. Подобные услуги не всегда исправно оплачиваются, зато проект получает хорошую телевизионную раскрутку.

От большинства других проектов в области beauty-бизнес “Персона Лаб” отличается, прежде всего, наличием четко сформулированной концепции, основывающейся на сочетании трех элементов: стиля, высокого качества услуг и демократизма ценовой политики. Салоны «Персона Лаб» изначально позиционировались как созданные для среднего класса с соответствующим среднеевропейским, уровнем цен. По сути, принадлежащая И. Стоянову сеть до сих пор не имеет конкурентов в своей нише.

Кроме устойчивой динамики роста «Персону» отличает и наличие четкой системы управления и обеспечения работы бизнеса. Управляющая компания со штатом из 20 квалифицированных сотрудников занимается маркетингом, планированием, контролем, учетом, централизованной закупкой косметики и расходных материалов. Школа стилистов обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров. Все это включено в основу бизнес-планов, составляющих содержание франшизного пакета. Стратегическое управление и снабжение фирм-франчайзи будет осуществляться головной компанией, а персонал салонов будет проходить регулярную подготовку в школе стилистов.

Дополнительные преимущества обеспечивает то, что «Персона» получила предложение о сотрудничестве от двух мировых брендов. Один из них, «Wella», выступил с предложением о совместном развитии. Этот шаг можно считать элементом маркетинговой политики в области продвижения продукции на рынке. Базовым макроэкономическим фактором, способствующим росту потребления в России, является повышение благосостояния населения.

Руководитель профессионального направления «Wella» в России Владимир Усольцев считает что салоны, работающие под брендами представляемой им компании и «Персоны», способны занять ведущее место не только в российских регионах, но и за пределами страны. При этом производитель косметики получает хорошие возможности для увеличения сбыта, а салоны - возможность закупать его продукцию по льготным ценам.

Наиболее сложный вопрос при реализации франчайзинговой схемы – поиск франчайзи. По мнению Владимира Ермолаева, выбранная схема несколько снижает число потенциальных покупателей салонов. В этом, например, не заинтересованы конкуренты. Зато увеличивается привлекательность проекта для непрофессиональных инвесторов, которые приобретают успешно работающий бизнес со стабильной клиентурой. Среди возможных покупателей особо выделяются женщины. Маркетинговые исследования показывают, что в общественном сознании собственник салона красоты – это не «хозяин», а, прежде всего, «хозяйка». Поэтому в работе с потенциальными франчайзи «Магазин готового бизнеса» большое внимание уделяет именно им в случае заинтересованности в открытии собственного дела.

При подготовке договора франчайзинга специалисты «МГБ» приняли решение использовать не только гл. 54 ГК РФ. По мнению начальника юридического департамента консалтинговой группы Сергея Самсонова, франчайзинг и коммерческая концессия – разные вещи. В случае их отождествления возможности участников франчайзинговой схемы сильно ограничиваются. Генеральный договор франчайзинга будет объединять в себе лицензионное и дистрибьюторское соглашения, нормы авторского права.

Проблема, связанная с закрытостью бухгалтерии франчайзи для франчайзора решается через установление фиксированной ежегодной ставки роялти. Это упрощает взамоотношения партнеров, так как покупатель франшизы платит не фиксированный процент с оборота, как это принято в большинстве франчайзинговых систем, таким образом оказываясь в большей степени заинтересованным в максимизации собственной прибыли.

Что касается контроля за качеством, то он состоит из двух основных элементов, которые не являются директивными. Первый – закупки, которые франчайзи лучше проводить по более низким ценам у партнеров компании-франчайзора. Второй – единый стандарт качества услуг, обеспечиваемый за счет того, что в салонах в основном будут работать выпускники школы стилистов «Персона». От ценового контроля решено отказаться – средний класс в регионах по своим материальным возможностям отличается от столичного, а открывать заведения, доступные лишь 10-15% населения, значит, нарушать концепцию сети и попросту действовать нерационально.

В течении ближайших нескольких лет предполагается открыть 10 новых салонов сети «Персона Лаб» в Москве и более 20 в регионах, охватив все города-миллионеры и центры федеральных округов. Первоначально новые студии красоты будут находиться в прямом управлении, а затем продаваться, включаясь во франшизную систему.




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru