бизнес портал Алти.ру

Франчайзинг и свобода


Франчайзинг и свобода

Франчайзинг помогает заработать, но связывает предпринимателю руки.

Франчайзинговые программы стремительно набирают популярность у рестораторов, поскольку позволяют в кратчайшие сроки стремительно расширить свои сети. Например, компания Yum! намерена за 2005 г. открыть в столице порядка 15 ресторанов Pizza Hut и KFC. Партнеры сети благодаря раскрученному брэнду могут в короткие сроки обеспечить своему ресторану серьезный оборот. Расплачиваться за это придется свободой: сети самостоятельно определяют маркетинговую политику, жестко контролируют своих франчайзи. Pizza Hut и KFC появились в России в 1989 году, когда владелец брэндов PepsiCo создала совместное предприятие с «Мосрестсервисом», подписав с российской стороной договор на 10 лет. За это время было открыто два ресторана, однако по истечении срока договора PepsiCo решила его не продлевать, испугавшись финансового кризиса.

Примерно тогда же компания Tricon Global Restaurants(с 2001 года — Yum!) выкупила у PepsiCo Pizza Hut и Taco Bell. В 2000 году новые хозяева поверили в российский рынок и продали франшизу компании «Американ ресторане». За четыре года «Американ ресторане» открыла в столице три KFC и семь Pizza Hut. В середине прошлого года Yum! Brands решила всерьез взяться за российский рынок. Представители американской компании объявили о планах открыть к 2000 году 120 заведений в крупнейших городах страны при помощи франчайзинговых схем. «Самостоятельно они работать на нашем рынке не будут. Yum! Brands уже заключила контракты по продаже прав с шестью столичными компаниями; не исключено, что их число увеличится. Уже в 2001 году откроется 15 точек»,— говорит гендиректор «Американ ресторане» Андрис Драгунас.

Требования к франчайзи предполагают, во-первых, наличие торговой площади определенного размера (для KFC не менее 100 кв. м, для Pizza Hut — 300-400), наличие 100-130 посадочных мест. Стоимость франшизы Драгунас назвать отказался, отметив лишь, что окупаемость вложений для Pizza Hut составит два-три года, для KFC — от трех лет. По оценке исполнительного директора консалтинговой компании Restcon Андрея Петракова, открытие одного Pizza Hut обойдется примерно в $700 тыс., а KFC — в $150-200 тыс.

Что требуют сети

Yum!Brands — не первая компания, решившая завоевывать рынок, используя франчайзинг. Так, недавно о продаже франшизы в регионы заявили «Елки-Палки», по такой же схеме будет развиваться в России шведская Wokie Dokie. Другие компании, которые ранее начали продавать свои франшизы, также продолжают активно развивать это направление. Интерес к франчайзингу владельцев брэндов объясняется возможностью в короткие сроки построить довольно крупную сеть, не вкладывая в это собственных средств. «Продажа лицензии дает возможность компании популяризировать свои брэнды и активно развиваться при заметном снижении инвестиций»,— говорит директор по связям с общественностью «Ростик групп» Валерия Силина. «Работать в регионах самостоятельно тяжело, возникает много проблем с контролем персонала, качества и работы ресторана в целом», -добавляет руководитель департамента по коммерческой концессии компании «Ланч» (владеет сетью «Елки-Палки») Алексей Оболонков.

Чтобы вступить в сеть, франчайзи выплачивает паушальный взнос. При этом за «входной билет» приходится платить при открытии каждого ресторана сети. Стоимость на них может составлять несколько десятков тысяч долларов. Так, за вход в « IL Патио» потенциальному франзайзи придется заплатить $40 тыс. При этом только вступительным взносом выплаты не ограничиваются — обычно франчайзи приходится выплачивать роялти. Они бывают двух видов: чаще всего процент от оборота или прибыли (обычно 5-6%), либо, когда проконтролировать финансовые потоки франчайзи невозможно, фиксированная сумма (до нескольких тысяч долла­ров). Как правило, контракты заключаются на несколько лет.

Помимо этого иногда владелец брэнда взимает 2-3% месячного оборота на маркетинговую поддержку. А также франчайзеры зарабатывают и за счет продажи оборудования или сырья своим партнерам. Итоговая сумма выплат при открытии, например, ресторана «IL Патио», составит порядка $8 тыс. ежемесячно при обороте в $100 тыс.

Что получаешь

В обмен на эти затраты франчайзи получает раскрученный брэнд, контакты с поставщиками, возможность обучения персонала, а также рекламную поддержку. Кроме того владельцы брэнда предоставляют оборудование по сниженной цене, могут помочь в открытии ресторана «под ключ» (это обойдется в $200-500 тыс. без учета аренды помещения). Такие услуги предоставляет, например, сеть Wokie Dokie. Несомненным плюсом будет и то, что владелец брэнда сможет посодействовать в получении разрешительной документации. Однако обычно рентабельнее открывать заведение своими силами. Потенциальные франчайзи также могут столкнуться с рядом проблем, на которые советуют обратить внимание брокеры франшиз. «Во-первых, чем компания дольше работает на рынке, тем больше шанс, что сеть не откажется от контракта после того, как он закончиться. Стоит пообщаться с другими франчайзи, работающими с ними»,- говорит пресс-секретарь «Магазина готового бизнеса» (продает франшизы Wokie Dokie, «Миа Дольче Джулия» и «Пицца Соле Мио») Владислав Кочетков. Также, по его мнению, стоит узнать средний чек, прибыльность точек, количество обслуживаемых клиентов. «Но самое главное — должен быть предоставлен прогноз по выходу на самоокупаемость: оптимистический и пессимистический. Необходимо выяснить планы развития сети: есть опасность, что после продажи владелец брэнда перестанет развивать его, не будет вкладываться в рекламу»,— говорит брокер франшиз ресторанов Wokie Dokie Александр Осипов. Также стоит обратить внимание на то, что некоторые компании ставят жесткие условия по оформлению помещения и заставляют закупать сырье только у них. Кроме того в некоторых случаях помещение можно получить только в субаренду, а оборудование — в лизинг. «Тогда франчайзи ничем не владеет, полностью зависит от франчайзера и может лишиться всего этого, если контракт будет расторгнут», - говорит брокер «Пицца Соле Мио» и «Миа Дольче Джулия" Игорь Веретенников.

Чем жертвуешь

Владельцы брэндов используют несколько способов контроля франчайзи. Главный: они заставляют партнеров работать только по «белой» схеме. «Порядка 80-90% компаний, работающих в ресторанном бизнесе работают по "серой" схеме налогообложения. Франшизная программа заставляет их выйти из тени говорит Кочетков. Некоторые компании, например, «Миа Дольче Джулия», контролируют своих партнеров через поставки сырья, сопоставляя его с объемом продаж. Кроме того устраивают сравнительный анализ: доходности ресторанов сети если одно из заведений выбьется из общей массы, то франчайзеры обычно направляют экспертов из своего контролирующего органа. Однако директор по развитию компании «Меленка», Кира Жарикова, полагает, что тотальный контроль сглаживается сокращением рисков. «Каждый должен сам решить, что для него важнее: стабильность, но с ограничениями, либо свобода в развитии, правда, с большой опасностью самостоятельной работы»,— резюмирует Жарикова.




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru