бизнес портал Алти.ру

Франчайзинг - успешный опыт


Франчайзинг - успешный опыт

Собственное дело может принести хороший доход и удовольствие. Но оно никогда не дается легко и требует большого труда, а иногда приносит и разочарования. Сама по себе покупка “чужого опыта” не гарантирует 100%-ный успех, но статистика в целом показывает, что у франчайзи в два-три раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльными, чем у независимых предпринимателей.

СПРАВКА. ФРАНЧАЙЗИНГ — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, родительские компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
ФРАНШИЗА (франц. franchise — льгота, вольность):
— предприятие, созданное на основе франчайзинга;
— право на франчайзинг, то есть на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера;
— предусмотренная условиями страхования часть убытков лица, страхующего имущество, не подлежащая возмещению со стороны страховщика.

Как познакомиться с франчайзингом? Как и любой другой способ ведения бизнеса, франчайзинг имеет свои особенности. Феномен широкого распространения и быстрого развития такого вида бизнесотношений обусловлен: во-первых, взаимной выгодой обеих сторон, во-вторых, снижением налогооблагаемой базы.
Для компаний франчайзинг — это способ распространения влияния фирмы на рынок сбыта в своей сфере деятельности. Для предпринимателей — это один из способов стать владельцем бизнеса. Большинство современных бизнесов можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых такой подход используются в той или иной степени: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда, обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, фотостудии, туризм и развлечения и многое другое. Например, открытие собственного ресторана или кафе — дело сложное и ответственное. Покупая франшизу в сфере общественного питания, коммерсант экономит во времени, ресурсах, практически приобретает готовое решение. Вместе с франшизой начинающий ресторатор-франчайзи обретает консультанта в лице франчайзера. Ведь именно франчайзер советует, где лучше закупить оборудование и продукты, как подобрать персонал, как рассчитать время возврата инвестиций и спрогнозировать прибыль.

Пример. В Москве уже запущен проект открытия новой сети фаст-фуда. Шведская компания Vartech International Co. начала продажу франшизы на открытие китайских ресторанчиков Wokie Dokie. Конек этих ресторанов — здоровое питание, в меню нет жирной или жареной пищи. Полуфабрикаты для всех точек сети будут готовиться в Швеции. Франшиза обойдется предпринимателю в 25 тыс. евро, ежемесячные выплаты составят 9% от оборота. Открытие одного ресторана будет стоить от 120 до 200 тыс. евро. Для сравнения: франшиза сети “Ростик’с” стоит 25 тыс. (роялти — 7%), а в открытие одного ресторана инвестируется 330—370 тыс. евро. Ожидаемая доходность инвестиций в эту франшизу — 120% годовых в валюте.
Перед тем как принять решение о покупке франшизы, предпринимателю необходимо внимательно изучить все имеющиеся предложения по франчайзингу, это позволит понять сферу предпочтительного интереса, детально изучить заинтересовавшую франшизу, для чего лучше посетить несколько работающих франчайзинговых предприятий этой компании.
К несомненным преимуществам франшизы для предпринимателя можно отнести:
1. Возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными вложениями капитала при всесторонней поддержке опытного франчайзера.
2. Доступ к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным через франчайзера.
3. Мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием.
4. Использование за умеренную плату результатов широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером.
5. Обучение непрофильного инвестора способам ведения бизнеса в фирме франчайзера по стандартам высокого качества.
6. Постоянное гарантированное снабжение.
Сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса. Механика франчайзинга освобождает вас от дополнительных трат и вложений, которые вам пришлось бы совершать, создавая бизнес “с нуля” самостоятельно. Используя уже известный товарный знак, вы автоматически привлекаете клиентов этой компании, чьими товарами и услугами они привыкли пользоваться.
Франчайзер материально заинтересован в коммерческом успехе каждой франшизной точки, в том числе и вашего бизнеса, и оказывает всестороннюю помощь. Во-первых, это касается консультационной поддержки франчайзи по всем основным аспектам ведения бизнеса (организация управления, технология продаж и другое). Помимо этого, франчайзер предоставляет возможность приобретения на льготных условиях расходных материалов, сырья либо у самой компании, либо у поставщиков. Не менее важный аспект франчайзинговых отношений, способный ощутимо снизить издержки франчайзи, — это реклама. Купив торговую марку, франчайзи получает возможность рекламировать товар с помощью гораздо более масштабной рекламы.
Франчайзинг — наиболее быстрый и надежный способ укрепления позиций компании на рынке. Многие наши предприятия располагают технологиями, благодаря которым создаются качественные и необходимые продукты. Большинству из них на начальном этапе не приходилось заниматься поиском способов расширения рынка сбыта, так как поначалу компании успешно справлялись с реализацией производимой продукции самостоятельно. Но по мере расширения производства это уже становится насущной проблемой. Некоторым подобным фирмам обширная маркетинговая стратегия, которая требует больших финансовых вложений, оказывается не по карману, так как все средства уходят на развитие производства. Другим же предпринимателям не хватает оборотных средств, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал компании. В таких случаях именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки сбыта, изыскать средства для увеличения производственных мощностей, осуществить большую маркетинговую кампанию — и при этом не придется все расходы нести самостоятельно. Франчайзинг позволяет сэкономить денежные средства путем привлечения финансов франчайзи. А вашим основным вкладом здесь становится торговая марка, ноу-хау, технологии; затраты же на непосредственную организацию бизнеса возлагаются на франчайзи.
Другой положительный момент для франчайзера заключается в возможности сконцентрировать большие усилия на самом товаре, совершенствовании его характеристик, на разработке новых продуктов, а не на их реализации.

Пример. На российском рынке общепита первой франшизу стала продавать сеть “Русское бистро”. В 1997 году у них появились последователи. Год спустя их примеру последовал холдинг “Росинтер”, который продает франшизу на рестораны быстрого питания “Ростик’с”. Пару лет назад к франчайзинговым схемам обратились компании “Технология питания” (брэнд “Крошка-картошка”) и “Теремок — Русские блины”. Сегодня эти компании предлагают свою франшизу уже для двух форматов: стационарных и передвижных. Также сейчас готовит выход на региональные рынки сеть “Стардог’s”.
И, несмотря на все возможные трудности, бизнес на условиях франчайзинга — это один из самых оперативных и эффективных способов расширения рынка сбыта, увеличения товарооборота, особенно в условиях, когда одним из решающих факторов в конкурентной борьбе становится наличие развитой торговой сети.
Преимущества для франчайзера очевидны:
— быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
— отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, то есть снижение затрат на персонал;
— более низкий уровень собственных капиталовложений;
— подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
— доход от продажи лицензии.
Нижегородский рынок демонстрирует невероятную динамику в сфере франчайзинга: WorldClass, Motivi, 1C, Formoza, “Елки-Палки”, “Ростик’с”, “Мока-Лока”, “Орто”, “Мастерфайбр”. Причин этому много: изменение отношения нижегородского бизнеса к покупке франшиз, открытие новых торговых центров, предъявляющих серьезные требования к арендаторам, выход компаний-франчайзеров на региональные рынки, ужесточение конкуренции. Также в ближайшее время следует ожидать франшизных предложений успешных нижегородских компаний на общероссийский рынок.




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru