бизнес портал Алти.ру

Франчайзинг как секрет выживания


Франчайзинг как секрет выживания

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу своего продукта и услуг.
За 6 лет - с 1995 по 2000 год - в России было создано всего 22 франшизные системы. Всплеск интереса к этой форме развития бизнеса проявился в следующие 2 года, на протяжении которых их количество увеличилось до 70-ти. Такие данные приводились участникам международной конференции “Франчайзинг как способ развития независимой и сетевой розницы”. Она проходила в московском “Гостином Дворе” в рамках форума “Мир торговли”.

Корпоративная сеть или франчайзинговая?
С основными принципами франчайзинга участников конференции познакомил Александр Майлер, президент Российской ассоциации развития франчайзинга.
- Франчайзинг - это сетевой бизнес, причем он может объединять от нескольких точек до десятков тысяч, - говорит Александр Майлер. - Все они схожи если не полностью, то, по крайней мере, по основным признакам. Преимущество такой сети, по сути, и заключается в копировании успешного бизнеса. Замечу: если бизнес не очень успешен или только начинает развитие, схема франчайзинга не годится.
Альтернативой франчайзинговой сети является корпоративная, жестко управляемая из одного центра. Говоря о ее недостатках, господин Майлер отметил, что для развития такой сети требуются инвестиции на открытие дополнительных точек. А процесс поиска финансов практически всегда связан с определенными трудностями. Второй отрицательный момент - все риски, сопровождающие открытие новых точек, сходятся в управляющую компанию. Недостатком корпоративной сети является и то, что сотрудники центральной компании вынуждены заниматься повседневными проблемами каждой точки. При этом чем более разветвлена сеть территориально, тем труднее ею управлять.
- Франчайзинг как минимум решает часть вышеперечисленных проблем, а в оптимальном варианте - сводит их к нулю, - продолжает г-н Майлер. - Финансовая проблема снимается благодаря тому, что каждая точка инвестируется из средств предпринимателя, который покупает франшизу. Риски, таким образом, распределяются на все точки. Конечно, риск отдельного предприятия в какой-то степени является общим для всей системы, но он гораздо меньше, чем в случае жесткого управления.
Благодаря тому, что инвестиции поступают из разных источников, скорость развития сети значительно увеличивается. Большое преимущество франчайзинга заключается в том, что головная компания не занимается повседневными проблемами торговых точек, а это освобождает ее сотрудников от колоссального объема работы. И еще один, едва ли не самый главный плюс: владельцы точек (купившие франшизу) заинтересованы в их прибыльности в гораздо большей степени, чем наемные управляющие.

Выгоды франчайзи
Предприниматель, обладающий франшизой, получает уникальную возможность начать дело, не имея практически никакого предпринимательского опыта. Любопытно, что некоторые франчайзоры в США даже пишут, что опыт нежелателен. Если потенциальный покупатель франшизы - новичок в выбранном бизнесе, ему будет проще внедрить на своем предприятии жесткую схему стандартов сети. Причем на протяжении всего срока действия договора он может получать помощь консультантов головной компании по всем возникающим вопросам.
Нужно отметить, что снабжение точки товаром осуществляет руководящая компания, упрощая этим работу франчайзи. При любой компании, работающей по схеме франчайзинга, существуют учебные центры, где владельцам точек передаются все секреты бизнеса, ноу-хау, которые планируется внедрять на местах. И, наконец, еще одна предпринимательская выгода. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты.
По данным Администрации малого бизнеса США, после 5 лет работы более 85% малых предприятий прекращают свое существование. За это же время из
100 франчайзинговых предприятий закрывается только 14.
- Говоря о недостатках франчайзинговой системы для предпринимателя, я бы отметил два момента, - говорит г-н Майлер. - Во-первых, необходимость инвестировать собственные средства. А во-вторых - ограничение предпринимательской свободы стандартами системы. Поэтому если, в силу особенностей характера, предприниматель жаждет вести дело по собственному усмотрению, ему лучше отказаться от работы по схеме франчайзинга. В противном случае конфликты между франчайзи и франчайзором неизбежны.
В большинстве случаев франчайзи ежемесячно выплачивает франчайзору роялти: периодические платежи составляют 5-6% от объема продаж. В отношениях головной компании и владельца франшизы также существует понятие рекламного фонда: 1% в месяц от объема продаж. Эти средства идут на проведение массированной рекламы в общенациональном масштабе.

Родом из Америки

Родоначальником франчайзинга считается американская компания SINGER SEWING MACHINE COMPANY - производитель швейных машин. В 1860 году ее руководство предоставило своим торговым представителям право самостоятельно торговать продукцией марки Singer. Это был успешный опыт, но настоящее развитие новая система ведения бизнеса получила в США только после Второй мировой войны. Сегодня в Америке - более 1500 франшизных систем в почти 80 видах деятельности. Число франшизных предприятий достигает 350 тысяч. На одного франчайзора приходится в среднем 230 франшизных точек.
В других странах франчайзинг набирает обороты в 1960-70-х годах. Возможность получить профессиональную поддержку от опытных франчайзоров облегчила задачу открытия и ведения бизнеса многим мелким и средним предпринимателям.
Список российских франчайзоров, опубликованный в “Путеводителе по франчайзингу в России-2002” Российской ассоциацией развития франчайзинга, включает 35 компаний. В их числе - сеть кофеен “Шоколадница”, торговые марки “Якитория” (рестораны японской кухни), “Горячие крендели” (уличная торговля), “Баскин 31 Роббинс”, “Ростикс”, “Елки-Палки”, “Грильмастер”, “Монарх” и “Эконика-стиль” (торговля обувью), сеть магазинов “Красный куб” (продажа посуды и товаров для дома), “Копейка” (сеть универсамов), “Кодак”, “1С” (поддержка и разработка компьютерных программ) и ряд других.

Франчайзор - компания, лицензирующая или продающая свою торговую марку, ноу-хау или производственную систему.
Франчайзи - тот, кто платит франчайзору первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.
Франшиза - предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором. Под этим термином понимается вся система - например, франшиза Pizza Hut.
Роялти (сервисная плата) - периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзору за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса. Роялти обычно рассчитывается как процент от валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или включаться в стоимость товара. Последний вариант особенно характерен для случая, когда франчайзор одновременно является и поставщиком товара.
Франчайзинг продукта и имени. Франчайзор дает франчайзи лицензию на ведение бизнеса с использованием своего имени. Франчайзи при этом обладает меньшими правами, чем во франчайзинге бизнес-формата. Франчайзинг продукта и имени может варьироваться от простого вывешивания фирменного знака до полного бизнес-пакета.
Франчайзинг бизнес-формата. Франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и обеспечивает полную основу для его деятельности.




КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru