История франчайзинга
Согласно определению Международной Ассоциации Франчайзинга, «франчайзинг
- это система перманентных отношений, устанавливаемых между франчайзором
и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы
производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное
удовлетворение интересов».
Говоря проще, франчайзинг - это такая организация бизнеса, при которой
мощная компания (франчайзор) передает юридическому или физическому лицу
(франчайзи) право на продажу продукта или услуг этой компании. Франчайзи
обязуется продавать продукт или услуги в строгом соответствии с
правилами ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. При
соблюдении этих условий франчайзи получает право на использование имени,
торговой марки компании, ее маркетинговых технологий, а также услуг
внутреннего аудита и экспертизы качества работы. Чтобы получить такие
права и возможности, франчайзи выплачивает первоначальный взнос
франчайзору, а затем осуществляет ежемесячные взносы. Суммы этих
платежей оговариваются во франчайзинговом договоре и являются предметом
переговоров. Франчайзинговый пакет, или франшиза (т.е. полная система
ведения бизнеса, передаваемая франчайзором франчайзи), позволяет
предпринимателю освоить даже совершенно новый для него бизнес в
кратчайшие сроки.
Почти любой вид бизнеса (по информации Международной Ассоциации
Франчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может стать предметом
франчайзингового договора. Но это сегодня. А истоки франчайзинга уходят
почти на 500 лет в глубь истории.
Оксфордский словарь английского языка сообщает, что franchising - это
все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в
1559 году, а franchises - места, отведенные для торговли. Свободным
людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории
города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права
сформировали основу франчайзинга. Однако в наиболее типичной форме он
проявился в британской системе так называемых «связанных домов», которая
использовалась пивоварами для поддержания нужного объема продаж. В обмен
на заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве
рынка сбыта своего пива. А общепринятой датой начала использования слова
«франчайзинг» в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые
частными фирмами) считается 1840 год.
В середине XIX века франчайзинг впервые начал использоваться и в США.
Крупный производитель швейных машинок Зингер развернул серийное
производство, позволившее его компании торговать по самым низким ценам.
Однако централизованное техническое обслуживание машинок оказалось
экономически невыгодным. Это и натолкнуло его на мысль об использовании
франчайзинговой системы: финансово независимым фирмам стали
предоставляться исключительные права на продажу и ремонт швейных машин
на конкретной территории.
Аналогичная система была разработана в1898 году компанией «Дженерал
Моторс». В соответствии с ней дилеры не имели права реализовывать машины
других производителей, а также были обязаны вложить в дело собственный
капитал как гарантию высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа
франчайзора.
Активно включилась в использование франчайзинга индустрия бутылочных
безалкогольных напитков. Компании «Кока-Кола», «Пепси» стали производить
концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по
розливу, находившимся в собственности и управляемым франчайзи, которые
одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.
В 20-е прошлого века годы идея франчайзинга как формы ведения бизнеса
сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый
продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным
торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных
скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою
независимость.
В 1926 году в Чикаго был основан Независимый альянс бакалейщиков (IGA),
который, кстати, сейчас активно пробивается на российский рынок,
приглашая в свой союз независимые продовольственные магазины площадью от
185,8 кв. м (эта странная цифра - результат перевода в нашу систему 2000
квадратных футов). Его цель - помочь независимому торговцу конкурировать
с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь
- с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики.
В Европе эту благородную миссию на себя взяла «Сеть свободных
бакалейщиков» DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная
сегодня как просто SPAR.
До середины 50-х годов прошлого века большинство компаний,
использовавших франчайзинговую систему, рассматривали ее как эффективный
метод распределения продукции и услуг. Действительно, традиционный, или
товарный, франчайзинг - это передача исключительных прав на реализацию
продукции, выпускаемой франчайзором, под его товарным знаком на
определенной территории.
В 50-е годы появляется франчайзинг второго поколения - «франшиза
бизнес-формата». Он предполагает передачу не только товарного знака, но
и всей технологии ведения бизнеса, включая внешние параметры и стиль
отделки, созданные и апробированные франчайзором. Классический пример -
«McDonald’s». Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для
производства молочных коктейлей, однажды посетил паркинг-ресторан
быстрого обслуживания San Bernandino, которым управляли братья
Макдональды. Впечатленный новой, чрезвычайно оперативной системой
организации обслуживания, Крок выкупил в 1955 году права на франчайзинг
их бизнеса.
«Клонированные» магазины типа «ИКЕА», «Метро Кэш энд Кэрри» и т.д. -
тоже результат воплощения классической франшизы бизнес-формата.
За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в
объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах
Европы - от 5 до 30%.
В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого
кафе на проспекте Мира в Москве купил за $10000 сроком на пять лет
франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку «Baskin
Robbins». Вскоре по франшизе были открыты «Русское бистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь»,
бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA и так далее.
© Alti.ru