Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 


Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации

Разделы: Реклама, Маркетинг, Брэнды, Маркетинговые исследования, Карьера.


 

Корпоративное управление




Корпоративное управление

Как эффективно управлять организацией? Стремясь ответить на этот вопрос, руководители начинают задумываться о корпоративном управлении. Внедрять его в российской компании необходимо поэтапно. Основных этапов - шесть.

В данной статье корпоративное управление рассматривается как высший уровень управленческой деятельности на предприятиях с акционерной формой собственности. В условиях рыночной экономики бизнес проходит многоэтапный процесс перехода из одного организационного состояния в другое – от простых форм (товариществ) до высших (открытых акционерных обществ). Если бизнес развивается успешно, то одновременно развивается и его институционная форма: акционерное общество все в большей степени приобретает черты корпорации.

Перед руководством компании всегда стоят две задачи. Во-первых, не потерять «старых» акционеров, которые могут начать избавляться от акций компании, не приносящих доход. Во-вторых, привлечь «новых» акционеров путем размещения дополнительных акций. Решать эти задачи помогает механизм корпоративного управления, под которым подразумевается:

управление акционерным (уставным) капиталом с учетом интересов миноритарных и мажоритарных акционеров, менеджмента и других заинтересованных в бизнес-процессе лиц ( stakeholders);
работа с акционерами (регистрация, расчеты по дивидендам, привлечение к управлению и т.п.);
проведение собраний акционеров;
разработка дивидендной политики;
взаимодействие с профессиональными участниками фондового рынка по движению эмитируемых акций;
культура взаимодействия со внутренней и внешней бизнес-средой.
Слабое корпоративное управление
О низком уровне корпоративного управления на отечественных предприятиях свидетельствуют многочисленные нарушения прав акционеров на участие в управлении и прибылях общества. В частности, это подтверждает практика проведения общих собраний акционеров. Акционеров не уведомляют надлежащим образом о сроках и месте проведения собрания, его повестке. Кроме того, зачастую им не предоставляется информация, необходимая для принятия решений по вопросам, выносимым на голосование. Наблюдались случаи проведения параллельных собраний акционеров и образования параллельных исполнительных дирекций.

У многих акционерных обществ в Уставе отсутствуют требования к компетентности членов советов директоров, их независимости и к формам представительства в совете мелких акционеров. Встречаются предприятия, у которых совет директоров состоит более чем на половину из лиц, которые одновременно входят в состав коллегиального исполнительного органа (правления). И даже заседания совета директоров и правления проводятся совместно, что порождает конфликты интересов. Во многих компаниях полностью отсутствуют какие-либо ориентиры пределов полномочий указанных органов управления.

Еще одно серьезное упущение в системе внутрикорпоративного управления - ограничение прав акционеров на получение информации о результатах деятельности предприятий. Действующие правила бухгалтерского учета не обеспечивают должной финансовой прозрачности. Аудиторские проверки иногда проводятся без достаточной глубины. Особенно опасны для интересов акционеров сомнительные сделки с аффилированными и заинтересованными лицами. За такого рода сделками могут скрываться вывод активов, сокрытие налогов и т.п.

Негативные последствия
Отмеченные выше проблемы ущемления прав акционеров подрывают доверие инвесторов к акциям российских компаний. В результате их капитализация оказалась на крайне низком уровне. А ведь именно она служит главным ориентиром успешной деятельности компании на Западе. Даже улучшение основных макроэкономических показателей российской экономики (ВВП, структура баланса и др.), не приводят к сколько-нибудь заметному положительному сдвигу в состоянии рынка корпоративных ценных бумаг. На экономическом форуме в Давосе (2001 год) отмечалось, что несоблюдение общепринятых норм корпоративного управления обходятся России в 52 миллиарда долларов. Именно такую сумму, по оценке экспертов, недокапитализировали наши предприятия.

По мнению специалистов, именно неудовлетворительное состояние отношений между собственниками компаний, многочисленными мелкими акционерами и наемным менеджментом ограничивает приток инвестиций на российский фондовый рынок.

В настоящее время чтобы обеспечить конкурентную и инвестиционную привлекательность, предприятия должны освоить новые принципы управления, которые получили название «корпоративное управление». Естественно, при этом им необходимо учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт.

Шесть первых шагов
По нашему мнению, введение принципов корпоративного управления в России должно происходить по двум направлениям: в общегосударственном масштабе и непосредственно на предприятиях. Отметим первоочередные действия, которые необходимы на предприятиях. Всего их шесть.

Во-первых, каждая компания в рамках общей стратегии должна выработать четкую дивидендную политику. Только через нее можно обеспечить привлекательность акций, причем прежде всего для миноритарных акционеров. Такая политика исключит возможность беспорядочной распродажи бумаг миноритариями, приводящую к тому, что акции сосредотачиваются в руках спекулятивных и теневых элементов.

Во-вторых, корпоративное управление должно строиться на принципах стратегического управления. Четко выраженная стратегия корпоративного управления предопределяет прозрачность поведения предприятия на рынке, делает его надежным партнером и цивилизованным конкурентом.

В-третьих, уставные и организационно-правовые документы должны четко регламентировать баланс интересов акционеров, менеджмента, персонала и других участников бизнес-процесса. Для этого должна быть предусмотрена подконтрольность управляющих органов предприятия общему собранию акционеров и четко определена компетенция собрания акционеров, совета директоров и исполнительного органа. Кроме того, должна быть обеспечена широкая информированность о принимаемых управленческих решениях.

В-четвертых, корпоративное управление неразрывно связано с понятием корпоративной культуры. Корпоративный дух или корпоративная этика включают те нормы поведения, которые приняты в данной компании и которых придерживаются и рядовые работники, и топ-менеджеры.

В-пятых, корпоративное управление предполагает полноценный и регулярный контроль всех видов менеджмента на предприятии. Для выполнения более активного контроля со стороны акционеров и работников целесообразно создать следующие комитеты при совете директоров:

по внутреннему аудиту;
по контролю назначений ( персоналу и мотивации);
по контролю крупных сделок и оценке рисков;
по отношениям с органами государственной власти и местного саморегулирования;
по работе с акционерами и урегулированию корпоративных конфликтов;
по стратегическому развитию.
В мировой практике обычно ограничиваются комитетами по аудиту, корпоративному

управлению, кадрам и вознаграждениям, стратегическому планированию и финансам.

В-шестых, корпоративное управление предусматривает активное взаимодействие акционерного общества с рынком ценных бумаг (особенно, если это открытое общество). Предприятие должно иметь долговременные договорные отношения с участниками фондового рынка. В компании должно быть специальное подразделение и должностные лица, которые выполняют функцию взаимодействия с рынком ценных бумаг.

Изменения на государственном уровне
Развитие принципов корпоративного управления в стране не ограничивается задачами, решаемыми внутри предприятий. Важное значение имеет решение проблем федерального и регионального уровней. На основе анализа многочисленных публикаций и обсуждений можно выделить наиболее важные меры, которые целесообразно провести в общегосударственном масштабе.

Во-первых, необходима детализация положений действующих законов и нормативных актов. Кроме того, важно разработать методические указания, практические рекомендации и формы отчетности, обеспечивающие надлежащее управление предприятием и соблюдение интересов и прав внутрикорпоративных отношений.

В 2002 году под руководством ФКЦБ России (ныне – ФСФР) был создан Российский кодекс корпоративного управления. В нем представлен свод правил практически по всем вопросам корпоративного управления, в том числе и по тем, которые недостаточно полно отражены в российском законодательстве. Но уже сегодня многие положения этого Кодекса требуют уточнения в соответствии с мировой практикой, в частности по вопросам: о раскрытии информации и контроле за использованием инсайдерской (внутренней) информации (это особенно важно в отсутствие соответствующего закона); о порядке установления и выплаты дивидендов; о контроле над деятельностью аффилированных лиц; о вознаграждениях и санкциях, применяемых к органам управления предприятия.

Во-вторых, необходимо скорректировать действующие и принять новые законодательные и нормативные акты с тем, чтобы повысить ответственность членов совета директоров, а также определить требования к их профессиональным и деловым качествам.

Наконец, важно провести ряд мероприятий методического, просветительского и организационного характера. Возникла потребность в создании национальной модели корпоративного управления, в основу которой может быть положен Кодекс корпоративного поведения с учетом поправок.

В заключение стоит отметить, что цель этой статьи - привлечь внимание к корпоративному управлению, ознакомить с его основными принципами. В следующих статьях будут изложены методические подходы к формированию конкретной организационной структуры, позволяющей реализовать принципы корпоративного управления (в основном это будут материалы, взятые из практики российских предприятий).





 

Перепечатка материалов сайта без установки активной ссылки на сайт alti.ru запрещена.