бизнес портал Алти.ру

Можно ли прожить без кассового аппарата?


Можно ли прожить без кассового аппарата?

Материал предоставлен редакцией бератора «К вам пришла проверка» /
За редким исключением, все, кто продает товары за «наличку», обязаны пробивать чек ККТ. А можно ли, не нарушив закона, не применять кассовый аппарат при наличных расчетах между фирмами? На практике выходит, что можно. Рассмотрим некоторые варианты в нашей статье.

Нужна альтернатива!

Торгуя за наличные деньги, вы должны выдать покупателю кассовый чек. Редкие счастливчики, которым разрешено /позволено/ этого не делать, названы в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении

контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Остальным - придется обзавестись кассовым аппаратом. Причем выбирать машину нужно только из тех моделей, которые включены в государственный реестр контрольно – кассовой техники (их перечень можно узнать в своей налоговой инспекции).

Но, прежде чем начать использовать аппарат, необходимо:

- заключить с ЦТО (центром технического обслуживания) договор на техническое обслуживание и ремонт ККТ;
- зарегистрировать кассовую машину в налоговой инспекции.
Обратимся к закону

Если фирма принимает наличные деньги, не используя кассовую машину, ее могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 40 000 рублей. Достанется и руководителю компании – ему придется заплатить от 3000 до 4000 рублей. Предпринимателя накажут на сумму от 1500 до 2000 рублей. Такие санкции устанавливает статья 14.5 КоАП РФ.

Кроме того, в штатное расписание нужно включить должность кассира - операциониста. Правда, если вы этого не сделаете, никто вас не накажет. Просто обязанности операциониста придется выполнять руководителю или главному бухгалтеру фирмы.
Итак, вы стали «счастливым» обладателем кассовой машины, потратив не только деньги, но и время. Но это - еще не конец трудностей, а только начало. Во-первых, визиты налоговых контролеров теперь станут чаще – готовьтесь к внезапным налоговым проверкам и контрольным закупкам. Во – вторых, придется оформлять множество бумаг по операциям, связанным с применением ККТ: различные акты, журнал кассира- операциониста, справку-отчет кассира-операциониста и проч.

Зачем все это фирме, у которой расчеты наличными случаются крайне редко (за месяц – два – три клиента с «наличкой»)? А что делать тем, у кого операция с наличными – вообще разовая сделка? Понятно, что в таких случаях от покупки кассовой машины больше вреда, чем пользы. А выход найти надо.

Альтернатива № 1: Сбербанк

Можно отправить клиента в Сбербанк России. Перечислить деньги на ваш расчетный счет он сможет в любом отделении, внеся наличные и заполнив квитанцию формы № ПД-4. Этот способ универсален, его могут использовать любые компании.

Для справки

Образец квитанции по форме № ПД-4 приведен в письме Сбербанка России от 24 апреля 1998 г. № 01-04-1688.

Однако у покупателей не всегда есть время или желание идти в банк, стоять там в

очереди, платить комиссию (обычно она составляет 3% от вносимой суммы). Кроме того, по квитанции № ПД-4 могут расплачиваться только граждане. Подобные платежи от организаций Сбербанк России не принимает. Поэтому на ваш расчетный счет поступят деньги не от фирмы-покупателя (например, от ООО «Пассив»), а от человека - представителя этой фирмы. В компании, которая получает до сотни платежей в день, это может затруднить аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями». Ведь, увидев квитанцию с фамилией человека (а не с названием компании), бухгалтер вынужден будет каждый раз выяснять, от какой именно фирмы пришли деньги.

Альтернатива № 2: деньги взаймы

Вместо одного договора, вы заключаете с покупателем два.

Первый - договор беспроцентного займа, по которому покупатель передает вам наличные деньги. То есть, ваша фирма выступает заемщиком, а покупатель – займодавцем. Получая деньги взаймы, компания не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги. Значит, применять ККТ в данном случае не нужно (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ). На это указывает и Минфин России в своем письме от 1 июня 2006 года № 03-01-15/4-121. Поэтому вы получаете наличные лишь на основании приходного кассового ордера.

Это важно!

Расчеты наличными деньгами между фирмами ограничены. Сумма наличных, внесенная по одному договору, не может превышать 60 000 рублей (Указание Банка России от 14 от 14 ноября 2001 г. № 1050-У).

Второй договор – «обычная» сделка купли-продажи, по которому через некоторое время вы отгружаете товар. Таким образом, у вас возникают две задолженности по двум самостоятельным договорам: дебиторская (покупателя за переданный товар) и кредиторская (перед покупателем за полученный заем).

В такой ситуации вы можете зачесть встречные требования, оформив акт взаимозачета. Подписать акт нужно тем числом, когда ваша фирма должна вернуть заем. Обратите внимание: чтобы налоговики не признали эту сделку мнимой, сумма по договору займа должна отличаться от суммы по договору купли-продажи хотя бы на рубль.

Между делом

Взаимозачетные операции часто путают с бартерными (товарообменными). Однако между ними существует принципиальная разница. Так, «по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой» (статья 567 ГК РФ). То есть, обмен товарами происходит в рамках одного договора. При взаимозачете же стороны гасят взаимные задолженности по двум самостоятельным сделкам. Отдельным договором зачет встречных требований не оформляют.

Пример

Фирма «Актив» заключила договор беспроцентного займа с ООО «Пассив» на сумму 60 000 рублей сроком на 7 дней. Договор подписали 3 июля 2006 года, в этот же день наличные были внесены в кассу «Актива».

5 июля 2006 года «Актив» и «Пассив» заключили договор купли-продажи товаров на сумму 59 000 рублей, в том числе НДС – 9000 рублей. В этот же день «Актив» отгрузил товары «Пассиву».

10 июля стороны подписали Акт зачета взаимных требований на сумму 59 000 рублей.

В этот же день «Актив» перечислил «Пассиву» остаток займа в сумме 1000 рублей.

Бухгалтер «Актива» делает такие проводки:

3 июля 2006 года:

Дебет 50 Кредит 66

- 60 000 руб. - получен беспроцентный заем от ООО «Пассив»;



5 июля 2006 года

Дебет 62 Кредит 90-1

- 59 000 руб. – отражена задолженность покупателя за отгруженные ему товары;

Дебет 90-3 Кредит 68

- 9000 руб. – начислен НДС с выручки от продажи товаров;



10 июля 2006 года

Дебет 66 Кредит 62

- 59 000 руб. – зачтены взаимные обязательства сторон;

Дебет 66 Кредит 51

- 1000 руб. - возвращена часть долга по договору займа.



Внимание: бумаги!

Раз уж речь зашла о взаимозачетных сделках, не лишним будет напомнить о том, как их нужно оформлять. Обычно стороны составляют Акт зачета взаимных требований (реже – Акт сверки расчетов). Унифицированной формы этого документа не существует. Поэтому Акт составляют произвольно, используя все необходимые для «первички» реквизиты.

Для справки

Реквизиты, которые необходимы при составлении первичных документов, перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете».



Пример

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

10 июля ЗАО «Актив» и ООО «Пассив» подписали Акт зачета взаимных требований

ЗАО «Актив»

г. Москва 10 июля 2006 года

Акт зачета взаимных требований

ЗАО «Актив» в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и ООО «Пассив» в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, составили настоящий акт о нижеследующем:

Задолженность ЗАО «Актив» по договору беспроцентного займа от 3 июля 2006 года № 45 в сумме 59 000 рублей засчитывается в счет погашения задолженности ООО «Пассив» по договору купли-продажи товаров от 5 июля 2006 года № 56.

Задолженность ЗАО «Актив» по договору беспроцентного займа от 3 июля 2006 года № 45 в сумме 1000 рублей перечислена ООО «Пассив» по платежному поручению № 378 от 10 июля 2006 года.

Расчеты по договорам произведены полностью. После подписания акта стороны претензий друг к другу не имеют.

Разумеется, в конце Акта нужно указать ИНН, адреса и банковские реквизиты сторон. А руководители обеих фирм должны заверить документ своими подписями. Несмотря на то, что печать не названа в списке реквизитов для «первички» (см. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ), Акт лучше «проштамповать».

Итак, у тех, кто продает товары за «наличку» в первый и последний раз, есть, по крайней мере, два способа не вешать на свои плечи обузу в виде кассовой машины. И при условии, что все необходимые бумаги вы оформите грамотно, претензий контролеров удастся избежать.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru