Цели и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент — один из необходимых элементов экономического управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной деятельности сопровождается движением финансовых и денежных
потоков. Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений данного предприятия с другими юридическими лицами.
Финансовые потоки возникают при закупке предприятием материалов, товаров, услуг, при прохождении или стадии обработки, т. е. доведения до формы, готовой для продажи, в процессе продажи с получением
выручки и прибыли от продаж. Финансовые потоки возникают также в результате взаимоотношений предприятия с организациями, не связанными непосредственно с основной деятельностью (расчеты с бюджетом,
продажа и переоценка имущества, уплата и получение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств, расчеты по договорам аренды и т. п.). Финансовые потоки формируются и в результате
инвестиционной деятельности предприятия (приобретение и продажа основных средств, осуществление капитальных и финансовых вложений и др.).
Финансовые потоки — это оцененное в денежной форме движение (изменение) любых элементов имущества предприятия и любых источников его финансирования, а также имущества и источников финансирования в
целом.
В процессе движения имущества и источников финансирования формируются и расходуются денежные средства, т. е. возникают денежные потоки. По существу, движения финансовых и денежных потоков переплетено и
взаимоувязано.
Например, в результате продаж предприятием продукции возникает дебиторская задолженность при условии, что оплата продукции покупателями производится через какое-то время после ее приобретения. В течение
всего этого времени имеет место дебиторская задолженность и ее увеличение (элемент финансового потока). После оплаты дебиторами купленной продукции дебиторская задолженность уменьшается и соответственно
растут денежные средства. Однако поступившие денежные средства не могут оставаться на счетах: предприятию надо оплачивать свои долги, поэтому денежные средства направляются на погашения кредиторской
задолженности — другой элемент финансовый и денежного потока.
Все эти процессы происходят на предприятии непрерывно и далеко не столь схематично, как здесь изложено. Как правило, движение финансовых и денежных потоков не так прямолинейно. Предприятию в конкретных
условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях
дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.
Несколько примеров.
1. На предприятии очень изношенные машины и оборудование. Заменять ли их новыми? Замена требует больших капитальных вложений, но одновременно дает возможность увеличить объем продаж и прибыль от продаж.
Вместе с тем замена оборудования повысит себестоимость продукции (рост амортизации) и налог на имущество. Кроме того, на покупку оборудования нужна дополнительные источники финансирования, возможно,
банковский кредит с соответствующими процентами. Замена оборудования целесообразна с финансовой точки зрения лишь в том случае, если дополнительная прибыль в результате роста выручки от продаж превысит
дополнительные затраты, возникающие при покупки оборудования. На этот вопрос ответят только конкретные финансовые расчеты.
2. Предприятию выгодно, когда договорные сроки расчетов с покупателями короче договорных сроков расчетов с поставщиками: предприятие получает деньги чаще, чем должно их платить, в результате появляются
свободные средства в обороте. Однако допустимо ли, даже при наличии практической возможности, еще большее укорачивать сроки расчетов с покупателями и удлинять — с поставщиками? Нет. Этому процессу
наступает предел, когда под угрозой оказывается общий коэффициент ликвидности, т. е. уровень платежеспособности предприятия. Следовательно, регулируя сроки расчетов с покупателями и поставщиками, надо
одновременно следить за динамикой общего коэффициента ликвидности и при достижении последним критического для предприятия значения остановиться.
3. Предприятие может выбирать между арендой оборудования и приобретением его на основе договора лизинга. Выбор будет решаться результатами расчетов цены аренды и цены лизинга с учетом конкретных
предлагаемых арендодателем или лизингодателем условий договорной.
4. На каком-то этапе деятельности предприятия происходит падение спроса на его продукцию (товары). Какие меры должно принять предприятие, чтобы не попасть в тяжелое финансовое положение?
а) найти другие рынки сбыта;
б) снизить цены на предаваемую продукцию;
в) уменьшить натуральный объем продаж, чтобы поддержать цены;
б) улучшить потребительские свойства продукции, чтобы повысить спрос на нее;
д) полностью поменять состав продаваемой продукции.
Только конкретные расчеты финансовых последствий каждого из возможных решений дадут правильный ответ.
5. Предприятие планирует в следующем периоде увеличение выручки от продаж. Естественно, это вызовет необходимость в увеличении имущества предприятия в части запасов дебиторской задолженности, может
быть, и основных средств; кроме того, в составе источников финансирования должна увеличиться кредиторская задолженность. Достаточно ли будет в этих условиях прироста источников финансирования для
покрытия прироста стоимости имущества? Необходимо знать ответ на этот вопрос уже на студии планирования, иначе, реализуя в следующем периоде бизнес-план, предприятие может оказаться перед фактом
недостатка источников финансирования. Зная показатели бизнес-плана и проектов договоров с покупателями и его поставщиками, можно и нужно до наступления планового периода рассчитать, на какую сумму
увеличится каждый элемент активов и пассивов и в случае необходимости принять решение об устранении недостатка источников финансирования заблаговременно.
Таких примеров можно приводить множество. В следующих статьях эти и другие ситуации будут рассматриваться подробно, с расчетами.
Принятие любого финансового решения предполагает предварительный анализ и оценку показателей, в отношении которых решение принимается. Разъясним этот тезис на тех же пяти примерах.
1. Решение о необходимости замены машин и оборудования может быть принято только на базе анализа результатов в том числе финансовых, эксплуатации действующего оборудования. Если анализ показал, что
затраты на ремонт и содержание оборудования очень высоки в расчет на единицу выпускаемой с этого оборудования продукции и не могут быть компенсированы при существующем уровне цен на эту продукцию, то
оснований для постановки вопроса о замене оборудования достаточно.
2. Решение об изменении договорных сроков расчетов с покупателями и поставщиками может быть принято, если анализ показал, что:
а) у предприятия нет просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, все дебиторы расплачиваются вовремя:
б) у предприятия нет просроченной кредиторской задолженности, а ее сумма целиком соответствует договорным условиям расчетов с поставщиками, работниками и т. д.;
в) общий коэффициент ликвидности предприятия выше, чем ему необходимо в конкретных условиях его деятельности.
Если эти условия не соблюдаются предприятию в первую очередь надо заняться решением проблемы просроченной и безнадежной дебиторской задолженности в целях увеличения денежных средств в обороте.
3. До решения вопроса об аренде или лизинге, очевидно, были проанализированы показатели фондоотдачи и рентабельности действующего оборудования, рентабельности продаж (поскольку платежи и за аренду и за
лизинг оборудования должны включаться в себестоимость продукции).
4. Предприятие анализирует и оценивает соотношение постоянных и переменных затрат в составе всех затрат на продаваемую продукцию; выявляет резервы снижения постоянных и переменных затрат; анализирует
факторы, сформировавшие фактическую величину прибыли до налогообложения и на этой основе — допустимое снижение прибыли от продаж (включая убыточность продаж), при котором можно получить необходимую
предприятию прибыль до налогообложения.
5. До планирования прироста выручки от продаж анализируется и оценивается динамика выручки за предыдущие периоды, выявляются причины и последствия такой динамики. Определяется целесообразность
увеличения выручки с нефинансовой точки зрения (перенасыщение рынка, снижение цен, необходимость предоставления льготных условий расчетов покупателям и др.). Анализируется состав затрат, зависящих от
величины выручки от продаж (налоги, где налогооблагаемой базой является выручка цены на сырье и материалы, величина фонда оплаты труда работников и др.). До принятия решения о необходимости увеличения
выручки от продаж целесообразно на основе аналитических данных обосновать необходимость такого прироста, т. е. показать, что недостатки в состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеют
в качестве одной из причин низкую стоимость продаж.
Финансовый менеджмент имеет целью не только определить все финансовые последствия тех или иных решений по вопросам работы предприятия и даже не только найти способы устранения или смягчения влияния на
финансовое состояние отрицательных последствий. Еще одна важнейшая цель финансового менеджмента — определить ориентиры, на основе которых можно оценить, благоприятен ли для данного предприятия
сложившийся уровень того или иного показателя, а затем решить, нуждается показать в росте, снижении или сохранении имеющегося уровня.
Речь идет прежде всего о показателях, которые традиционно принято оценивать по нормальному или рекомендуемому уровню, универсальному для всех, или, в лучшем случае, — дифференцированному по отраслям.
В первую очередь такими показателями являются коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости. По большинству из них существуют так называемые нормальные значения, имеющие рекомендательный
характер. Значения, как правило, даются в определенном интервале. Однако практика показывает, что многие предприятия, у которых коэффициенты находятся за пределами, а иногда и далеко за пределами
названных интервалов, находятся в благополучном финансовом состоянии, и наоборот, предприятие может иметь коэффициенты в пределах рекомендуемых уровней и одновременно тяжелое финансовое состояние.
Причина в том, что рекомендуемые уровни усреднены и не рассчитаны на конкретные условия деятельности каждого предприятия, такие, как структура имущества, структура имущества, фондоемкость,
материалоемкость, состояние запасов и дебиторской задолженности, условия поставок материальных ценностей и оказания услуг и др. Все перечисленное только частично отражай отраслевые особенности. В
большей степени это особенности каждого предприятия. В следующих статьях все названные обстоятельства будут подробно рассмотрены как основа для определения нормальных применительно к данному предприятию
уровней коэффициентов. Ответив на вопрос, какой уровень нужен, можно принимать решения о способах его достижения также применительно к данному предприятию.
В ряде ситуации финансовой менеджмент предполагает выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Например, при необходимости увеличения источников финансирования — увеличивать либо собственные,
либо заемные источники; при росте или падении выручки от продаж — выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций —
выбор из нескольких критериев их эффективного самого важного в условиях данного предприятия и т. д.
Таким образом, финансовый менеджмент имеет целью создания необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность
предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж и учетом уровня рисков, планирования динамики активов и пассивов. Основа
для принятия управленческих решений — глубокий финансовый анализ их оценка качества фактического финансового состояния предприятия.
© Alti.ru