Аудит : Российская налоговая система
Российская налоговая система хронически больна. Быть может, неизлечимо, поскольку четыре года реформ так и не пошли нашей налоговой системе на пользу. Если, конечно, не считать массы полезных и приятных
вещей, которыми сумели за время реформирования обзавестись мытари.
Лишний раз этот печальный вывод подтверждает вчерашняя пресс-конференция трех министров, посвященная продолжению налоговой реформы. Формально она была посвящена ответам на вопросы журналистов по
результатам совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, прошедшей в пятницу, 19 марта. Реально же чиновники в три руки нарисовали печальную картину торжества коррупции и несправедливости.
В любом учебнике по налогообложению можно прочитать о как минимум трех основных функциях налогов – фискальной, распределительной и стимулирующей. Правда, существование первой из них отрицается многими
теоретиками. По их мнению, налоги имеют фискальный характер, а их функции в экономике – стимулировать образование национального дохода и оптимальным образом перераспределять его часть в соответствии с
потребностями общества.
Нелишне отметить – при всем почтении к фиску, – что все-таки стимулирующая и распределительная функции налогов имеют наибольшее общественное значение. С этой точки зрения реформа посылает
налогоплательщикам смешанные стимулы. Во всем мире центр тяжести налоговой политики переносится с производства на потребление, чтобы стимулировать экономический рост и накопление, а также ограничить
непроизводительные траты. Установление плоской шкалы подоходного налога, регрессионная шкала ЕСН, отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль, привязка НДПИ к мировым (!) ценам на нефть – все это
признаки того, что Россия вновь идет своим путем.
Путь этот все больше напоминает кривую дорожку – по крайней мере, в том, что касается исполнителей. И власть предержащие готовы расписаться в собственном бессилии.
«Перейти к дифференцированной схеме налогообложения недр крайне необходимо, поскольку это позволит вовлечь в оборот менее рентабельные скважины, – заявил в понедельник глава Минэкономразвития Герман
Греф. – Наработаны очень интересные материалы, но мы пришли к выводу, что на сегодняшний день система администрирования, уровень которой недостаточно высок, не позволяет вести такое администрирование
без потери прозрачности».
В переводе на русский язык это означает, что коррупция и взяточничество поразили фискальный аппарат сверху донизу. Власти проще стричь всех налогоплательщиков под одну гребенку, выхолащивая тем самым
стимулирующую функцию налогов, нежели противостоять алчности мытарей. И никакое преобразование МНС в ФНС ничего не изменит.
Относится это, кстати сказать, не только к налогообложению недропользователей. НДС, один из основных доноров федерального бюджета, также стал площадкой борьбы с криминалом. Ради роста его собираемости
власти готовы идти даже на, мягко говоря, экзотические с экономической точки зрения меры. Например, на введение НДС-счетов. Эта идея под давлением здравого смысла отложена до 2005 г., но не отвергнута.
«В случае, если болезнь окажется более глубокой, чем мы себе представляли, не исключено, что нам придется вернуться к этой теме, – прокомментировал ситуацию с НДС-счетами министр финансов Алексей
Кудрин. – Пока, повторяю, мы ее отложили».
По сути НДС-счета представляют собой вариант конфискации денег налогоплательщика. В Минфине полагают, что только таким суровым способом можно пресечь использование схем. На самом деле в рамках
действующего законодательства вполне можно бороться и с фирмами-однодневками, и с лжеэкспортом, и с необоснованными льготами по капитальному строительству. Но собирать налоги мешает Ее Величество
Взятка.
По большому счету, высокий уровень коррупции в налоговой сфере – признак того, что налогообложение является чрезмерно обременительным для бизнеса, а оказываемые государством публичные услуги
недостаточны для налогоплательщиков. Через уродливый механизм взятки компании минимизируют издержки, поскольку использованиелегальных способов минимизации и разрешенных законом льгот чревато – при
определенных условиях – перемещением в «Матросскую Тишину». Бессмертное «уж лучше грешным быть, чем грешным слыть» служит в этом случае достаточным самооправданием. И пока административная реформа
ограничивается дележом портфелем и перераспределением функций, при котором на место одного столоначальника приходят три, ничего не изменится.
© Alti.ru