бизнес портал Алти.ру
 

Ваши деньги должны зарабатывать деньги


Ваши деньги должны зарабатывать деньги

Механизмы управления финансами предприятия более-менее понятны. Над этим в структуре компании работает специально выделенный человек, а то и целый отдел или даже департамент, состоящий из бухгалтерии, казначейства, планово-экономического отдела и т.д. С личными финансами привычнее по-простому: сколько в кошельке есть, столько и есть. И еще немного в тумбочке. Знать, сколько в кошельке — это, стало быть, финансовый учет. Регулярно откладывать в тумбочку — управление в чистом виде. Можно еще попробовать модные «фишки» — заговорить деньги так, чтобы они прямо в руки плыли. По утрам перед работой представлять себя стоящим под лавиной денежного потока. Внимательно слушать денежную интуицию, подкрепляя ее прорицаниями хрустального шара. Все это — разные серии бразильской мыльной оперы или славянских сказок «по щучьему велению». Создаются они различными мифотворцами с одной целью: за ваши конкретные деньги удовлетворить ваше конкретное желание — заработать как можно больше с наименьшими усилиями. В нашем случае разговор пойдет об управлении личными финансами прагматичными и надежными экономическими методами, с помощью мозгов и путем их правильного использования.

А В ОТПУСК? А ДЕТЯМ В УНИВЕРСИТЕТ?

Чтобы управлять финансами, нужно знать их основные законы, принципы движения, описывающие их формулы, а также законодательство страны, финансовыми инструментами которой вы хотите воспользоваться. В процессе управления личными (и корпоративными) финансами важно не только настроить себя на зарабатывание денег и заработать их (или получить, кому как нравится). Это только треть дела. Две третьих — умение распорядиться средствами и заставить их работать на себя.

Какое тут управление, спросите вы, когда нужно туда заплатить, тут доложить, там придержать, а еще в отпуск ехать и детям в университет? Глубокое заблуждение, возникающее из-за незнания финансовых законов. Все как раз наоборот: много денег или мало, а механизмы управления ими абсолютно идентичны. Суть в том, что любая сумма, будучи грамотно и эффективно управляемой, в хорошем случае не растратится впустую, а в идеальном — принесет дополнительный доход.

МАЛОПОПУЛЯРНАЯ ПРАВДА О ДЕНЬГАХ

Осмелюсь предложить вам несколько крамольных мыслей по поводу денежного менеджмента. Мысль первая: и корпоративными, и личными финансами выгоднее управлять с позиции экономии, а не увеличения дохода. Простая математика (второе крамольное предложение: математику у нас не любят, а зря): предположим, вы зарабатываете 1000 грн. (или долларов, на ваш выбор) в месяц, из которых 850 грн. тратите, а 150 грн. откладываете. Откладываемую сумму хотелось бы повысить на 50 единиц. Вариантов исполнения этого желания есть два: сократить затраты с 850 грн. до 800 грн. (на 5,9%) или увеличить свой доход с 1000 грн. до 1333,3 грн. (на 33%). Вот такая мистика. Надо заметить, что цифры в управлении финансами — вещь незаменимая. Управление само по себе состоит из планирования, анализа, контроля и учета финансов, инвестиций, налогов. Попробуйте все это осуществить без цифр и подсчетов!

Экономия в процессе распоряжения личными деньгами вовсе не означает, что повышать доход не нужно. Напротив, это возможно и необходимо. Но если управление реализовывается хотя бы в минимальном объеме, источником дополнительного роста совсем не обязательно будет увеличение объема занятости, а следовательно и заработка. При ближайшем рассмотрении внутренние резервы имеются всегда, нужно только грамотно ими распоряжаться. Начать следует со снижения уровня неэффективных трат.

При детальном анализе собственных денежных затрат практически у всех обнаруживается набор некоторых стандартных излишеств:

— эмоциональные покупки, из которых около 40% оказываются абсолютно не нужными, кроме сомнительного удовольствия в первые 5 минут во время и после покупки;

— невнимательное отношение к тратам на сумму до 100 грн. (или долларов) — психологические свойства цифр;

— статусные покупки, как правило, также весьма сомнительного характера;

— покупки впрок, что чаще всего является психологической защитой от неуверенности в завтрашнем дне;

— покупки под воздействием рекламы.

Эти особенности поведения покупателей очень хорошо изучены профессиональными продавцами. Не став профессиональным покупателем, вы будете постоянно оплачивать свой аматорский подход к делу из собственного кармана.

РЕЗЕРВЫ

Проведя тщательный анализ своих трат, в том числе методом детального учета (желательно — письменного, на то он и учет), вы получаете возможность решить следующую важную задачу, способствующую реализации глобальной цели управления финансами. Речь идет о создании защитного резерва как для форс-мажорных обстоятельств, так и для активизации нормальной текущей деятельности. В корпоративных финансах это называется поддержанием текущей ликвидности предприятия и долгосрочной финансовой устойчивости. Таким образом предприятия защищаются от нестабильной внешней среды. С личными финансами дела обстоят точно так же, только гораздо ближе к телу.

На форс-мажорный случай нужно создавать резерв для защиты своего здоровья и работоспособности, для защиты детей, близких родственников и дома, если здоровье и работоспособность потеряны (к сожалению, в данном случае время работает не в нашу пользу) или источник дохода не стабилен. Здоровье за деньги не купишь, но цена на лекарства и лечения известна, а посему формировать резерв для защиты здоровья и работоспособности необходимо. Кроме того, как это ужасно не звучит, но быть инвалидом гораздо дороже, чем умереть, потому что во втором случае заканчиваются и доходы, и расходы, а в первом — расходы еще и увеличиваются. Будущее ваших детей не должно быть зависимым от вашего печального настоящего (если вы вдруг не сможете работать). Для такой же ситуации необходимо позаботиться и о защите вашего имущества. Все эти задачи обычно решаются с помощью страхования, соответствующего юридического оформления и пенсионного планирования. Современные страховые компании предлагают достаточно обширный перечень продуктов по каждому из описанных случаев. Покупая данные продукты, также нужно быть профессиональным покупателем.

«ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО, НЕ БУДЬ КО МНЕ ЖЕСТОКО…»

Еще одно направление формирования резерва — увеличение финансовой базы. В предыдущем абзаце говорилось об откладывании денег на черный день, сейчас речь идет об откладывании на светлое сегодня и будущее, иными словами — о резерве денежных средств на все то, что заложит фундамент финансово стабильной жизни. Как правило, это — хорошее образование для детей, собственный дом или квартира и личная специфическая цель (например, прожить год на необитаемом тропическом острове с хорошим сервисом). Учитывая то, что подобный фундамент обычно составляют значительные денежные суммы, которые не накапливаются в течение одного дня и даже месяца, большую роль играют место и форма, где они хранятся. Если вы в своем управлении финансами дошли до этапа формирования резерва, без финансовой грамотности, знаний финансовых законов, законодательства и инструментов вам не обойтись.

Держа деньги в кубышке, вы не накапливаете, а теряете. Деньги съедаются инфляцией, при этом совсем неважно, в какой они валюте: инфляция есть в любой стране. К тому же кубышкой не выплачиваются проценты, а значит, утрачивается еще и неполученная прибыль. Вкладывая деньги в банк, вы вступаете во взаимоотношения с профессиональным участником финансового рынка, который может предложить целый прайс различных продуктов. Вы пришли в финансовый супермаркет и должны четко понимать, что хотите купить и для чего. Следовательно, здесь необходимо быть не только профессиональным покупателем, но и осознавать свой порог принятия риска, так как банковские продукты — это всегда продажа будущего, а оно связано с определенным уровнем риска. В основном банки предлагают продукты для сбережения вклада, для приращения основного тела вклада и для получения текущего дохода. Банковские продукты различаются процентом и сроком изъятия денег.

Нужно вспомнить и о таких традиционных формах вкладов, как золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни и антиквариат. Очевидно, что и здесь необходим покупательский профессионализм. Прелесть данных инструментов заключается в том, что владение ими, помимо стабильного сохранения средств, а в случае с антиквариатом еще и гарантированного прироста основного тела вклада с каждым годом, вы получаете еще и эстетическое удовлетворение.

Существуют и другие инструменты, которые имеют хождение на фондовом рынке. Но стать профессиональным покупателем на этом рынке нелегко, а художественная самодеятельность без консультанта может обойтись очень дорого.

СЕМЕЙНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

В управлении корпоративными финансами ведется учет не только налоговый (это святое), но и бухгалтерский («белый» и не очень), и управленческий — всеобъемлющий. В управлении личными финансами нужно наладить хотя бы один и всеобъемлющий. Третья крамольная мысль: принципы, используемые для учета финансов в компаниях, могут и должны быть использованы в учете личных финансов. Рассмотрите себя и свою семью как предприятие.

Для того, чтобы сделать оценку текущего состояния предприятия, вам необходимо ознакомиться с его основными финансовыми документами: отчетом о прибылях и убытках, балансом и отчетом о движении денежных средств. Чтобы оценить ваше финансовое состояние, необходимы те же финансовые отчеты, но ваши личные.

Баланс — это цифровая фотография, в которой отражается постатейно все движимое и недвижимое имущество, имеющее ценность, вплоть до «закромов Родины» в шкафу, кладовках, шкатулках и, если хотите, холодильнике, а также долги — ваши и вам, то есть активы и пассивы. Или активы = собственные средства + заемные. Баланс составляется на определенную дату, обычно на дату окончания одного из периодов и содержит ключевую экономическую информацию для анализа и планирования. За счет чего происходит увеличение ваших активов (имущества): за счет банковского кредита, других займов или возврата долгов вам (информация, которая содержится в пассивах)? Вы приобрели стиральную машину, использовав потребительский кредит. Ваше имущество увеличилось, но при этом в пассивах появились долговые обязательства, которые вам придется финансировать в будущем. Могло быть и по-другому: вы копили деньги (смотрите раздел о формировании резервов) на стиральную машину (значит, увеличивали пассив постепенно за счет своих денег), а в результате покупки один актив — деньги — превратили в другой — стиральную машину, при этом никаких обязательств у вас не возникло.

Нужно помнить и о том, что активы могут быть как материальные, так и нематериальные. Имидж, инновационные навыки и способности также можно внести в баланс, если они имеют ценность, однако их оценка должна производиться очень консервативно. Известно, что «понты» дороже денег», но чтобы не стать молодцем среди овец, следует определиться с целевой аудиторией. При этом важно помнить о том, что нематериальный актив создается долго, а устареть и потерять свою стоимость может очень быстро. Так работают финансы и на уровне предприятий, и в личном плане.

Отчет о прибылях и убытках показывает полученные доходы и окончательно понесенные расходы. Окончательно понесенные расходы — это деньги, которые проедены и прожиты, то есть не материализованные ни в одном из ваших активов. Это — еда, путешествия, развлечения, арендные, коммунальные и прочие текущие платежи.

Если ваш расход увеличил ваше имущество и накопленные резервы перешли в другие формы существования, то это относится к вашему балансу, а не к отчету о прибылях и убытках.

Отчет о движении денежных средств передает реальное состояние и движение ваших денег, фиксирует все поступления и платежи и показывает разницу между доходом (расходом) и денежным потоком. Например, вы получили счет на оплату коммунальных услуг в апреле, а деньги по этому счету заплатили в мае. То есть, сумма коммунальных платежей будет относится к отчету о прибылях и убытках апреля, но, поскольку деньги вы не тратили, в балансе в активах у вас эта сумма присутствует, так же как и в пассивах в виде вашего долга коммунальным службам. Как видно, все три отчета взаимосвязаны.

Только после того, как полный учет произведен и продолжает вестись в постоянном режиме, можно принимать осознанные и обоснованные решения по планированию, бюджетированию как инструменту контроля расходов, сохранению и инвестированию ваших денежных средств. Ответы на вопросы «сколько», «куда» и «в каких пропорциях» будут однозначно правильными и надежными только после реализации всего вышеописанного. Как ни крути…

 

Посетите другие разделы рубрики финансы:

Финансовый менеджмент      Финансовый маркетинг      Финансовые расчеты      Кассовые операции

Личные финансы                     Автоматизация бизнеса     Безопасность финансов  Управленческий учет

Командировочные расходы   Зарплата                              Аудит                               Бухучет                          

Управление персоналом        Кредит                                  Вклады

КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru