бизнес портал Алти.ру

Как приобрести готовый бизнес?


Как приобрести готовый бизнес?

На российском рынке наблюдается интересное явление - развитие магазинов по торговле готовыми бизнесами. В нашей стране формируется средний класс, часть которого готова перейти из категории наемных работников в группу собственников. Как приобрести бизнес без долгов и как проверить их отсутствие?

Приобретение или поглощение уже существующей и реально действующей компании имеет неоспоримые преимущества по сравнению с попытками построить бизнес "с нуля". Не надо проходить утомительной процедуры регистрации, набирать "команду", искать помещение, придумывать сферу деятельности, "раскручивать" потенциальных потребителей. Стадию "рождения" бизнес уже прошел, и вы можете прикинуть, что же конкретно из этого получилось.

Приобрести приглянувшееся предприятие можно следующими основными способами:

- купить контрольный пакет акций или все акции предприятия (если оно представляет собой акционерное общество открытого или закрытого типа);

- ввести себя, любимого, в состав учредителей с определенной (подавляющей) долей собственности, а всех "посторонних" вывести, оформив соответствующие документы (если предприятие - ООО);

- произвести покупку всего или части оборудования и активов предприятия;

- осуществить сделку по слиянию уже существующего и принадлежащего вам предприятия с предприятием-мишенью;

- приобрести то, что осталось от предприятия после процедуры банкротства (если фирма ее проходила) на конкурсной основе.

Таким образом, способы приобретения могут быть разными, однако есть общее - в результате данной сделки вы приобретаете контроль над понравившимся вам предприятием, не нарушая ритма его работы.

Сколько стоит готовый бизнес?

Обычно бизнес-брокеры ориентируются на хорошо измеряемые показатели - такие как оборот (ежемесячный, квартальный, годовой), предпринимательский доход или прибыль предприятия, сложившиеся в предыдущие периоды деятельности фирмы. Так, стоимость кафетерия обычно ассоциируется с суммой в 3-5 месячных объемов продаж. Для определения стоимости аптеки используется 100-дневный оборот. Маленький пункт видеопроката или обменный пункт можно купить всего за 7-10 тысяч долларов. В целом для любого бизнеса применима ориентировочная величина в размере предпринимательского дохода (оборота, "очищенного" от стоимости закупок и типовых издержек обращения) за 7-20 месяцев функционирования (в среднем).

Понятно, что цена конкретной сделки по приобретению бизнеса зависит от конкретного в данном районе спроса и предложения. Так, наибольшим спросом в последние годы пользуются предприятия сферы услуг, продовольственного бизнеса, общественного питания (кафе, рестораны, бары и т. п.). Их стоимость колеблется в среднем от 50 до 500 тысяч долларов в зависимости от местоположения (центр или периферия поселения), режима эксплуатации помещения (отношения собственности на здание или аренда, краткосрочная или долгосрочная), состояния оборудования и дизайна помещений, профессионализма существующего персонала и т. д. Понятно также, что сети предприятий стоят дороже и ценятся выше, так как минимизируют риски падения продаж после приобретения (например от развития конкурентных предприятий).

Опасности

Непосредственную опасность для покупателя бизнеса представляет приобретение вместе с новым бизнесом "старых" его проблем - невыполненных обязательств, конфликтов среди персонала, неблагоприятных отношений с органами власти и т. п. Поэтому "белый и пушистый" бизнес стоит дороже, чем "серый и жесткий". Риски недостаточного "качества" всегда снижают цену приобретения.

В этом случае более привлекательным вариантом является покупка части или всех активов и обязательств предприятия. Сделка заключается между покупателем и предприятием-мишенью, а владельцы предприятия-мишени с оставшимися активами могут остаться неизменными. Как правило, в результате подобных сделок приобретаются только те обязательства, которые непосредственно связаны с покупаемыми активами. Например, приобретение коммерческой недвижимости сопровождается обязательствами по закладной на это здание.

Приобретение только активов (а не всего "баланса") имеет два основных преимущества: во-первых, покупатель не приобретает "кота в мешке" - неизвестную в настоящий момент, но, возможно, существующую административную или юридическую ответственность, связанную с деятельностью предприятия-мишени в прошлом (например, всевозможные судебные иски, претензии покупателей, устные договоренности с контрагентами и т. д.). Во-вторых, такая сделка не создает неблагоприятных налоговых последствий для покупателя.

Если же сделка осуществляется по "полному балансу" активов и пассивов, то в результате объединения двух предприятий на их месте может возникнуть новое предприятие, либо предприятие-мишень будет поглощено предприятием-покупателем и потеряет атрибуты, характеризующие его как юридически независимый бизнес. В результате слияния или поглощения к "выжившему" предприятию переходят все права и обязательства, а также имущество предприятия-мишени. С фактической точки зрения, такая сделка напоминает продажу имущества предприятия. Разница заключается лишь в том, что в результате сделки предприятие-мишень меняет своих акционеров - результат, напоминающий сделку по приобретению акций. По существу, предприятие-мишень "растворяется" в предприятии-покупателе.

Покупаем!

Первым шагом к любой сделке по приобретению бизнеса является нахождение предприятия, которое нравится покупателю (по тем или иным причинам). Возможно, покупатель приобретает бизнес, чтобы впоследствии перепродать его по более высокой цене. Или же он хочет "отремонтировать" предприятие и передать его детям по наследству. Или ему наскучило работать наемником и он хочет поработать "буржуином", капиталистом, потешить свои амбиции, убедиться в своих творческих способностях и т. д. Причины могут быть разными (кстати, они тоже влияют на прикидочную стоимость бизнеса).

Вторым шагом является нахождение бизнес-брокера (или юриста).

Третьим шагом может стать подписание протокола о намерениях, которое позволяет вам глубже проникнуть в суть происходящей сделки, запастись дополнительной информацией, правильно расставить акценты и т. д.

И наконец, этап непосредственного подписания документов на передачу прав собственности (акций, долей или имущества предприятия), после которого вы вступаете в новые владения. В большинстве случаев подписание документов о продаже акций или передаче имущества происходит вслед за одобрением сделки акционерами (учредителями) предприятия (за исключением ситуаций, когда необходимо зарегистрировать сделку в Комиссии по ценным бумагам или когда перед заключением сделки должен пройти определенный период по законодательству).

Конечно же, покупатель должен застраховать себя от всяких неприятных неожиданностей либо путем включения в документы о покупке положений, определяющих ответственность продавца за действия или бездействие в прошлом, либо структурируя сделку таким образом, чтобы новый владелец не нес ответственности за акты фирмы в прошлом.

Следует отметить, что многие предприятия после покупки требуют дополнительных финансовых вливаний, чтобы от них был толк. Поэтому надо учитывать, что цена такого способа стать предпринимателем складывается из двух составляющих. Во-первых, это стоимость приобретаемого бизнеса. Во-вторых, стоимость инвестиционной программы (необходимые затраты на развитие дела).

Так, недавно в Нижнем Новгороде за 40 тысяч у. е. был продан салон по производству штор. Весь бизнес-комплекс (включая оборудование, арендуемые площади, сырьевые и товарные запасы, трудовой коллектив, договоры с поставщиками и потребителями) перешел к новому владельцу. Потребовалось еще примерно 20 тысяч у. е., чтобы сделать ремонт и новый брэнд данному бизнесу.

За 70 тысяч у. е. сегодня можно купить готовый цех кондитерской продукции с налаженным производством, не требующий дополнительных инвестиций. Супермаркет меньше, чем за 100 тысяч, на рынке найти практически невозможно. Мечта отца Федора о свечном заводике сегодня могла бы воплотиться в жизнь примерно за 100-150 тысяч у. е. Чрезвычайно модной покупкой считаются автомойки и салоны красоты. Причем мода на те или иные бизнесы необязательно удостоверяется экономическими результатами. Салон красоты по определению не может давать большую рентабельность. Его главная привлекательность в другом - это простой, понятный и посильный бизнес. Кроме того, их очень часто покупают предприниматели для своих жен.

"Есть мифы рынка, - говорил недавно на конференции маркетолог московской компании "Магазин готового бизнеса" Михаил Кузнецов. - Людям кажется, что какое-то дело является прозрачным, управляемым и доступным им. В эту категорию стабильно попадают кофейни и рестораны. Хотя ресторанный бизнес не так уж прост из-за усилившейся конкуренции. Сейчас настоящий бум спроса на автомойки".

В любом случае рынок бизнесов имеет весьма стабильный и растущий тренд. Специалисты данного рынка прогнозируют удвоение сделок в 2004 году по сравнению с 2003 годом.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru