Сохранение команды при покупке бизнеса
Покупая бизнес, 43% предпринимателей стремятся сохранить прежнюю команду
В кондитерской фирме "Элитар Медиа", производящей торты и пирожные, на прошлой неделе сменился владелец. Основательница компании была вынуждена отказаться от налаженного бизнеса по семейным
обстоятельствам. Один из новых собственников и гендиректор "Элитар Медиа" Павел Чуйков убежден: главное на первом этапе - сохранить эффективно работающую команду.
Большинство предпринимателей, покупающих бизнес, готовы работать с уже сформировавшейся командой, особенно если это квалифицированные и редкие специалисты. Как показывает статистика консалтинговой
группы "Магазин готового бизнеса", 43% потенциальных покупателей действующих фирм хотели бы сохранить старый коллектив (правда, с условием, если они сработаются с сотрудниками). 37% собираются заменить
только менеджеров и главного бухгалтера, а младший персонал оставить. И лишь 18% предпринимателей намерены всех уволить и набрать совершенно новую команду.
Смена собственника редко проходит безболезненно для бизнеса, считает генеральный директор "Магазина готового бизнеса" Вадим Самсонов. Особенно если фирму покидает ее основатель - сильный лидер. В таких
случаях бизнес вообще может оказаться под угрозой: обрываются связи с поставщиками и клиентами, а лучшие сотрудники уходят вслед за хозяином.
Порой команда распадается еще до того, как найден покупатель. Самсонов рассказал такой случай из своей практики. Владелец аптеки в Марьине решил продать бизнес: дал объявление в газете, не предупредив
своих сотрудников и поставщиков. Директор аптеки узнала об этом в самый последний момент от сотрудников охраны одного из поставщиков,которые нагрянули к ней в кабинет. На следующий день все работники
аптеки, которые сочли, что отец-основатель предал их, не вышли на работу. Предприниматель после этого был вынужден продавать не бизнес, а фактически только помещение.
Новому совладельцу "Элитар Медиа" Павлу Чуйкову досталась сработавшаяся команда - квалифицированные технолог, специалист по сбыту, бухгалтер и опытные кондитеры, которых прежняя владелица искала около
полугода. "С ними бизнес пошел в рост, и мне хотелось бы сохранить команду", - поясняет Чуйков.
Чтобы все прошло гладко, Чуйков рекомендует на этапе подготовки сделки наладить дружеские отношения с продавцом и выяснить все о его команде. "Прежняя владелица объяснила мне, кто из 30 сотрудников за
что отвечает, кто принимает решения, как каждый относится к работе - формально или нет, потеря кого из них будет не заметна для бизнеса, а кого стоит удержать", - рассказывает предприниматель. После
такого аудита персонала покупатель должен четко понимать: готов ли он работать с прежней командой, а если не готов - сможет ли набрать более эффективных сотрудников.
По мнению специалистов, может быть два способа введения в бизнес нового управляющего владельца. "Надо либо "заслать казачка" (не говорить сотрудникам, что это новый хозяин) , либо сразу же представить
его как владельца", - говорит Максим Привезенцев, директор компании Maxpro, занимающейся консалтингом в области организации ресторанного бизнеса. Он сам выбрал первый способ, когда продавал свой
предыдущий бизнес - сеть быстрого питания "Тили-тесто". Нового собственника вводили в дело постепенно: продавец и покупатель работали вместе около полугода. "Я представил своего преемника как
дополнительного акционера", - уточняет Привезенцев. До последнего момента он не сообщал персоналу, что собирается уходить. В результате команда была сохранена: ни один из менеджеров и продавцов не
уволился.
Второй способ предполагает проведение "антистрессового" собрания коллектива фирмы, на котором новый собственник заверит сотрудников, что ничего в условиях работы не изменится. "Пусть это будет
лукавством, - говорит Самсонов, - но на первом этапе без него не обойтись". Надо показать, что пришел не просто инвестор, богатый человек, купивший бизнес, а хозяин, способный придать ему новое
дыхание", - убежден Самсонов.
ТАКТИКА НОВОГО ХОЗЯИНА.
Сохранить команду, привыкшую к харизматическому лидеру, поможет правильная линия поведения нового собственника, которой стоит придерживаться с первой же встречи с сотрудниками. Партнер компании
Zeatleadership Павел Кирюханцев предлагает три модели поведения.
Последователь - сразу же заявляет, что считает отца-основателя гением и никто не может его заменить. Последователь делает упор на том, что не претендует занять его место, а лишь будет продолжать славные
традиции. Для него важно стать связующим звеном между основателем и сотрудниками.
Популист (отец родной) - фокусируется на людях. На первом собрании он сообщает сотрудникам, что они суперпрофессионалы и показатели эффективности компании - их заслуга. Популист должен показать, что он
пришел делать не карьеру или деньги, а быть родным отцом персоналу.
Хозяин - отказывается играть в идеалистические игры. Он сразу же заявляет, что его интересует прежде всего бизнес и он выведет компанию на более высокий уровень развития. Такая тактика может подойти,
только если новый владелец - человек, равный прежнему по профессионализму и лидерским качествам или превосходящий его.
© Alti.ru