бизнес портал Алти.ру

Продажи готового бизнеса становятся бизнесом


Продажи готового бизнеса становятся бизнесом

Много ли человеку требуется для полного счастья? Кому как. А вот бизнесмену для полноценной жизни больше воздуха нужен доходный бизнес. Вполне нормальное желание. Только где же его взять, этот самый доходный бизнес? Ответ простой, как надпись на коробке с детским конструктором: "Сделай сам". Или купи! Вот тут-то и начинается самое интересное...

Во всем нормальном (условно говоря) цивилизованном мире купля-продажа действующих предприятий - занятие привычное, престижное и выгодное. А у нас в России мы все еще находимся в поиске пути, который приведет всех нас в "светлое будущее" - в цивилизованный рынок с действующими правилами, лояльными игроками и прозрачной бухгалтерией IAS/GAAP.

Но человек дела никак не может сидеть и ждать, когда наступит "светлое завтра". Человек дела хочет изменить свою жизнь уже сегодня. И каждый затевает свою персональную революцию.

Продавец бизнеса

Олег С. в 1992 году ушел в "свободное плавание по волнам бизнеса" из московского НИИ, где он до 43 лет проработал инженером. Долго думал и наконец решил заняться хлебопечением. Как он привлекал кредитные средства, как через торгпредства связывался с иностранными производителями и поставщиками оборудования, как ждал и получал груз на таможне - об этом умолчим, это отдельная история.

Наконец запустил Олег свою собственную пекарню. Конечно же, не в центре Москвы, но и не на отшибе. Оформил аренду земельного участка, возвел легкую конструкцию - симпатичный домик с трубой. За горячими батонами выстроились очереди. Так постепенно все и наладилось: прочная производственная цепочка поставщиков, стабильный сбыт и толковый коллектив (в пекарне на германском оборудовании работают 30 человек). Доход пусть небольшой, но стабильный. Ежедневно выпекается около 3 тонн хлеба, что приносит 4500 долларов прибыли в месяц.

Прошло восемь лет, и за годы напряженной работы, полные всевозможных проблем и стрессов, у Олега - владельца и одновременно менеджера этого предприятия - накопилась большая, как говорят физиологи, кумулятивная усталость. "Поверите - замучился тянуть эту лямку, - так он объяснял свое желание продать пекарню. - Хочу освободиться, отдохнуть и, возможно, попробовать что-нибудь другое". И стал продавать, но уже не хлеб, а свой бизнес. Но кому продать?

Сначала предлагал знакомым бизнесменам, обзвонил директоров хлебозаводов. Для первых 300 тыс. долларов - дорого, вторые не хотят связываться с "мелкими" проблемами. Олег давал объявления о продаже в газетах, в разделе "недвижимость". Результат - несколько раз звонили риэлторы, встречались, но ничего путного не вышло, поскольку они рассматривали действующую пекарню как объект недвижимости. Увы, реального покупателя при таком подходе так и не нашлось. Точнее сказать, не находилось, пока за дело не взялись специалисты.

Профессионалы

Как и в начале, при создании бизнеса, так и сейчас Олег во многом полагался на удачу. И она не подвела. Сын Олега, продвинутый молодой человек, зная о проблемах отца, как-то вечером, сидя за компьютером, нашел в Интернете сайт консалтинговой фирмы, занимающейся продажей готовых предприятий. Олег обратился в эту компанию, и за дело взялась рабочая группа: менеджер проекта во главе, маркетолог исследует рынок, оценщик определяет действительную рыночную стоимость бизнеса.

Чтобы покупателю стало совершенно ясно, что именно продается и почему столько стоит, собранные и проанализированные консультантами данные были доходчиво изложены в итоговом документе - инвестиционном меморандуме. В нем наряду с другими разделами важное место занимали результаты кадрового консалтинга.

Олег вспоминает: "Должен признаться, прочитав меморандум, я по-новому увидел и свой бизнес, и себя в нем, да и с ценой все встало на место. Я понял, почему мне не удавалось продать мою пекарню: продавать можно хоть за миллион, но вот продать получится лишь показав покупателю товар лицом и назвав обоснованную стоимость".

Реальной ценой покупки оказалась окончательная сумма в 230 тыс. долларов. Ведь все купленные когда-то растоечные шкафы, делители и печи, хотя и в рабочем состоянии, пусть и германского производства, сегодня стоят уже совсем не тех денег, что раньше, а ежемесячный доход предприятия невысок. Как считают эксперты, главное для покупателя - это возможность гарантированно вернуть, хотя бы за полтора года, большую часть средств, вложенных в покупку бизнеса. Лишь тогда появляется вероятность проведения успешной сделки.

Именно так и вышло. Четко описав рынок, бизнес, определив его стоимость, проанализировав юридические аспекты и проведя аудит, консультантам удалось привлечь покупателя. Им оказался молодой, энергичный и хваткий предприниматель из Ставропольского края, которого вполне устроил стабильный, имеющий тенденции к устойчивому росту бизнес в столице.

Олег так оценивает результат завершившейся сделки: "Конечно, я заплатил по договору за работу консультантов около 20 тыс. долларов, но нисколько об этом не жалею. Честно говоря, я даже считаю, что выиграл - сам бы я еще до сих пор продавал свою пекарню".

Материалы подготовлены при содействии консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса"

Справка "ФР"

Причины, по которым продают бизнес
* Стремление собственников более эффективно перегруппировать имеющиеся в их владении активы - продать балласт и инвестировать вырученные средства в более перспективный бизнес
* Нехватка как оборотных средств, так и средств на развитие бизнеса
* Предбанкротное состояние или введение процедуры банкротства
* Слабость менеджмента
* Личная усталость собственника, выливающаяся в нежелание продолжать ставшее неинтересным и утомительным дело
* Переезд владельца на другое место жительства, в том числе и за рубеж
* Непреодолимые разногласия между собственниками

Следует отметить, что в жизни не все так схематично. На самом деле иногда переплетение сразу нескольких причин и приводит к продаже бизнеса.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru