Как продать бизнес
Любой продавец подержанной машины знает, что перед продажей ее нужно, как минимум, помыть, почистить, подкрасить, иными словами "навести лоск", произвести впечатление на покупателя.
Несложная и весьма недорогая процедура подготовки старой машины к продаже способна значительно повлиять на цену продажи.
Какая-то аналогия существует и при продаже бизнеса, здесь также явно различимы две стадии:
Подготовка.
Маркетинг и продажа.
Качество подготовки существенно влияет на стоимость бизнеса и результативность продажи.
Подготовка бизнеса к продаже.
Если Вы еще не обзавелись профессионально подготовленными справками, начните с этого. Если размеры и возможность Вашего бизнеса позволяют, позаботьтесь об аудиторском заключении. Покупатель, изучая
предложение перед покупкой, обязательно захочет убедиться, что ему предлагают не кота в мешке. Вот здесь уровень бумаг и независимые оценки лицензированных аудиторов и оценщиков могут значительно
облегчить ему принятие решения о покупке. К тому же значительно сократится время продажи - ведь потенциальных покупателей может быть несколько, и каждый из них будет избавлен от необходимости проводить
проверку самому.
Посмотрите все договоры, имеющие ценность при продаже. Если, к примеру, заканчивается срок аренды помещений, постарайтесь продлить договор. Если в бизнес включается недвижимость - обновите ее оценку,
получите свежие справки из БТИ и т. п. Может даже оказаться, что Ваша недвижимость при другом использовании сама по себе будет стоить больше, чем Вы выручите при продаже бизнеса.
Приготовьте копии балансов со всеми приложениями. Работая с бухгалтерскими документами, можно несмотря на увеличение налогов, показать большую прибыльность, уменьшив себестоимость, что может быть Вы и
не делали раньше.
Весьма полезно запастись справками и рекомендациями из банка об отсутствии задолженности, а также оборотах по счету.
Желательно провести независимую оценку стоимости бизнеса (не путать с оценкой недвижимости) по нескольким методикам.
Как правило значительно повышает вес продаваемого бизнеса маркетинговый обзор, включающий:
описание производимых товаров и услуг,
емкость рынка,
долю рынка, охватываемую компанией,
обзор конкурентов и потребителей,
товарную политику,
бизнес-план на предстоящий период, включающий анализ финансово-хозяйственного состояния, ресурсов, мощностей, сильных и слабых сторон продаваемого бизнеса.
Потребуются также заблаговременно юридически проработанные варианты оформления продажи (в зависимости от формы собственности купля-продажа, либо слияние, поглощение, аренда с выкупом и т.п.) с
подготовленным пакетом проектов договоров. Эти бумаги покупатель обязательно отдаст на предварительное изучение своему юристу.
В зависимости от размера бизнеса стоимость услуг профессионалов, имеющих вес, репутацию, опыт и соответствующие лицензии может обойтись от 3 до 13% стоимости бизнеса, что, конечно, затруднительно при
продаже мелкого бизнеса, однако значительно экономит силы и средства при продаже компаний, стоимостью от 100 тыс. долларов.
Важно, чтобы та группа специалистов, которая будет готовить документы, не ограничилась выдачей Вам бумаг и рекомендаций, но взялась бы также за вторую стадию, а именно за маркетинг и продажу бизнеса.
Фирма, которую Вы привлечете должна иметь опыт и связи, команду специалистов, способных продвинуть Ваш проект. Такие люди чувствуют и знают рынок, ежедневно общаются в среде покупателей, инвесторов,
финансовых институтов и консультантов. Эта фирма должна наилучшим образом представить Ваши интересы на всех стадиях - от "наведения лоска" до переговоров с покупателем и оформления документов о продаже.
За это Вы и платите.
Составление пояснительной записки.
Есть показатели, которые мы не захотели или не смогли исправить, и боимся услышать от покупателя: "Нет, здесь все не так хорошо". Удачная пояснительная записка способна, если не исправить показатели, то
хотя бы развести порядочную софистику и цепочкой логических утверждений доказать, что черное - это не то, чтобы совсем белое, но почти белое.
Написать такую привлекательную, положительную пояснительную записку, формально не согрешив против истины - большое искусство.
Вспомните классику:
"А сколько корова дает молока?
Не выдоишь за день,
Устанет рука...."
Расчет цены и определение условий продажи.
Существует множество методик оценки бизнеса. Основными факторами, определяющими оценочную стоимость признаны:
спрос на данный бизнес,
настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, наличие денежного потока или возможность его привлечения,
затраты на создание аналогичного бизнеса,
риск получения доходов,
степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.
© Alti.ru