бизнес портал Алти.ру

Как продать бизнес: юридический аспект


Как продать бизнес: юридический аспект

На рынке продаваемых предприятий преобладают бизнесы, имеющие недвижимость в собственности. Однако и владельцы бизнеса, расположенного на арендованных площадях, могут продать свое дело. Надо лишь как следует изучить российское законодательство и разобраться, какие юридические механизмы предусмотрены в первом и во втором случае.

Зачастую охарактеризовать действующий бизнес с правовой позиции достаточно сложно. С одной стороны, к основным составляющим предприятия можно отнести персонал, репутацию, клиентскую и партнерскую базы, контракты, разрешительную документацию. Часто важный актив — договор аренды: 80% малых и средних екатеринбургских компаний используют арендованные помещения. С другой стороны, Гражданский кодекс считает предприятием имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. При этом вышеперечисленные компоненты в состав комплекса не входят, зато в обязательном порядке входит недвижимость. Несмотря на разногласия в определениях, сделки с предприятиями — как малыми, так и крупными — наиболее заметная тенденция екатеринбургской деловой среды.

В мировой практике используют два основных способа сделок с бизнесом — продажа активов или продажа долей (акций) компании. Российское законодательство добавляет к этому опыту еще одну разновидность — продажу предприятия как имущественного комплекса. В каждом способе есть свои плюсы и минусы.

Продажа долей или акций — способ,

пожалуй, самый быстрый и дешевый технически: чтобы купить доли или акции

предприятия, достаточно лишь внести изменения в устав ООО либо в реестр

акционерного общества. Однако, приобретая юридическое лицо, приобретаешь и всю

его долговую историю, ошибки бухучета, обязательства, не отраженные в его

отчетности, и даже возможные иски. Поэтому при покупке акций (долей) необходимо

тщательно проверить права и обязанности юридического лица. Поскольку на практике

абсолютно все детали изучить невозможно — это и долго, и дорого, — надо

концентрироваться на наиболее важных областях намечаемой сделки. Вот примерный

список основных юридических пунктов, на которые следует обратить внимание при

покупке предприятия.

Создано ли юридическое лицо в соответствии с законодательством и продолжает ли существовать;

Оплачены ли учредителями доли в уставном капитале в полном объеме;

Существуют ли ограничения на переход права собственности на доли (акции) и каков способ их преодоления;

Права собственности и наличие обременений на наиболее ценные активы предприятия;

Условия договоров с ключевыми сотрудниками, значимыми покупателями, поставщиками, арендодателями и кредиторами.

Данный способ продажи применяется всегда, когда необходима передача лицензий или иной разрешительной документации. Например, собственники большинства банков, продаваемых в Екатеринбурге в процессе консолидации отрасли, структурируют свои сделки именно в форме продажи акций или долей. Для ведения банковской деятельности требуется банковская лицензия, а чтобы получить такой документ, необходимо обездвижить 5 млн евро в Банке России на срок от семи месяцев до полутора лет. При переводе на временную стоимость денег это эквивалентно потере примерно 400 тыс. евро. Вряд ли новый собственник согласится на такие траты.

Продажа активов — достаточно

трудоемкий способ продажи бизнеса: когда активов много, их отдельная покупка

может потребовать гору отдельных договоров. К тому же не все активы могут быть

проданы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Некоторые

являются неотъемлемым правом данных лиц — например: название, лицензии,

договоры. Приобретая активы предприятия, придется перезаключать контракты с

персоналом, покупателями, кредиторами и поставщиками. Если мотивы их

сотрудничества с бизнесом экономические и не привязаны к конкретному

собственнику, эта задача вполне выполнима. Кроме того, можно оговорить условия

перезаключения договоров в соглашении о намерениях с продавцом — как правило,

продавцы охотно помогают новым владельцам обрасти нужными связями, поскольку

заинтересованы в сделке. Дополнительное время потребует получение необходимых

лицензий.

Часто основной актив малого предприятия — выгодная ставка аренды. К примеру, сейчас в Екатеринбурге продается колбасный цех, имеющий договор аренды на 10 лет со ставкой $1 за кв. м. Вопрос, который в первую очередь следует задать покупателю: сохранится ли такая ставка и после смены хозяина? К слову, владелец цеха готов способствовать перезаключению договора аренды новым собственником на аналогичных условиях.

Продажа предприятия как имущественного комплекса — самый сложный, долгий

и дорогой способ продажи: 30 тыс. руб. стоит регистрация предприятия как

имущественного комплекса, такую же сумму придется выложить за аудиторское

заключение, еще в 10 тыс. руб. обойдется пошлина при регистрации договора

купли-продажи. Однако этот способ имеет большой плюс — приобретая бизнес таким

образом, покупатель защищен статьей 565 ГК РФ: обнаружив, что «товар

некачественный», он может требовать соответственного снижения цены или

расторжения договора. Помимо этого, при продаже имущественного комплекса к

договору купли-продажи в обязательном порядке прилагается перечень всех долгов

предприятия. Неучтенные же обязательства остаются продавцу.

По сути, выбор механизма совершения сделки — это выбор, с одной стороны, режима налогообложения, с другой — защищенности от невыявленных долгов. Скажем, при покупке юридического лица покупаются и его долги, зато не платится НДС. Тогда как при покупке активов ситуация прямо противоположна.

На практике опытные предприниматели сочетают разные механизмы продажи предприятия. Например, для сокращения времени сделки бизнес можно купить как юридическое лицо, а в дальнейшем перевести его активы в другое, специально созданное предприятие. Иной раз продажа активов сопровождается и продажей юридического лица, которое остается в таком случае лишь носителем фирменного наименования, владельцем лицензий и основных договоров. Популярны также сделки с использованием оффшоров — недаром в России так много иностранных инвесторов.

Использование синтетического способа продажи часто требуется и в силу принятого в российском деловом мире структурирования бизнеса таким образом, чтобы снизить риски отдельных активов. Так, бизнес и здание продаваемого в Екатеринбурге Центра красоты и SPA относятся к разным юридическим лицам-партнерам. Сохранит ли новый собственник такую структуру активов или объединит их в одно лицо, зависит лишь от его желания.

Продажа предприятия обычно связана с вопросом конфиденциальности. Собственники успешных предприятий, учитывая настороженное отношение людей к переменам, хотят, чтобы наемные работники, покупатели, поставщики не узнали раньше времени о сделке. Для этого следует подписать с потенциальным покупателем соглашение о конфиденциальности в отношении использования им полученной информации и его поведения на продаваемом объекте. Наиболее надежный способ сохранения конфиденциальности — поручить поиск покупателя инвестиционному банку, представляющему предложения о продаже от своего имени.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru