Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Готовый бизнес :

Франчайзинг

Покупка бизнеса

Продажа бизнеса

Оценка бизнеса

Обзоры готового бизнеса

Аналитика готового бизнеса

Советы по готовому бизнесу

Статьи про готовый бизнес

 

 

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации


Оценка собственности


Оценка собственности

Даже несмотря на политику либерализации в области администрирования, правительство РФ при подготовке Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не исключило из перечня лицензируемых видов оценочную деятельность. Более того, с 16 июля 2001 года деятельность консалтинговых и оценочных фирм, занимающихся оценкой стоимости предприятий (бизнеса), запрещена без специальной федеральной лицензии Минимущества и одобрения ФКЦБ (Федеральной комиссией по ценным бумагам). Что касается рыночной оценки стоимости объектов недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, то полномочия по лицензированию этих видов деятельности Минимущества делегировало субъектам Федерации. Чем же было вызвано такое внимание к деятельности независимых оценщиков?

Дело в том, что рыночная оценка стоимости все чаще становится жизненно необходимой процедурой для многих сторон экономической деятельности хозяйствующих субъектов, включая государство. На ее результатах базируется проведение сделок с имуществом: купли-продажи, мены, залога, страхования и т.п., определяется стоимость имущественных вкладов или ценных бумаг в уставный капитал организуемых обществ, оцениваются активы предприятий при их ликвидации и реорганизации, при процедурах банкротства и т.д. Особое место занимает оценка стоимости предприятий (бизнеса), на основе которой осуществляются сделки с собственностью предприятий, то есть по продаже акций, долей и вкладов в уставные (складочные) капиталы. В начале 90-х годов, когда возникла необходимость в оценке собственности для приватизации предприятий и подготовке специалистов, в силу некоторых причин было решено адаптировать наиболее распространенные зарубежные методики оценки и начать ускоренную подготовку экспертов на этой основе. Потребность в оценке рыночной стоимости возникала не только для оценки объектов приватизации, но и при определении эффективности инвестирования средств в производство, при сделках с объектами незавершенного строительства, получении кредитов под залог недвижимости, внесении имущественных вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ и т.д. На этапе становления российской методологии оценки и целевого приоритета на иностранные инвестиции рыночная оценка осуществлялась в основном крупными международными консалтинговыми компаниями Ernst @ Young, KPMG, Arthur Andersen, Price Waterhouse Coopers и др., затем в этот процесс все более успешно стали вступать и российские компании.

Опыт оценочной деятельности был накоплен ими в основном в период приватизации предприятий и переоценки основных фондов, но уже законом о приватизации предусматривалось, что предприятия должны приватизироваться с учетом их доходности, что само по себе закладывало механизм оценки стоимости бизнеса. Формирование рынка независимой оценки было обусловлено двумя объективными факторами. Во-первых, попытки государственного регулирования экономических механизмов вместо "тонкой настройки" часто обретали крайние формы, как это происходило, например, с учетом основных средств. Результаты переоценки, полученные при использовании индексов Госкомстата РФ, и фактическая стоимость основных фондов по многим группам стали не совпадать, что весьма затрудняло обоснование и оптимизацию схем расчета амортизации и расчетов по налогу на имущество для хозяйствующих субъектов. Без соответствующей корректировки стоимости имущества через механизмы независимой оценки управление собственностью оказывалось малоэффективным. Во-вторых, наполнение хозяйственной деятельности элементами рыночных отношений, связанных с изменением вещных прав на имущество и совершением иных сделок с ним, и далее стимулировало спрос на независимую оценку.

Классическая формула "спрос рождает предложение" сработала и на этот раз, когда наряду с профессионалами на рынок оценки устремился целый ряд мнимых оценщиков, действующих без соответствующей квалификации и дискредитирующих своей работой профессию оценщика. Именно из-за них возникло такое явление, как "заказная оценка", когда вместо независимой экспертизы рыночной стоимости результаты оценки подгонялись под конкретный заказ, где дело касалось госсобственности. Рост числа судебных процессов, где опротестовываются имущественные сделки, проведенные на основании заведомо подогнанных результатов, наглядное тому свидетельство. Поэтому государство, до сих пор являющееся крупнейшим собственником имущества, обеспокоено тем, что не всегда его интересы учитывались в имущественных сделках столь же тщательно, как интересы частных инвесторов. И последовательная политика в повышении ответственности и укреплении роли независимого оценщика в совершенствовании механизмов сделок с имуществом через законодательную инициативу и государственное регулирование оценочной деятельности является понятной и долгожданной. Одним из практических шагов в этом направлении было введение Порядка страхования персональной ответственности участников финансового рынка. Так как страхование персональной ответственности оценщика как раз и было обусловлено заботой о защите этих интересов. В 1998 году вышел специальный закон об оценочной деятельности. Следующими шагами были разработка стандартов оценки в соответствии с Законом "Об оценочной деятельности" и Положения о лицензировании оценочной деятельности в РФ. Уже первые результаты, полученные Минимущества - уполномоченным органом по проведению этой процедуры, свидетельствуют об этом. Вот что об этом публикует "КоммерсантЪ" (N 141 за 9/8/01):"По данным Российского общества оценщиков (РОО, ) на начало 2001 года на рынке существовало порядка 15 тыс. субъектов оценочной деятельности. Отдел оценки Минимущества, назначенный контролером этого рынка, называл другие цифры - около 10 тыс., однако на сегодня, по данным Минимущества, от оценщиков поступило всего около 1200 заявок. "Мы выдали первые 30 лицензий и приняли положительное решение по 172 соискателям", - заявила "Коммерсанту" первый замминистра Минимущества Зумруд Рустамова. Можно сделать вывод, что либо министерство и РОО сильно преувеличивали объемы рынка, либо что новые правила лицензирования оказались невыполнимы или невыгодны для большинства работавших до июля оценщиков.

Участники рынка полагают, что сработали оба фактора. "Очевидно, что мы ошибались в своих оценках, - заявил "Коммерсанту" первый вице-президент РОО Евгений Нейман.- Сейчас можно говорить, что объемы рынка сократились в несколько раз". По его словам, те, кто хотел получить лицензию, готовились к этому заранее и уже отправили свои заявки в Минимущества. "Соискателям лицензий выдвинуты достаточно жесткие требования, - отмечает гендиректор Городского бюро оценки Михаил Исаев. - Среди них наличие документов о полной профессиональной переподготовке. Для многих это оказалось невозможным, поскольку на получение образования уйдет как минимум полгода". В Минимущества "Коммерсанту" подтвердили, что основной причиной отказа в лицензии стало отсутствие дипломов или несоответствие их согласованным с министерством образовательным программам. Одновременно выяснилось, что новые правила лицензирования заставили более половины оценщиков отказаться от этого бизнеса. Такой массовой чистки на финансовом рынке страны еще не бывало.

Есть еще одна причина ухода оценщиков с рынка, и она главная. Впервые за десять лет существования рынок оценки взят под госнадзор. До выхода постановления о лицензировании на рынке действовало много оценщиков-нелегалов, работавших без каких-либо лицензий и сертификатов. Естественно, что работать "по-белому" им стало невыгодно. Введение новых правил лицензирования несомненно сократит число нелегальных оценщиков и количество совершаемых ими недобросовестных сделок. Примечательно, что общее число оценщиков единовременно сократилось в несколько раз. Подобного на российском финансовом рынке еще не случалось. И хотя Минимущества надеется выдать еще 4 тыс. лицензий, очевидно, что прежнего числа участников в ближайшее время рынку не вернуть. А это значит, что рынок оценки ожидает передел. И компании, получившие лицензии в числе первых, имеют все шансы привлечь самых перспективных клиентов.

Кемеровское региональное отделение Российского общества оценщиков также обеспокоено оостоянием дел на региональном рынке. Экспертная оценка рыночной стоимости активов относится к весьма сложному виду деятельности, где от специалистов требуются умения и навыки финансового и стратегического анализа, бухгалтерского учета, владения информацией о рыночных котировках различных видов активов, знания методов и подходов к оценке и умений использовать их наилучшим образом в конкретной ситуации. Так, например, при оценке бизнеса предприятия (при условии оценки активов) квалифицированный оценщик должен обработать всю документацию предприятия, провести инвентаризацию всех активов, их визуальный осмотр, экспертизу технического состояния с использованием фотодокументов, обосновать применяемую методику оценки актива отраслевыми исследованиями с учетом макроэкономических процессов, рассчитать реальную рыночную стоимость для того, чтобы принять окончательное решение о стоимости предприятия (бизнеса) и составить письменный отчет со всеми методами расчетов и выводами с соблюдением стандартов оценки. Такая работа требует высокого уровня знаний и опыта и часто оказывается непосильной неподготовленному специалисту. Параллельно шла работа по подготовке кадров. Благодаря корпоративным усилиям Российского общества оценщиков и других учебных заведений области за последние годы удалось обучить достаточное число специалистов соответствующей квалификации, создать действенную систему их подготовки с опорой на специально аккредитованные учебные заведения и программы профессиональной переподготовки на уровне второго высшего образования.

На практике известны слу-чаи, когда для клиента ре-шающим фактором в выборе оценщика была цена за услуги, а результатами этого выбора становились заключения, не выдерживающие экспертной проверки, как с точки зрения обоснованности, так и действующих стандартов оценки. Стоимость высококачественных услуг не может быть низкой в силу специфичности профессии оценщика, включающей затраты на обучение, использование дорогостоящих программных компьютерных продуктов, специальной литературы и другой платной информации, необходимой при проведении оценки. И тем не менее сложившийся уровень цен на региональном рынке оценки имущества не только доступен подавляющему большинству потенциальных клиентов, но и на порядок ниже соответствующих предложений столичных или западных компаний.

Позиция КРО РОО состоит в поддержке федеральной политики, направленной на усиление элемента государственного регулирования оценочной деятельности, и в действиях по повышению ответственности субъектов рынка за результаты деятельности, что в конечном итоге будет способствовать предложению на рынок спектра высококачественных услуг и вытеснению с рынка непрофессионалов. Объединенными усилиями действительных членов КРО РОО эта задача решается. В настоящее время в Кузбассе подготовлено достаточное количество высокопрофессиональных экспертов-оценщиков. Все из них прошли специальное обучение и имеют дипломы государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки по оценочной деятельности на базе высшего образования. О них нельзя сказать, что это случайные люди, как правило, на данном рынке они работают с момента его зарождения. Для повышения квалификации КРО РОО регулярно проводит конференции, семинары, на которых рассматриваются профессиональные вопросы, а также утверждаются сложившиеся в данном сегменте рынка расценки, которые в дальнейшем в обязательном порядке учитываются при составлении договоров. Несколько месяцев назад по инициативе действительных членов РОО было создано "Некоммерческое партнерство оценщиков Кузбасса", корпоративный орган, представляющий консорциум ведущих оценочных фирм области. Этот стратегический шаг расширяет ресурсные возможности входящих в партнерство компаний за счет объединения сил и позволяет предложить клиентам в едином пакете полный набор высококачественных услуг от рыночной оценки всех видов стоимости до проведения торгов и регистрации сделок с имуществом. Члены "Партнерства" в числе первых в Кузбассе получили специальную федеральную лицензию Минимущества. Масштабность и серьезность деятельности "Некоммерческого партнерства оценщиков Кузбасса", кроме того, подтверждается его финансовой ответственностью перед потенциальными заказчиками страховой суммой 12 млн. руб.

С выходом закона об оценочной деятельности возросла ответственность за проведение оценочных работ. Лицензирование станет еще одним серьезным барьером для проникновения некомпетентных оценщиков на этот рынок. В соответствии с этим и для разрешения возможных конфликтов оценщиками КРО РОО создан экспертный совет из ведущих оценщиков Кузбасса. Все они действительные члены РОО, среди них кандидаты экономических, технических наук и сертифицированные оценщики. Одна из функций совета - анализ спорных результатов оценки и урегулирование отношений между оценщиком и заказчиком.






 

 

Перепечатка материалов сайта без установки активной ссылки на сайт alti.ru запрещена.