бизнес портал Алти.ру

Правильная оценка бизнеса


Правильная оценка бизнеса

Правильно определить цену бизнеса важно как для его продажи, так и для стратегического управления успешной компанией. В экономической теории главная цель высшего менеджмента — увеличение стоимости бизнеса. Стоимости, которая состоит не только из сегодняшней прибыли, но и из ожидаемой, той, что собственники получат в будущем. Влияние на стоимость бизнеса — основной критерий любого управленческого решения. Увеличить ее можно тремя путями: произвести внутри предприятия изменения и за счет этого повысить долгосрочную прибыль предприятия; купить один или несколько бизнесов, позволяющих увеличить эффективность объединенной компании; продать те бизнесы, которые эту эффективность снижают. При продаже — как, впрочем, и при покупке — компании-собственнику придется столкнуться с оценкой бизнеса.

Чем проще, тем надежнее

На Западе при оценке бизнеса в основном используют сравнительный подход. Любой оценщик имеет большую базу данных по завершенным сделкам в каждой отрасли и может, применив несколько корректировок, посчитать, сколько стоит предприятие. Например, цена средней прачечной в США — 1,7 годовой выручки или 4,15 годовой чистой прибыли, ресторан стоит от трети до половины годовых объемов продаж, турагентство — 0,05-0,1, магазин у дома — 0,5 годовых объемов продаж, страховая компании — 1-2 валовых объемов комиссии за год, риэлтерская фирма — 0,2-0,3 валовых объемов комиссии за год.

На первом этапе при сравнительном подходе вычисляют мультипликатор. Для этого цену компании-аналога делят на фактор стоимости — объем продаж, прибыль или чистый денежный поток. Самые распространенные мультипликаторы — отношение цены к объему продаж (P/S), прибыли (P/E) или к чистому денежному потоку (P/FCF).

Часто в бухгалтерских отчетах прибыль занижают — чтобы снизить налоги. Поэтому при оценке вместо чистой прибыли применяют более обобщенные показатели рентабельности, такие как прибыль до уплаты налогов и процентов (EBIT).

В Европе и США средняя цена предприятия2 составляет 15 годовых EBIT для компаний, обращающихся на фондовом рынке, и 4 EBIT для малого и среднего бизнеса. В России же средняя цена — 4 EBIT для крупных компаний и 1,5 EBIT для малого и среднего предприятия. Такая разница связана с более высокими рисками в нашей стране и меньшей готовностью предпринимателей инвестировать на длительные сроки. Мультипликатор стоимости крупного предприятия значительно выше, чем малого, потому что небольшие компании менее прозрачны, контроль юридических рисков в них слабый, а договоры аренды в большинстве случаев краткосрочные.

Скажем, стоимость работающей на арендованных площадях компании, чьи реальные активы составляют не более 30% цены всего бизнеса, может колебаться от годовой генерируемой прибыли до двухлетней. Подобные коэффициенты применяют к магазинам, арендующим площади в торговых центрах, турагентствам, парикмахерским. Региональные предприятия пищевой промышленности, строительных материалов, металлургии, в собственности у которых есть недвижимое имущество и дорогостоящее оборудование, могут претендовать на цену, предусматривающую возврат капитала в течение 3-5 лет.

Существуют и специфические факторы стоимости для разных отраслей. Российский рынок оценивает пивные комбинаты в $35-50 за 1 гектолитр мощности, операторов сотовой связи — в $700 за абонента, нефтяные компании стоят $1-4 за тонну запасов и $60 за тонну добычи, а парикмахерские — $500-1500 за квадратный метр.

Если объединить все корректировки, искомую цену можно посчитать по формуле:

Вес каждого мультипликатора — это экспертная оценка его значимости для покупателя компании.

Приняв такую простую модель, можно вычислить вероятную стоимость наиболее крупной июльской сделки в Екатеринбурге: 50,56% акций ОАО «Патра», купленных группой инвесторов во главе с «Альфа-Эко». Самое ценное в «Патре» — ее производственные мощности, составляющие 1,2 млн гектолитров. Следовательно, при цене аналогичных сделок $35-50 за 1 гектолитр стоимость пакета составляет $24-36 млн, с учетом 30-процентной премии за контроль и процентного долга в $6 млн. В 2003 г. «Патра» работала с недозагрузкой в 42%, объем продаж составил $25,5 млн. Применив отношение цены к продажам — для российских компаний этот показатель составляет 1,8-2,3, — получаем более скромный результат — $20-26,6 млн3. Это стоимость в том случае, если премию за контроль компенсирует корректировка за неликвидность.

В 2003 г. «Патра» дала своим акционерам чистый убыток в размере более $1 млн, так что новый собственник вряд ли будет платить больше нижних границ полученных диапазонов. Вес фактора производственной мощности примем за 70%, так как именно они интересуют покупателя. ОАО «Патра» имеет стратегическое значение для «Альфа-групп» в борьбе за контроль над SUN Interbrew — миноритарным акционером «Патры» и вторым игроком на российском пивном рынке, который испытывает дефицит производственных мощностей. Приобретение завода позволит «Альфа-групп» получить большую силу в переговорах о покупке SUN Interbrew. Оставшуюся долю в 30% дадим фактору продаж. В итоге получаем стоимость пакета — $22,6 млн.

Впрочем, на рынке известен факт продажи компании «Браво» концерну Heineken по цене $63 за гектолитр. А грамотно составленный инвестиционный меморандум может показать, что убыток «Патры» прошлого года — лишь случайное явление или бухгалтерский шедевр. То есть окончательная цена сделки во многом зависит от того, как убедительно ведет переговоры консультант продавца и насколько грамотно проведена предпродажная подготовка.

Достоинство сравнительного подхода — в его простоте. Но есть у этого метода и свои изъяны. Прежде всего, недостаточность информации для сравнения: несмотря на 12-летнюю историю приватизации и несколько волн покупок крупных предприятий, мало кто в России владеет базой цен реальных сделок. В основном, ей располагают инвестиционные банки — консультанты, которые проводили сделки. Но даже они редко могут привести более четырех аналогов при оценке бизнеса.

Кроме того, цифра, указанная в договоре купли-продажи, часто не окончательна. Реальные цены скрываются собственниками по налоговым мотивам: с суммы сделки необходимо уплатить подоходный налог или налог на прибыль, а в случае продажи активов — НДС. Став чуть более открытым в 2003 г., после истории с «ЮКОСом», российский рынок сделок с контрольным капиталом вновь обрастает покровом «коммерческой тайны». А рынок акций, на котором сделки с капиталом проходят ежедневно, дает достоверные результаты лишь по нескольким десяткам компаний. Средний и малый бизнес на фондовом рынке никак не представлен. Поэтому распространенный выход — брать дисконт за неликвидность от торгуемых на рынке аналогов.

Нет доходов — есть активы

Другой способ оценить предприятие — взять рыночные стоимости всех его активов за вычетом долга. Этот подход интуитивно приходит в голову собственникам малого бизнеса при попытке оценить свое дело. Обычно на вопрос, сколько стоит ваше предприятие, предприниматели отвечают «столько, сколько я в него вложил» или «сколько стоит здание и оборудование». Такой метод называется затратным.

Если оборудование исследуемых годов выпуска на рынке не продается, можно взять затраты на покупку и монтаж нового и вычесть из них накопленный износ. Затратный метод подходит для неработающих цехов или не приносящих прибыль предприятий, у которых есть основные средства. Собственник получил лицензии, сертификаты, нанял и обучил персонал, нашел и переоборудовал необходимое помещение, вложил деньги в рекламу, но его бизнес не идет. Для успешной работы нужны дополнительные ресурсы. Например, готовому мясоперерабатывающему цеху может не хватать каналов сбыта. Но в руках продовольственной торговой сети или оптовой компании он может стать эффективным. Управляющие торговых сетей прекрасно это поняли: сейчас «Купец» развивает бренд Новоуральского мясного комбината, а «Кировский» — собственного цеха полуфабрикатов.

Конкурентоспособность мясного цеха может значительно вырасти, если он попадет в руки предпринимателя, имеющего «мясную жилу». Проблема обеспечения качественным и недорогим сырьем — одна из основных на российском мясном рынке. Мясоперерабатывающий цех может усилить позиции успешного фермерского хозяйства, агрохолдинга, птицефабрики. Пример Рефтинской птицефабрики — яркое тому подтверждение.

Однако ни агрохолдинг, ни торговая сеть не станут платить за те будущие доходы, которые они создадут своими руками. Приобретая готовый, но не доходный мясоперерабатывающий цех, они просто экономят время — производство уже организовано, есть необходимые лицензии, технологии, персонал. Поэтому убыточные предприятия принято оценивать по затратному методу.

Цена нематериальных активов, например лицензий, определяется как время и средства, необходимые для их получения. Стоимость подобранной команды сотрудников обычно складывается из их зарплаты за 1–2 месяца. Иногда к этой сумме добавляют еще стоимость обучения и формирования команды.

При оценке предприятий затратным методом важно не забывать про моральный износ. Технологии развиваются быстро, и оборудование со значительным ресурсом работоспособности может сильно потерять в цене после выхода на рынок более производительных аналогов. Скажем, стоимость компьютерного клуба будет сильно завышена, если посчитать ее, просто вычтя физический износ из цены компьютеров в 2002 г.

Золотой поток

Предприятие можно представить как некий поток доходов (свободных остатков на расчетном счете и в кассе), валящихся на собственников из космоса и устилающих им путь к новой яхте, путешествию или покупке очередного завода. Сегодняшняя их стоимость и есть стоимость компании. Дисконтирование денежных потоков, или доходный подход, — еще один метод оценки стоимости бизнеса. Чаще всего его используют инвестиционные банки.

На первый взгляд, этот способ довольно прост — чтобы посчитать денежный поток, надо из получаемой выручки вычесть затраты. Однако это лишь верхушка айсберга. Оценка будет верной лишь в том случае, если сделать правильные прогнозы: макроэкономический (динамики ВВП, процентной ставки, инфляции, различных видов затрат), отраслевой (темпов роста отрасли), роста выручки, затрат и инвестиций оцениваемой компании. В такой оценке, конечно, очень велика экспертная, субъективная составляющая. Зато она позволяет наиболее полно взглянуть на основные факторы стоимости компании, критически их оценить.

Один из важнейших показателей — динамика выручки предприятия в будущем — оценивается исходя из сильных и слабых сторон компании по отношению к конкурентам. Эти преимущества и недостатки формируют стратегическую рыночную позицию, которая либо позволит предприятию расти значительно быстрее отрасли, либо оставит его в аутсайдерах.

Полученный в результате исследования свободный денежный поток дисконтируется (выражается в ценах нынешнего дня) по ставке доходности, требуемой рынком за аналогичные виды рисков — она зависит от отрасли, обеспеченности активами, жизненного цикла товара. К примеру, акционерный капитал для предприятий сферы сервиса и услуг эксперты оценивают в среднем в 85% годовых в долларах США, а для владельцев средних промышленных предприятий аналогичная ставка уже 35% годовых. Крупные проекты, которыми оперируют лидеры российского рынка, могут привлекать акционерный капитал и под 15% годовых, а летнее кафе, скорее всего, не найдет инвесторов, если предложит доходность меньшую 150% годовых.

К полученной после дисконтирования цене надо прибавить рыночную стоимость неиспользуемых или излишних активов.

Индивидуальная стоимость

Профессиональные игроки на рынке слияний и поглощений также оценивают инвестиционную стоимость очередного приобретения. Скажем, затраты универсамов «Белореченский» и «Заречный», вошедших летом в торговую сеть «Звездный», будут совсем не такими, как в случае их покупки обычным нестратегическим собственником. Во-первых, в сети «Звездный» уже есть бухгалтерия, маркетологи, закупщики, специалисты по обслуживанию компьютеров. Во-вторых, пять универсамов сети получат гораздо большие скидки на закупаемый товар, чем отдельный магазин. В-третьих, затраты сети на рекламу, доставку, программное обеспечение распределяются на значительно большее количество торговых точек. Ниже для большой сети и стоимость привлекаемого капитала — играет свою роль эффект масштаба, возможность мгновенных банковских кредитов под совокупный оборот. Кроме того, технологии, успешно отработанные на уже существующих магазинах «Звездного», можно быстро распространить на приобретенные «Белореченский» и «Заречный». В итоге денежный поток, который получит «Звездный» от покупки двух универсамов, будет больше, чем у другого покупателя. Соответственно, больше и стоимость этих предприятий для сети. Приобретя магазины по их рыночной цене, «Заречный» сразу же увеличил стоимость собственного бизнеса на разницу между инвестиционной и уплаченной стоимостью.

Оценки стоимости бизнеса, полученные разными методами, можно согласовать — так поступает большинство специалистов. Например, цене предприятия, полученной затратным методом, оценщик присваивает весовой коэффициент 20%, цифре, данной доходным методом — 30%, а сравнительным — 50%.

Стоимость бизнеса меняется с течением времени. Наиболее выгодно продавать его в момент сильных финансовых показателей, их положительной исторической динамики. Текущее благоденствие всегда следует сравнивать с прогнозируемым развитием ситуации. Если структура отрасли на глазах меняется, игроки укрупняются, а на местный рынок выходит крупный конкурент — такая перспектива таит в себе не только опасности, но и уникальные возможности продажи. Конкуренту на этом этапе гораздо проще купить готовое предприятие, чем строить новое. Собственнику всегда нужно просчитывать сценарий выхода из бизнеса, реализуя его в момент, когда цена максимальна. Покупать же компании выгодно в момент кризиса, используя естественное снижение стоимости. Именно такой стратегией увеличения стоимости своего дела пользуются все наиболее успешные владельцы предприятий в мире.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru