бизнес портал Алти.ру

Оценка малого бизнеса


Оценка малого бизнеса

Понятие «оценка» в российских условиях в значительной степени дискредитировало себя. Обилие оценочных заключений, подогнанных под цели и запросы конкретного заказчика, значительно снизило степень доверия к таким документам - написанный на многих страницах акт, завизированный лицензированным специалистом, сейчас не способен убедить инвестора заплатить за бизнес ту или иную сумму.

Впрочем, следует признать, что даже совершенно непредвзятый оценщик лишь в редких случаях способен определить соответствующую рыночной конъюнктуре цену предприятия. Дело в том, что процедура оценки бизнеса далека от строгих научных формул – не существует уравнения, способного учесть все факторы, которые должны быть приняты во внимание. Этого не учитывают многие собственники малых и средних компаний, пытающиеся самостоятельно определить стартовую цену бизнеса, - они углубляются в учебники, получая в итоге совершенно неадекватные данные.

Возникающие при оценке бизнеса ошибки можно разделить на три группы, первая из которых связана с самой природой малых и средних предприятий.

Во-первых, малые компании находятся в собственности достаточно узкого круга лиц, которых зачастую объединяют либо родственные, либо дружеские отношения. Данное обстоятельство бывает определяющим в построении системы управления бизнесом, его отчетности. Такие предприятия страдают отсутствием множества документов, позволяющих оценить их реальную прибыль, не имеют стратегических планов развития, да и самой потребности раскрывать объективные сведения о своей деятельности у таких фирм не имеется.

Решение. Как правило, реальные результаты работы предприятия отражены в его управленческой отчетности - именно на ее данные ориентированы в своей оценочной деятельности бизнес-брокеры. Правда, с позиций российского законодательства проведенная таким образом оценка не может считаться в полной мере легитимной. Во-первых, консалтинговая компания выступает как заинтересованное лицо – она определяет цену, за которую действительно можно продать бизнес. Во-вторых, большинство предпринимателей не заинтересовано в озвучивании информации о своих реальных доходах – результаты оценки и показатели, на которых она основывается, в заключениях бизнес-брокеров обозначаются только как экспертное мнение.

Во-вторых, поскольку стоимость бизнеса основана на том, какую прибыль он может принести под руководством потенциального покупателя, точное прогнозирование становится гипотетическим. Небольшие компании как производители прибыли исключительно неустойчивы – далеко не факт, что успешное функционирование бизнеса продолжится при смене собственника. В нашей практике есть немало примеров того, что объемы продаж и доходы компании увеличивались в несколько раз после смены собственника-управляющего. И, напротив, иногда приходится констатировать, что в прошлом успешные фирмы терпят неудачу.

Решение. Бизнес-брокеры оценивают предприятие при существующем использовании, принимая во внимание доходы, которые оно генерирует здесь и сейчас (конечно же, этот показатель подвергается дисконтированию). Перспективы компании принимаются во внимание, но только как один из факторов, влияющих на стоимость.

Вторая группа ошибок, возникающих при оценке действующего бизнеса, обусловлена попыткой применить к этому процессу некоторые популярные формулы. Исследование, произведенное в шести регионах РФ компаниями, участвующими в программе «Партнерство «Deloshop», показало, что наиболее распространенными являются следующие типы ошибок.

Ошибка некорректного сравнения является опасной в силу того, что многие эксперты считают этот метод наиболее удобным для оценки действующих предприятий. Проблема в том, что в отличие от большинства других товаров бизнес как объект купли-продажи не может быть подвергнут точному сравнению - доходы зависят от уникальных характеристик компании, немногие фирмы имеют достаточное количество общих экономических черт. Кроме того, как показал опрос продавцов бизнеса, проведенный в октябре 2003 года, предприниматели из регионов Поволжского федерального округа в качестве базы для сравнения чаще всего используют данные о стоимости предприятий, расположенных в Москве, специфику которой, как кажется, объяснять не надо.

Решение. Сравнительный метод используется в оценке бизнеса, но только компаниями, имеющими достаточный для проведения сравнений опыт продаж действующих предприятия, и только для определения приемлемых для той или иной отрасли сроков окупаемости вложений. Причем последние зависят от целого ряда дополнительных факторов – они будут подробно описаны в следующей статье нашего цикла.

Ошибка коэффициентов вошла в отечественную практику из западных учебников, описываемые методы в которых редко применимы в российских условиях. Например, некоторые английские консультанты предлагают определять стоимость супермаркета по схеме «стоимость имеющихся товарных запасов плюс месячный объем продаж». Стоимость кафетерия и небольшого ресторана в США обычно приравнивается к объему продаж за три четыре месяца. Проблема в том, что в России прибыль бизнеса не связана прямой зависимостью с товарооборотом – точнее, этот показатель индивидуален для каждого предприятия.

Решение. В настоящий момент ведется разработка основных коэффициентов, которые могут применяться в оценке бизнеса. Однако об их самостоятельном применении речь не идет – это лишь один из факторов, способных подтвердить правильность оценки компании, проведенной доходным методом.

Ошибка сложения имеет место, когда стоимость компании определяется как сумма стоимостей ее активов. Сложность здесь возникает при оценке «гудвилл» – нематериального актива, который может быть наиболее ценным из всех составляющих имущества предприятия. Неприменимость этого подхода можно проиллюстрировать на примере предприятий, представляющих собой «денежный поток». Так, сейчас на продажу выставлен один из крупнейших российских продавцов техники для офисной полиграфии (цифровых дупликаторов и т.д.) – стоимость его активов (склад и т.д.) достаточно невелика, но наличие прав на эксклюзивную дистрибуцию продукции ведущих западных производителей и постоянной клиентской базы делает стоимость компании (450 тыс. долларов) вполне соответствующей требованиям инвесторов.

Решение. В случае, если выставленная на продажу компания имеет в собственности недвижимость, то последняя оценивается отдельно. Данный показатель прибавляется к стоимости бизнеса, полученной доходным методом. Объясняется это тем, что недвижимость в настоящий момент выступает в качестве высоколиквидного актива. Аналогичная схема используется, если продаваемое предприятие имеет в собственности дорогое высокотехнологичное оборудование. Кроме того, схожая модель применяется при продаже торговых компаний, имеющих значительные объемы товарных остатков. Здесь возникает вопрос определения их ликвидности, неизбежно приходится использовать те или иные коэффициенты.

Третья группа включает в себя только одну ошибку, которая встречается чаще всех других погрешностей вместе взятых. Это – ошибка субъективности. Малый бизнес зачастую является как бы продолжением своего владельца, хозяин испытывает к нему определенную эмоциональную привязанность, затрудняющую объективную оценку компании и приводящую к завышению цены. Нередко продавец закладывает в стоимость бизнеса внеэкономические факторы: собственное, не подтвержденное никакими цифрами, представление о месте компании на рынке, свои ожидания на будущее и т.п.

Решение. Продавцу бизнеса не стоит пытаться самостоятельно определить его окончательную стоимость. Своевременное обращение к специалистам позволит более эффективно осуществить продажу и избежать разочарований в процессе поиска инвестора. В случае, если собственник компании желает сэкономить на услугах профессионала в области оценки бизнеса, ему следует прибегнуть к приведенной ниже схеме.

Оценка без формул

Опыт продажи действующих предприятий приводит к выводу, что наиболее логичным индикатором стоимости компании является рентабельность инвестирования средств в ее покупку. Базовая методологическая посылка здесь: покупатель не должен платить за то, что в конечном итоге будет создано его собственным трудом. Собственно говоря, это логика любого рационально мыслящего инвестора. Именно ей должен следовать продавец бизнеса для того, чтобы правильно оценить свое предприятие.

Конечно, предложенная здесь схема является элементарной, но и она может помочь продавцу бизнеса вычислить его стоимость в первом приближении. Надо подчеркнуть, что речь идет о бизнесе как таковом – недвижимость, являющаяся ликвидным активом, оценивается отдельно, а ее стоимость можно приплюсовать к показателям, получаемым по предложенной ниже методике.

1. Определите текущие доходы компании.

«Реконструируйте» отчет о доходах бизнеса с целью определения реальной прибыли предприятия. Российская практика породила такое понятие, как «предпринимательский доход», обозначающее сумму, которую собственник реально получает от владения бизнесом. В оценке компаний используется именно этот показатель, причем ключевое значение имеют текущие доходы.

2. Установите размер прибыли от инвестированного капитала, приемлемый для потенциального приобретателя бизнеса.

На этом этапе установленные доходы переводятся в стоимость бизнеса. Здесь надо определить минимальный приемлемый для инвестора доход от капиталовложений. При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы, приобретая бизнес, работающий на арендованных площадях, претендуют на доходность вложений от 60 до 150% годовых в валюте. Для компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимостью, соответствующий показатель равен 20-50%. Характерно, что при покупке региональных предприятий московские инвесторы нередко согласны на большие сроки окупаемости.

Кроме того, при определении срока окупаемости компании большое значение имеет такой показатель, как срок жизни бизнеса. Так, статистика утверждает, что большинство малых и средних фирм прекращают существование после 3-3.5 лет работы. Однако при оценке бизнеса этот показатель не применяется - существует огромное число предприятий, функционирующих значительно большее время. Кстати, в настоящий момент средний возраст выставленного на продажу бизнеса в нашей стране составляет 6 лет. По этой причине срок жизни компании исчисляется исходя из продолжительности действия договора аренды – компания, арендующая помещение на любимый российскими бизнесменами срок «год минус один день», должна будет окупиться не более, чем за 11 месяцев. В случае с предприятиями, работающими на собственных площадях, речь идет о комплексе показателей, таких, как срок жизни предлагаемых потребителю товаров (применительно к компаниям-дистрибуторам срок жизни может значительно увеличиваться наличием эксклюзивных прав на торговлю отдельными товарными группами), степень износа оборудования и т.д.

3. Определите оценочный диапазон.

Данный подход обеспечивает широкий оценочный диапазон. Окончательная стоимость будет зависеть от таких факторов, как качество оборудования, наличие каких-то ноу-хау, срок действия лицензий, сертификатов и т.д.

В случае покупки бизнеса «в кредит» (с привлечением заемных ресурсов или оплатой покупки в рассрочку) возникает проблема инвестиций, относительно которых должны измеряться доходы. В качестве реальных инвестиций здесь следует рассматривать лишь первоначальный платеж, а затем измерять доходы, остающиеся после затрат на финансирование. Правда, покупка бизнеса с рассрочкой платежа в России затруднена – характер сделок и неразвитость правовых норм и, главное, правосознания, препятствуют нормальному взаимодействию продавца и инвестора.

К вопросу о перспективах

Перспективы бизнеса, о которых уже упоминалось в этой статье, играют важную роль именно при определении оценочного диапазона. Здесь можно рассмотреть четыре модели зависимости стоимости компании от этапа развития, на котором она находится.

1. Компания достигла пика своего развития – ее прибыль стабилизировалась на каком-то одном уровне (возможны определенные месячные колебания, не нарушающие общей картины), клиентская база относительно постоянна, рыночная ниша четко определена. Предприятие генерирует максимальный для данного этапа своего развития денежный поток. В этом случае стоимость бизнеса будет максимальной, однако цена может оказаться более низкой. Дело в том, что при смене собственника почти наверняка произойдет некоторое снижение прибыли. Кроме того, чтобы вывести компанию на следующий виток развития и не допустить стагнации, инвестор должен будет вложить дополнительные средства в разработку и продвижение новых маркетинговых ходов.

2. Компания находится в стадии развития – ее обороты из месяца в месяц стабильно растут, клиентская база демонстрирует положительную динамику, «разогрев» рынка позволяет рассчитывать на дальнейший (возможно, экстенсивный) рост. В этом случае цена окажется выше стоимости, определяемой приносимыми здесь и сейчас денежными потоками. Инвестор получает дополнительный бонус роста без вложения дополнительных средств, вхождение в бизнес протекает менее болезненно для экономических результатов работы компании.

3. Бизнес находится в стадии упадка – экономическая эффективность работы компании снижается. В этом случае многое зависит от причины продажи компании. Если спад преодолим – рынок развивается, предприятие имеет узнаваемую торговую марку, нет сильных конкурентов – то стоимость и цена будут примерно одинаковыми. Зачастую, предприняв некоторые организационные преобразования, новый собственник сможет выйти на положительную тенденцию развития. Так, приобретатель сети по продаже мороженного сумел обеспечить значительный рост доходов, только переехав в более дешевый офис и изменив систему оплаты труда генерального директора предприятия.

В ситуации, когда спад обусловлен объективными моментами, цена окажется значительно ниже стоимости. Например, магазин, доходы которого упали после открытия поблизости крупного супермаркета, будет стоить ненамного выше рядовой коммерческой недвижимости. Новый собственник сможет повлиять на положение дел, только в корне поменяв концепцию предприятия, перейдя в иную рыночную нишу.

4. Бизнес не приносит прибыли. В этом случае предприятие будет продаваться по ликвидационной стоимости активов, ликвидность которых также ограничена. Несколько повысить цену сможет наличие бизнес-плана, ориентированного на исправление ситуации в компании.

Надо отметить, что стоимость не является синонимом цены; последняя отражает сумму, за которую продавец согласен продать, а покупатель - купить бизнес. Поэтому стоимость бизнеса является результатом его оценки с использованием рациональных экономических критериев, в то время как цена бизнеса определяется путем переговоров и зависит от внешних факторов. Взаимосвязь между стоимостью и ценой состоит в том, что первая является отправной точкой для переговоров о второй.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru