бизнес портал Алти.ру

Обзор рынка готового бизнеса (1999 - 2002)


Обзор рынка готового бизнеса (1999 - 2002)

При покупке или продаже действующей компании в центре внимания оказывается вопрос реальной стоимости бизнеса. Говоря о стоимости действующих компаний, надо отметить, что на рынке одновременно существует, как минимум, три цены: запрашиваемая покупателем, предлагаемая продавцом и та, за которую действительно продается бизнес. В идеале она совпадает или приближается к четвертой ценовой характеристике, определяемой консультантом.

Для того, чтобы потенциальные инвесторы, или наоборот, продавцы бизнеса сориентировались в приблизительных ценах на тот или иной бизнес, сложившихся на рынке, мы представляем обзор рынка готовых бизнесов за последние три года. Подобная информация будет выходить ежемесячно, и уже в следующем выпуске журнала вы сможете прочитать подробный анализ рынка в декабре 2002 - январе 2003 года. Сегодня мы попытались обрисовать ситуацию, сложившуюся в сфере покупки и продажи готовых бизнесов за последние три года.


Как видно, в подавляющем большинстве случаев, цена, запрашиваемая продавцом, значительно превышают суммы, которые готов предложить за бизнес такого рода покупатель. Это объясняется не только и не столько желанием собственника получить за принадлежащее ему дело как можно больше средств, сколько отсутствием у него знаний о специфике формирования стоимости готового бизнеса: в нее он включает все свои вложения в его развитие, свои планы на будущее, свое представление о его месте на рынке, которое далеко не всегда соответствует действительности, и т.д. Нередко продавец апеллирует к данным "независимой" оценки, совершенно не учитывая, что большинство оценщиков не обладают технологиями, позволяющими оценивать бизнес в использовании (в России отсутствуют соответствующие стандарты) или не осуществляют таковую.

Как правило, оценивается рыночная стоимость компании. Она, в свою очередь, состоит из стоимости материальных и нематериальных активов. Главное же требование рынка по отношению к действующим компаниям - срок окупаемости, который при нынешней конъюнктуре не должен превышать два года. Исключением является только те случаи, когда бизнес продается вместе с недвижимостью - время окупаемости может подниматься до пяти лет. Стратегии продажи компаний с недвижимостью и без оной принципиально не отличаются. Во втором случае речь идет о продаже прав аренды.

Таким образом, базовый метод при оценке действующей компании - дисконтирование денежных потоков, а основной критерий - способность фирмы генерировать прибыль. При этом играет свою роль и стоимость активов, но лишь как вторичный фактор. Конечно, не приносящий прибыли бизнес также может продаваться, но только в случае, если покупатель уверен в том, что при условии осуществления тех или иных мероприятий в краткосрочный период предприятие начнет приносить прибыль. Другой вариант - продажа компании по ликвидационной стоимости ее активов. Но это уже работа арбитражного управляющего, не имеющая отношения к рынку готового бизнеса.

Отсюда вытекает важный практический вывод - бизнес надо продавать, когда он находится "на пике". В этом случае за него можно получить максимальную цену. Можно сказать, что "пик" - то состояние, которое определяется только постфактум. Но для большинства бизнесов оно рассчитываемо. Например, если салон красоты на четыре рабочих места оказывает услуги 12 часов в день, то легко можно определить его максимальную загрузку. При этом, собственник или консультант должны учитывать аналитическую посылку о том, что, как правило, компания, относящаяся к малому и среднему бизнесу, существует не более 3-5 лет. Безусловно, предприниматель редко готов продавать успешно работающую компанию. Такое решение чаще всего объясняется необходимостью привлечь средства для инвестирования в другой бизнес, или какими-то личными обстоятельствами.

Другой случай - когда фирма создается "под продажу". Такого рода деятельность в России пока недостаточно развита, но можно говорить, что уже есть люди, пытающиеся зарабатывать таким образом. Наиболее перспективна продажа "тиражируемого" бизнеса, когда на рынок выставляются предприятия, входящие в крупные сети, создавшие известный бренд. Очевидно, что здесь наиболее удобна франчайзинговая схема - в настоящий момент ее пытаются реализовать несколько известных компаний, причем российский франчайзинг отличается от западного: продается не собственно франшиза, а франшиза вместе с уже работающим бизнесом.

Схожая ситуация -приобретение бизнеса для последующей продажи. Новый собственник производит реструктуризацию предприятия и реализует его по большей стоимости. Как правило, приобретаются фирмы, приносящие минимальную прибыль, а значит стоящие сравнительно немного, причем такие, в работе которых большую роль играет имидж - салоны красоты, рестораны, клубы, фитнес-центры. Часто такие бизнесы находятся в запущенном состоянии, чему способствует усталость владельца от предпринимательской деятельности, разногласия между собственниками, неэффективность наемного менеджмента, нехватка средств для дальнейшего развития и многие другие причины. В таких случаях новый собственник может повысить стоимость компании на 15-20%, всего лишь сделав косметический ремонт, проведя несколько недорогих рекламных акций и сменив вывеску. Дело не только в том, что покупатель обращает большое внимание на внешнее состояние помещений, но и в том, что такие действия действительно увеличивают число клиентов и, соответственно, прибыльность бизнеса. Еще один способ повышения стоимости - изменение срока аренды. Как правило, малые бизнесы работают на арендованных площадях по договору, заключаемому на 11 месяцев. Если инвестору удается убедить арендодателя в увеличении срока его действия, то бизнес будет продаваться по большей стоимости (плюс 5-7%). Естественно, что повышение эффективности менеджмента, нахождение новых поставщиков, сокращение расходов на содержание управленческого аппарата также могут увеличить генерируемый предприятием денежный поток и повысить его стоимость. Однако, цена малых и средних бизнесов редко может вырасти больше, чем на 30%, т.е. на 60-100 тыс. долларов.

Заработать на перепродаже можно только в условиях кризиса, когда компании продаются значительно дешевле, чем при нормальной конъюнктуре. Сейчас, когда политическая и экономическая ситуация более или менее стабильна, купить бизнес значительно ниже его реальной стоимости можно только в редких случаях, связанных с различными личными обстоятельствами собственника.

Конечно, есть и исключения, но они требуют гораздо больших капитальных вложений. Так, сейчас на продажу выставлен известный производитель автохимии. В 1998 году он контролировал до 50% рынка, продавая 1 млн. фляжек своей продукции. Затем болезнь собственника, низкая эффективность наемного менеджмента привели к тому, что объемы сбыта компании упали в пять раз, а сама она балансирует на грани выживания. При этом бренд сохранил свою узнаваемость, а рыночная ниша качественной недорогой автохимии по-прежнему остается в значительной степени свободной. Конъюнктура же такова, что ежегодно количество автомобилей в России увеличивается на 8%, а автомобильный парк России в настоящее время составляет лишь 3,5% от мирового. На 1 тыс. россиян приходится 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран в 2,5-4 раза. Таким образом, можно констатировать о благоприятной тенденции для отрасли - росте числа потенциальных потребителей препаратов. Стоимость продаваемой компании невелика и можно сказать, что потенциальный инвестор, вкладывая средства в этот бизнес, соглашается на беспрецедентный в отечественной практике эксперимент - возрождение бренда потребует значительных вложений, но они обещают отдачу, измеряющаяся даже не разами, а порядками.

Накопленная практика показывает, что покупателей, особенно если это не профессиональный инвестор, а человек, заинтересованный в открытии своего дела, но желающий избежать сложностей организационного периода, привлекают, прежде всего, бизнесы, располагающиеся в ценовом диапазоне до 300 тыс. долларов. Наибольшую ликвидность имеют фирмы, стоящие менее 100 тыс. долларов. В случае, когда покупатель заинтересован в расширении уже существующего дела или в "имиджевом" вложении средств (таковым для банков и ФПГ выступают элитные рестораны, фитнес-центры и т.д.), цена компании может превышать 500-700 тыс. долларов.

Средняя цена, запрашиваемая продавцом, меньше среднего размера суммы, которую готов инвестировать покупатель бизнеса, только применительно к сфере сервиса и услуг, торговле и медицине и фармакологии. Однако, этот фактор не увеличивает объемы продаж на этих рыночных сегментах, что объясняется несовпадением запросов покупателей и имеющихся на рынке предложений.

Так, в сфере сервиса и услуг зачастую продаются туристические агентства, которые представляют собой офис, с 11-месячным договором аренды и пакет документов. Стоит такой бизнес немного, но и интереса у покупателя практически не вызывает. Хотя реально работающие туроператоры продаются достаточно неплохо - 12-15 компаний в год. Главный фактор их успешности - хорошее место расположения, позволяющее привлекать клиентов и, соответственно, создавать прибыль. Наибольшим спросом на данном рыночном сегменте пользуются салоны красоты - их стоимость, как правило, не превышает 100 тыс. долларов, а рентабельность достаточно велика. Ежегодно только в Москве через рынок готовых компаний продается 30-35 таких бизнесов. В ближайшие 1-2 года можно прогнозировать рост продаж дорогих салонов. Это связано с намерением владельца сети салонов "ПерсонаLab" И. Стоянова создать собственную франчайзинговую систему, в которую ужу в 2004 году будет входить более 30 салонов. Стоимость такого предложения будет превышать среднюю (она будет находиться в интервале 300-800 тыс. долларов), но известность бренда и преимущества, предоставляемые франчайзингом, позволяют предположить высокий спрос на подобные предложения. Кроме того, среди покупателей популярны компьютерные клубы. Эти недорогие (20-70 тыс. долларов) и не требующие каких-то особых управленческих и технических знаний бизнесы пользуются преимущественным спросом среди молодых людей, намеренных открыть свое дело, - в 2003 году на рынке готовых предприятий было продано около 20 компаний такого рода.

Схожая ситуация в сфере торговли. Инвесторов не интересуют палатки на рынке - они готовы платить за современные магазины с хорошими оборотами, но как раз таких предложений очень немного. Привлекательные проекты (супермаркеты, бутики известных брендов) стали появляться лишь в прошедшем году - очевидно, в году текущем продажа магазинов активизируется.

В компаниях, занятых в медицине и фармакологии, ситуация несколько иная. Во- первых, здесь в основном продаются аптеки, собственники которых не смогли выдержать конкуренции с интенсивно развивающимися сетями, а во-вторых, этот сегмент рынка более других подвержен сезонным колебаниям - летом прибыль становится минимальной. Именно в это время такие компании чаще всего выставляются на продажу, но в виду ухудшения своих финансовых показателей не находят покупателя. Зимой все наоборот. Поэтому, через рынок готового бизнеса за последние три года было продано не более десятка аптек. Перспективы развития этой сферы видятся в преодолении диссинхронности в ожиданиях покупателя и продавца.

Сферой, где наиболее четко проявляется дисбаланс между ценой покупателя и продавца в пользу последнего является строительство. Дело здесь в том, что на продажу, как правило, выставляются пакеты документов или строительные фирмы, на момент продажи не имеющие каких-либо значительных заказов. Инвесторов же прежде всего интересуют компании с объемами работы на период не менее 2-3 месяцев. С этим связан тот факт, что до сих пор на рынке готового бизнеса не было совершено не одной сделки с предприятиями этой сферы - пока ее участники предпочитают иные механизмы смены собственников.

В чем-то похожая ситуация сложилась в области сельского хозяйства и переработки. Здесь доминируют регионалы, продающие оставшиеся с советских времен агрогиганты, как правило, убыточные. Среди предложений можно увидеть, например, сельскохозяйственный комплекс с садами, пашней и консервным заводом, стоящий 4200 тыс. долларов, или мельничный комплекс под Оренбургом, продающийся вместе со своими долгами за 4300 тыс. долларов. Возможность реализовать такие компании через рынок готового бизнеса не более, чем гипотетическая. В этой сфере наиболее ликвидными оказываются небольшие перерабатывающие предприятия, стоящие менее 300 тыс. долларов. Хорошо продаются мясоперерабатывающие цеха, фирмы, производящие различные полуфабрикаты, например, картофель-фри и т.д. За отчетный период было продано более 10 таких бизнесов. В 2002 году на продажу было выставлено несколько компаний, изготовителей снэковой продукции. Если говорить о данных на начало текущего года, то посредством рынка готового бизнеса собственников сменили 4 таких предприятия.

Наибольшим количеством предложений характеризуется производство. Ее специфика заключается в том, что в покупке относящихся к нему бизнесов заинтересованы преимущественно инвесторы, уже работающие в данной отрасли. Их привлекают прежде всего небольшие мобильные фирмы, располагающиеся в ценовом диапазоне до 600 тыс. долларов. Например, выставленные на продажу в конце 2002 года предприятие по переплавке цветных металлов и швейный цех по пошиву верхней женской одежды, расположенные в Москве и стоящие 250 и 120 тыс. долларов соответственно, скорее получат нового собственника уже в первом квартале 2003 года. А вот подмосковный завод по производству выхлопных автомобильных систем, продаваемый за 1500 тыс. долларов, или находящийся под Самарой завод по производству коленчатых валов для тракторных двигателей бизнесы с очень низкой ликвидностью, найти для них покупателя при нынешнем состоянии рынка практически невозможно. Всего за три года было продано около 30 бизнесов, которые можно отнести к категории производство.

Самыми активными темпами за прошедшие три года развивалась продажа ресторанов и прочих заведений общепита. За это время на рынке действующих компаний было продано не менее 80 ресторанов, из них 60% за последний год. По мнению экспертов, в Москве, начиная с 1992 года, собственников сменили 90% таких компаний.

Наименьшим спросом среди покупателей пользовались компании, работающие в нише СМИ, издательской деятельности и полиграфии.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru