бизнес портал Алти.ру

Обзоры рынка готового бизнеса (середина января 2004 года)


Обзоры рынка готового бизнеса (середина января 2004 года)

С 10 по 22 января 2004 года на продажу было выставлено свыше 220 компаний. Предложения о поиске инвесторов от собственников части из них поступили еще в декабре 2003 года, но продажа этих бизнесов началась только сейчас. В целом, уровень предложения постепенно восстанавливается до предновогоднего уровня. Очевидно, в 2004 году рынок готового бизнеса России продолжит свой рост. Наибольшим предложением в середине января характеризовались предприятия сферы торговли, инвестиции в которые в этот период отличались наиболее высокой доходностью. Приоритеты инвесторов были распределены довольно равномерно, но в центре их внимания все чаще оказываются компании, стоящие свыше 300 тыс. долларов.

Торговый бум

Торговые компании в настоящий момент относятся к числу наиболее привлекательных объектов для инвестиций. Структура их предложения постепенно менялась в течение всего 2003 года – при сохранении достаточно большого числа небольших магазинчиков, работающих на арендованных площадях, свою долю увеличивали оптовые торговые компании, торговые сети, а также магазины и сети магазинов, работающие на собственных площадях. Подобная ситуация, очевидно, объясняется тем, что в России усиливается влияние крупных ритейлеров, и, хотя отдельные магазины и небольшие сети пока остаются вполне рентабельными, их собственники понимают, что им будет непросто выстоять в конкурентной борьбе. Соответственно, решение о выходе из бизнеса принимается заблаговременно. Уже в ближайшее время на продажу будет выставлено несколько московских и региональных магазинов, сейчас ведутся переговоры о начале продаже нескольких сетей магазинов.

Рекомендация инвестору. Для успешной работы магазина формата супермаркета или дискаунтера сейчас самую важную роль играют даже не такие факторы как оформление помещения и его расположение (хотя они также важны), а формирование ассортиментного перечня продаваемой продукции, маркетинг и логистика. Для непрофессионального инвестора ключевым моментам должно стать изучение этого вопроса, выявление возможных путей повышения эффективности данных аспектов работы компании.

Что касается оптовой торговли, то здесь на продажу выставляются крупные компании, нередко относящиеся к числу лидеров рынка. Причиной выхода из бизнеса чаще всего выступает усталость собственника – конкуренция в этой отрасли очень сильна, управление компанией сами предприниматели нередко сравнивают с шахматной игрой, говоря, что предпочли бы работать на менее насыщенном рынке. Кстати, оптовые торговые компании почти в ста процентах случаев покупают инвесторы, уже имеющие бизнес такого же профиля. Речь идет не о прямых конкурентах продаваемых предприятий, а о крупных торговых формах, диверсифицирующих свои вложения, осваивающих новые области торговой сферы. Если говорить о новых предложениях, которые в скором времени могут появиться на рынке, то здесь можно выделить бизнес, занимающийся дистрибуцией чая и осуществляющий продажу более 500 наименований этой продукции.

Достаточно неплохими показателями в рассматриваемый период характеризовалось предложение действующих ресторанов. Интересной чертой можно назвать то, что стоимость предложений о продаже таких компаний, расположенных в Москве и Московской области, оказалось выше той, которую демонстрируют региональные предложения. Этот факт объясняется тем, что в столице на продажу выставлено несколько дорогостоящих объектов, работающих на собственных площадях. Здесь, пожалуй, можно выделить ресторан, находящийся в районе Лубянки. Конечно, бизнесы с недвижимостью продаются довольно часто, но здесь речь идет о заведении топ-класса, являющемся одним из наиболее известных в Москве.

Рекомендация инвестору. В 2003 году оборот ресторанного рынка Москвы превысил 900 млн. долларов, темпы роста отрасли составляют 40% в год. Однако, многие эксперты считают, что эта тенденция сохранится только до 2005 года – затем показатели роста будут уменьшаться. Таким образом, оптимальным временем для покупки действующего заведения общепита будет первая половина 2004 года.

Покупка московских ресторанов по-прежнему остается более выгодной, чем вложение средств в провинциальный общепит. Впрочем, речь идет о средних показателях – реально же доходность инвестиций в действующие рестораны разных субъектов РФ находилась примерно на одном и том же уровне. Просто в регионах на продажу было выставлено больше заведений, имеющих в собственности недвижимость. Среди них наибольший интерес у профессиональных рестораторов могут вызвать крупный ресторан в Омске и гостинично-ресторанный комплекс в Сочи.

СМИ на продажу

В конце 2003-начале 2004 гг. на рынке готового бизнеса активизировалось предложение действующих СМИ – на продажу было выставлено 14 печатных изданий и более 20 интернет-сайтов, практически половина из которых позиционирует себя как тематические информационные ресурсы. Объективно, онлайновые СМИ в нашей стране пока не имеют рынка сбыта – инвесторы редко готовы платить за них более 10-12 тыс. долларов, а средняя цена, запрашиваемая собственниками сетевых ресурсов, превышает 20 тыс. долларов. Конечно, раскрученные порталы, приносящие реальную прибыль, могут стоить намного дороже, но пока смена их собственников происходит достаточно закрыто.

Большинство выставленных на продажу интернет-порталов развивается в рамках экстенсивной стратегии, наращивая новые сервисы. Однако инвесторы считают, что такой путь развития более подходит для лидеров рынка. Рядовые игроки сетевого бизнеса должны быть нацелены на специализацию – это позволит привлечь целевых рекламодателей. Кроме того, потенциальные покупатели сайтов ориентированы на бизнесы, имеющие пригодный для осуществления стратегии развития кадровый состав: контент-редактора, отдел продаж, своих программистов и т.д.

Уровень развития российского рынка покупки-продажи действующих СМИ пока далек от западных показателей, где сделки по смене собственников масс-медиа составляют, по данным KPMG, 5% оборота всей сферы слияний и поглощений. Средняя стоимость бизнеса, работающего на рынке средств массовой информации, сейчас составляет 135 тыс. долларов. Речь идет преимущественно о специализированных изданиях – автомобильных, кулинарных, рекламных и пр. Причем большая часть предложений поступает из регионов – сейчас на продажу выставлены СМИ из Омской, Ивановской и Ростовской областей, а также Санкт-Петербурга. Ситуацию на рынке может изменить продажа достаточно крупного холдинга, владеющего известным журналом и газетой, имеющего в собственности несколько интернет-сайтов. Правда, цена этого предложения пока окончательно не определена.

Рекомендация продавцу. Наибольший интерес к покупке средств массовой информации в настоящий момент проявляют холдинги, намеренные включить в свой состав дополнительный актив. Причем инвесторы заинтересованы не столько в доходе, приносимым изданием, сколько в использовании его как инструмента продвижения своих товаров и услуг. В настоящий момент у нас есть опыт продажи нескольких компаний, имеющих в своем составе журнал или газету. Во всех случаях СМИ являлись убыточным активом, рассматривались как инструмент маркетинга. Таким образом, продавцам компаний сферы масс-медиа можно порекомендовать обращаться с предложением о покупке, прежде всего, к тем холдингам, деятельность которых издания так или иначе затрагивают в своих публикациях.

Самара: продается все

По итогам 2003 года наибольшее количество региональных предложений о продаже бизнеса поступило из Самарской области, где, по данным группы компаний «Визит», о поиске инвестора заявили собственники более чем 90 предприятий. Эта тенденция продолжилась и в текущем году – в январе на продажу выставлено около 30 самарских предприятий.

Причем спектр предлагаемых инвесторам фирм довольно широк: от небольших производственных предприятий (цех по производству пенобетона, кондитерский цех и т.д.) до крупных компаний, играющих заметную роль на региональных рынках (фармацевтическая фабрика, несколько заводов ЖБИ, мясоперерабатывающий комбинат и др.). Характерной чертой самарского рынка является то, что предложение на нем формируют несколько крупных игроков – холдингов, во время «ревущих девяностых» сумевших включить в свой состав значительное число предприятий (иногда с использованием механизмов враждебного поглощения) и теперь распродающих непрофильные активы. В связи с этим в Самарской области сейчас имеет место беспрецедентно большое предложение объектов транспортной инфраструктуры, крупных промышленных предприятий, имеющих в собственности недвижимость, но приносящих относительно небольшую прибыль.

Рекомендация инвестору. При покупке компании, которая была создана еще в советский период, а затем приватизирована, особое внимание следует обратить на изучение истории бизнеса. Это необходимо для выявления возможных нарушений закона, совершенных в процессе приватизации акций предприятия, обременений имущества предприятия (от ареста имущества до его залога), исследования происхождения активов компании и пр. Без проведения таких мероприятий инвестор может обнаружить, что является нелегитимным собственником.

Если анализировать структуру предложения, то можно выделить следующие сегменты самарского рынка готового бизнеса.

Компании, стоимостью до 50 тыс. долларов. Это небольшие производственные и торговые фирмы, традиционно пользующиеся большим спросом среди частных инвесторов, желающих начать собственное дело. Продажа таких предприятий не требует большого времени, занимая не больше двух-трех месяцев. Предложения такого рода составляют 30% от общего числа предприятий, выставленных на продажу в Самарской области.

Компании, стоимостью более 300 тыс. долларов и находящиеся на грани готового бизнеса и коммерческой недвижимости. К этой категории относятся, например, торговые и офисные комплексы. Они, безусловно, приносят доход своему собственнику и могут рассматриваться как действующий бизнес, но их продажа является гораздо менее сложной услугой, чем отчуждение действующего предприятия. По сути, здесь могу применяться даже простейшие маклерские технологии: организация потока показов, перепечатка информации на большом числе интернет-сайтов, отказ от изучения и предоставления инвестору финансовой информации о продаваемой компании и т.д. Такие предложения также составляют 30% самарского рынка.

Компании, стоимостью от 500 тыс. до 5 млн. долларов. Речь идет о предприятиях, работающих в производственной сфере, сфере услуг, общепите, прибыль объектах инфраструктуры, торговых компаниях – перечень достаточно разнородный.

Рекомендация продавцу. В настоящий момент московские и региональные инвесторы предъявляют значительный спрос на такие компании, но эффективной смене собственника мешает элементарная неграмотность продавцов, выставляющий на продажу неготовый к этому бизнеса – в 80% случаев предприятия не имеют оценочного заключения, в 20% - работают с просроченной разрешительной документацией, у 5% нет свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение. Нужно помнить, что необходимым условием продажи компании выступает его предпродажная подготовка, в рамках которой будут устранены все правовые моменты, препятствующие отчуждению бизнеса.

Если говорить о региональных компаниях, продажа которых будет начата в ближайшее время, то можно выделить комплекс по производству хлебобулочных изделий (Владимирская обл., 300 тыс. долларов), петербургскую компанию, работающую в сфере грузовых автоперевозок (400 тыс. долларов), лесокомбинат, состоящий из двух лесоперерабатывающих комплексов (Пензенская обл., 220 тыс. долларов), завод по производству посуды с антипригарным покрытием (Ростовская обл., 180 тыс. долларов), а также целый ряд предприятий сферы мясопереработки. Еще одним привлекательным предложением можно назвать торговый дом в Ставрополе, владеющий недвижимостью общей площадью свыше 4 тыс. кв. м.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru