бизнес портал Алти.ру

Магазин готового бизнеса


Магазин готового бизнеса

Начать свой бизнес - дело хлопотное. Порой на оформление документов, согласования, ремонт площадей уходят годы, а ведь так хочется быстрее реализовать свои мечты. Между тем возможность быстро обзавестись бизнесом есть. Сегодня существует около сотни компаний, специализирующихся на продаже готового бизнеса.

Идея продавать бизнес под ключ родилась у выпускника юридического факультета МГУ Вадима Самсонова в 2000 году. Тогда он подыскал знакомому бизнес в Австралии через Интернет. Заодно посмотрел российские возможности по продаже готового бизнеса. Оказалось, что ниша совершенно пуста. Собрав команду единомышленников, Самсонов создал во всемирной паутине сайт, оформил документы и начал работать. Первая сделка - продажа бизнеса, связанного с торговлей табачными изделиями. Хозяйка бизнеса имела в наличии персонал, несколько ларьков, наработанные связи и оптовый склад.

Посредники по продаже готового бизнеса называются бизнес-брокерами. Технология продажи готового бизнеса выглядит следующим образом. В фирму поступает заявка на приобретение определенного бизнеса. С клиентом заключается договор и затем бизнес-брокеры начинают искать по своей базе что-то подходящее. Если не находят, едут к потенциальным продавцам на переговоры, ну, а если уж совсем ничего нет, продавцы сами создают для клиента бизнес с нуля.

По словам Самсонова, самый дешевый малый бизнес, который сегодня выставляют на продажу - это салоны сотовой связи по цене от 5 до 15 тысяч долларов, далее идут видеопрокаты - от 7 до 20 тысяч, обменные пункты стоят порядка 10 тысяч, но для работы с ними нужны оборотные деньги, а это еще порядка 20 тысяч долларов. Туристические агентства сегодня стоят от 15 до 50 тысяч долларов, в пределах этих цифр колеблется цена небольшого рекламного агентства.

Бизнес-брокеры обладают не только спекулятивным мышлением, но и досконально знают экономику и психологию. Ведь прежде чем что-то сбыть, брокеры должны изучить состояние дел в продаваемом предприятии, провести предпродажную подготовку и, что самое главное, сообщить покупателю о ежемесячной прибыли продаваемого бизнеса. Все это сделать нелегко. Иногда владельцы лукавят и намеренно завышают реальную стоимость своего бизнеса - это происходит в 30% случаев. А иногда продавцы идут на откровенный подлог. Например, руководитель департамента по PR и рекламе "Магазина готового бизнеса" Владислав Кочетков вспоминает одного клиента, который выставил на продажу цех по производству сухариков.

- Когда мы приехали на завод, то все выглядело вполне благопристойно, - говорит Владислав, - Кипела работа, люди отгружали коробки. Кроме того, клиент показал нам кучу договоров о поставках, все время говорил о проплаченной рекламе на телевидении. Все раскрылось позже. Один из наших консультантов без предупреждения приехал на завод. Какое же было его удивление, когда он увидел, что цех полностью пустой. То есть поставленное производство сухариков оказалось хорошо срежиссированным спектаклем. В результате мы разорвали с ним отношения.

Бывает, что бизнес-брокеров пытаются надуть во время проверки. Часто продавцы декларируют совсем не ту прибыль, которую может принести бизнес. Так, один продавец мебельного производства пообещал будущему покупателю гарантированный доход в размере 30 тысяч долларов. Консультанты из "Магазина готового бизнеса" ("МГБ") вместе с покупателем проследили все финансовую отчетность. По бумагам все выходило верно. А вот когда копнули дальше, оказалось, что продавец купил мебель сам у себя, отсюда и вышла прибыль в 30 тысяч долларов.

Бизнес-брокеры - это по сути разведчики. Если информация не предоставляется легальными способами, то ее добывают другими методами. Клиент "МГБ" продавал цех по производству пластиковых окон. Прибыль свою не скрывал, но и проверяющих не жаловал. Как проверить? Специалисты "МГБ" вышли на поставщика пленки для окон, узнали о его поставках для оконной фирмы. А дальше чистая математика. Эксперты посчитали, сколько пленки нужно на одно окно, поделили на количество проданных окон, и получился результат. Как оказалось впоследствии, продавец не обманывал.

Еще один способ проверки - ввести на продаваемое предприятие своего человека, который проконтролирует денежные потоки, например, кассира. Впрочем, бизнес-брокеры советуют вводить своего человека на продаваемую фирму и для других целей. Делается это для того, чтобы не разрушить сложившийся коллектив. Владислав вспоминает такой случай, когда продажа предприятия скрывалась владельцем от коллектива, но работники каким-то образом узнали, что замышляет их патрон, испугались и начали увольняться. В итоге владелец продавал только одни стены. Бизнес его уже не работал.

Иногда бизнес-брокеры просто просят покупателя прийти на заинтересовавшее его предприятие и поработать вместе с руководящим составом несколько дней. Покупатель будет не только в курсе всех подводных течений, но и покажет себя - иногда не с лучшей стороны. Один из клиентов "МГБ" захотел купить туристическую фирму. На несколько дней ему дали в руки бразды правления. Свой первый день он начал с того, что сообщил коллективу: в офисе будет ремонт и весь коллектив должен выйти на строительные работы в субботу и воскресенье. Опешившие тур-менеджеры побежали за трудовыми книжками. В итоге бизнес-брокеры просто отговорили покупателя от этой сделки, мотивировав это тем, что, потеряв хорошую команду, он ее больше не восстановит и тем самым убьет дело.

Если с точки зрения менеджеров магазина готового бизнеса покупатель подходит для сделки, то ему сообщают название фирмы и большую часть информации. Но были случаи, когда специалисты "МГБ" советовали не входить в дело.

- Потом эту кофейню купил бизнесмен первой волны. Парень-рубаха, на паспорте сфотографирован в тельняшке. Зашел как-то со своим другом в кофейню, мечтательно произнес, что хочет купить такую же, и спустя пару дней наткнулся в Интернете на объявление об ее продаже, - вспоминает Владислав Кочетков. - Он быстро разрулил с проверяющими, пристроил летнюю веранду и вышел на хорошую прибыль.

Почему же люди продают свой бизнес? Причин много. Либо теряется интерес, либо складываются определенные семейные обстоятельства. Очень часто собственники имеют несколько видов бизнеса, и один вид бизнеса выживает другой. Бывают проблемы среди учредителей, и люди, чтобы не ссориться, предпочитают продать бизнес.

- Сегодня наиболее востребованы предприятия сферы услуг, дешевле 150 тысяч долларов, - говорит создатель "МГБ" Вадим Самсонов. - Далее - производственные предприятия: мебельная промышленность, пищевая… Большой спрос на автокомпоненты и автозапчасти. Третье место занимает торговля, особенно оптовая. Практически невостребованно сельское хозяйство.

P.S. Как угадать, какой бизнес стоит купить?

Есть вообще экзотические предложения, например, ферма по выращиванию обезьян для продажи их в рестораны, специализирующиеся на экзотической кухне. Не так давно там была выставлена на продажу страусиная ферма. В России предприниматели отдают предпочтение более традиционной живности, например, осетрам. Впрочем, выращиваются они далеко от обычных мест своего обитания, например, в Подмосковье, где успешно функционирует компания, выращивающая молодь осетровых рыб.

А вот "тупиковый" бизнес" - оказывается, железнодорожный тупик тоже может быть бизнесом. Не требуя особых затрат для своего содержания, тупичок может приносить до 5 тыс. долларов в месяц. По сути, железнодорожный тупик - часть логистической инфраструктуры, которая может успешно продаваться. Среди других бизнесов такого рода можно назвать припортовый терминал, аэропорты (за последний год на продажу было выставлено на продажу два таких бизнеса).

Бизнес для нового поколения - единственное в России издательство арт-комиксов. Данная продукция занимает 30% европейского книжного рынка, но в России только начала распространяться. Компания имеет эксклюзивные права на издание французских и японских (манга) комиксов, пытается вывести на рынок качественные комиксы российских художников.

Среди успешных видов бизнеса - производство одноразовых металлических плечиков для химчисток, производство обувных гвоздей - специализация на подошвенных и каблучных гвоздях. Как-то на продажу была выставлена фирма, разработавшая технологию "Объемное видео". Собственник компании утверждал, что вложение средств в ее покупку обеспечит инвестору доходность в размере 1500% годовых.

Непатриотичный бизнес - агентство, специализирующееся на отправке спортсменов за границу - на учебу в учебные заведения, которые охотно дают стипендии людям, имеющим те или иные спортивные достижения. Таким образом, наши соотечественники получают возможность получить образование на Западе.

Рынок тоже является бизнесом. Эффективность ведения бизнеса собственники рынков предпочитают не озвучивать, но один из них в приватном разговоре рассказал, что только платный туалет, установленный на территории его фирмы, приносит больше 15 тыс. долларов в год (кстати, платный туалет - тоже бизнес).



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru