бизнес портал Алти.ру

Рынок готового бизнеса в Украине


Рынок готового бизнеса в Украине

Рынок готового бизнеса в Украине пока не сформирован, с этим согласны те немногие посреднические компании, которые пытаются свести продавцов и покупателей готового бизнеса. Причин такого состояния рынка можно назвать много, но одна из основных - плохая информированность бизнесменов о существовании услуг о покупке и продаже бизнеса.

По словам Влада Кочеткова, руководителя департамента по PR и рекламе международной консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса» (Россия), в Украине о себе как о сопровождающих сделки купли-продажи бизнеса заявляют 12 компаний. Но при этом Кочетков замечает, что 3-4 из них– это интернет порталы, а у остальных узкая специализация. «Они обслуживают интересы финансово-промышленных групп и участвуют в продаже их подразделений»,- говорит Кочетков.

Пока о себе как о компании, которая предоставляет полный спектр бизнес-брокерских услуг заявляет только одна компания – Торговый дом «Бизнес Украина». «На данный момент на рынке Украины нет такой компании, которая бы предоставляла полный комплекс услуг по продаже и покупке бизнеса», - с уверенностью заявляет Вадим Мосийчук, руководитель департамента консалтинга и продаж ТД «Бизнес Украина». По его мнению, в Украине существуют компании, которые работают по отдельным направлениям: оценка готового бизнеса, аудиторские проверки, юридическое сопровождение, но нет ни одной, которая бы это все предоставляла в комплексе.

Действительно, стоит отметить, что еще со времен приобретения Украиной независимости покупка и продажа бизнеса стала довольно актуальным мероприятием. Это было связано как с началом приватизации, так и с появлением предпринимательства и малого бизнеса. Но с тех пор в Украине изменилось не многое. Как и тогда, сегодня нет рыночных механизмов покупки и продажи бизнеса не говоря уже о формировании цивилизованного рынка.

Россия пока впереди

Российский рынок, не в пример украинскому, фактически находится на этапе своего насыщения. По словам Кочеткова, сегодня на российском рынке бизнес-брокерских услуг работает около 100 компаний, причем консалтиновая группа «Магазин готового бизнеса» (МГБ) занимает почти 50% российского рынка.

Стоит отметить, что кроме России, не говоря уже о развитых странах, где покупка или продажа бизнеса является обыденным делом, неплохо этот вид деятельности развит в Казахстане. Так, например, в России ежемесячно выставляется на продажу до 600 предприятий в месяц, в Казахстане 120-150 в месяц. В Украине согласно базе данных МГБ за 5 месяцев этого года поступило пока 150 заявок на продажу бизнеса.

Российские эксперты связывают такую ситуацию в Украине с плохой информированностью бизнесменов. « Они не понимают, что могут продать свой бизнес, особенно когда бизнес работает на арендованных площадях. То же самое было в России 3-4 года назад», - рассказывает Влад Кочетков, - и мы верим, что уже через 3-4 года в Украине за год будет поступать на продажу 700-900 предприятий», - убежден российский эксперт.

Сколько стоит украинский рынок?

Сейчас объем рынка готового бизнеса Украины можно оценить только по косвенным данным. Например, западная статистика говорит, что о продаже своего дела, так или иначе, задумывается каждый десятый собственник. По словам Влада Кочеткова, в своем нынешнем состоянии украинский рынок способен поставлять на продажу до 300 компаний в год. Сравнив эти данные с динамикой рынка готового бизнеса России (и, частично, Казахстана) Кочетков убежден, что в 2005 году на продажу может быть выставлено до 700 предприятий. При средней стоимости фирмы, составляющей $240 тыс. (статистика базы данных МГБ), объем рынка готового бизнеса Украины в 2004 году можно оценить в $72 млн, а в 2005 – $168 млн.

Специфика бизнеса

Основной спецификой готового бизнеса является то, что на нем продаются малые и средние компании, редко стоящие дороже $5 млн. При этом доминируют нефондовые механизмы смены собственника, ведется поиск не просто приобретателя, а преемника, способного поддержать и продолжить работу фирмы.

Именно сложность нахождения эффективного собственника, является одной из основных проблем развития этого рынка. Люди, которые создали в Украине ТД «Бизнес Украина» столкнулись с проблемой продажи своего собственного бизнеса еще несколько лет назад, что и послужило впоследствии толчком для создания компании, которая предоставляет бизнес-брокерские услуги.

По словам Вадима Мосийчука, на сегодня рынок захватили риэлтеры. «У меня было небольшое производство в Крыму. Когда я решил его продать, спрос был только на оборудование. Денежные потоки, наработки, связи, клиентуру никто не покупал», - делится впечатлениями Мосийчук. Похожая ситуация сложилась и в случае приобретения им же магазина. «Риэлтеры продают магазин как коммерческую недвижимость, и никто не считает клиентуру, прибыльность магазина, не говоря уже о брэндах и торговых марках. Но такая ситуация не могла долго продолжаться», -рассказывает он.

Еще одной спецификой рынка готового бизнеса можно назвать его информационную закрытость. Информацию о покупке или продаже бизнеса бизнес-брокер держит в секрете не только от конкурентов и третьих лиц, но и от персонала компании. Хотя, как отмечают эксперты, именно закрытость информации является одним из барьеров развития рынка. Но здесь есть и объективные причины.

Разглашение информации о продаже бизнеса может не только снизить его реальную цену, но и привести к полной ликвидации данного бизнеса. При разглашении информации существуют риски ухода персонала компании, не продления договора аренды, если предприятие работает по давальческим схемам, может следовать отказ в предоставлении сырья или товаров. Очень редко озвучивают название продаваемого бизнеса.

Закрытость информации является причиной недооценки бизнеса, а проще сказать, продажи его по откровенно заниженной цене. Как правило, наши бизнесмены, решившие продать свой бизнес, ищут клиента среди своих знакомых, таких же бизнесменов, как и они. Сделка купли-продажи сводится к тому, что продавец назначает цену, которая, по его мнению, отвечает реальной цене бизнеса, а покупатель либо соглашается, либо предлагает свою. Причем, очень часто, этот процесс, происходит без какой либо объективной оценки специалиста или третьей стороны.

Боязнь разглашения информации о подобной сделке не позволяет продавцу искать более чем одного покупателя. А это, в свою очередь, сильно отражается на цене.

По мнению Влада Кочеткова, главной спецификой этого рынка является то, что приходится продавать непрозрачный бизнес. «То есть, это, как правило, семейный бизнес, закрытая, с серой бухгалтерией. Конечно же, имеет место уход от налогов, отсутствует какой-либо управленческий учет», - говорит Кочетков.

Спрос превышает предложение

По мнению Татьяны Михневич, начальника отдела маркетинга международной юридической компании «Solomon Group», спрос на этом молодом рынке превышает предложение больше чем в 2 раза, поскольку у компаний есть финансовые ресурсы, но нет информации, и люди не знают, куда вложить деньги. С этим согласны и российские эксперты, которые работают в Украине.

Стоит отметить, что наибольшей популярностью среди покупателей бизнеса пользуются заправки, прачечные, ателье, рестораны, магазины, обменники, турагенства, салоны красоты. По словам Михневич, больше всего хотят купить «чистые» предприятия без долгов, которые быстро окупятся.

Активнее продают рестораны, кафе, небольшие заводы. В летний период много заявок поступает из южных регионов – это Херсон, Николаев, Одесса, Крым - по продаже домов отдыха, пансионатов. «Этот сезонный бизнес идет на продажу лучше летом. При чем собственники понимают, что лучше продавать бизнес тогда, когда он максимально задействован», - утверждает Мосийчук.

По его мнению, наиболее привлекательными регионами для покупки бизнеса являются Киев и Киевская область. На втором месте восточный регион – Донецк, Луганск, Харьков, активно подключается Юг – Крым, Одесса. Мосийчук связывает это с общей экономической и политической ситуацией в стране. Причем, резюмирует он, с из Восточного региона заявки идут как на продажу, так и на покупку.

Стоит отметить, что на сегодня в Украине большой спрос на небольшие компании, стоимость которых не превышает $300 тыс.

Очень примечательной является тенденция, которая наблюдается в последние несколько месяцев, в связи с приближением президентских выборов. По словам Вадима Мосийчука с июня месяца, в компанию стали обращаться народные депутаты, представители отечественных ФПГ, крупный бизнес в регионах. «Все они в основном избавляются от непрофильных активов или активов, которые они боятся потерять после выборов. Это заводы, фабрики, которые стоят от $1 млн. и выше. И если раньше эти активы перераспределялись между собой, то теперь каждый из этих заказчиков боится, чтобы информация была предана огласке. Поэтому они и прибегают к услугам бизнес-брокеров»,- заявляет Мосийчук.

По его словам, такая активность будет проявляться и дальше, по нарастающей, к президентским выборам. Потом к Новому году будет небольшое затишье. А начиная с февраля следующего года активность будет повышаться по мере приближения к парламентским выборам. Сейчас увеличение предложения над спросом происходит именно в среднем бизнесе, который раньше был куплен по теневым схемам.

«Сегодня продавцы бизнеса готовы жертвовать от 20 до 50% его стоимости в связи с приближением выборов», - откровенничает Вадим Мосийчук.

Кому нужен бизнес?

vПроанализировав заявки, только за июнь в ТД «Бизнес Украина» поступило 25 заявок на продажу бизнеса и около 10 заявок на покупку. Причем, поток на покупку постоянно нарастает. Примечательно, что компании хотят вкладывать от $1 до $10 млн, при чем отрасли вложения капиталов покупателей часто не интересуют, они хотят вложить деньги в высокорентабельный бизнес. Вторая тенденция - покупатели готовы вкладывать деньги на длительный срок. «Если еще год-два назад ориентиры для бизнеса по окупаемости были 3 года, то теперь люди уже готовы вкладывать до 5 лет», - отмечает Мосийчук.

Стоит отметить, что в России 90% компаний, которые продаются - это частные компании, и только 10% - структурные подразделения каких-нибудь крупных холдингов. В Украине немного другое распределение: порядка 60% - это частные компании, и 40% так или иначе связаны с большим бизнесом.

По словам Татьяны Михневич, очень много менеджеров высшего звена, а то и среднего, которые накопили от $10 до $50 тыс. хотят вложить эти деньги в готовый бизнес. «Они готовы заплатить за предприятие созданное «с нуля», у которого есть хотя бы небольшая база клиентов, имя, оборудование, удачно выбрано место. И, естественно, не нужно проходить процесс перерегистрации», - считает Михневич.

Иностранцы пока опасаются вкладывать деньги в готовый бизнес. Кочетков считает, что отпугивает иностранцев, в первую очередь, непрозрачность бизнеса, и то, что отчетность в мелких и средних компаниях не всегда белая. Во-вторых, они достаточно серьезно оценивают разного рода политические риски. Поэтому единственная сфера, куда сегодня иностранные компании вкладывают деньги, – это телекоммуникации.

Деньги на бизнесе Но есть люди, которые не просто продают или покупают бизнес, а создают бизнес с целью его продажи, или покупают, чтобы перепродать его. По мнению Михневич, начиная с 1991 года были компании, которые работали над созданием и продажей бизнеса, и они есть сейчас. Но они пока не очень активны.

Хотя Вадим Мосийчука, говорит, что не знает специализированных компаний, которые бы работали над созданием и продажей бизнеса. Но при этом отмечает, что встречал предпринимателей, которые берут коммерческую недвижимость и делают из нее магазин, бар, ресторан, кафе. Доводят ее до точки безубыточности, а иногда может фирма работает даже с прибылью, после чего продают ее как готовый бизнес, при чем все это делается конфиденциально.

По словам Влада Кочеткова, в России много таких компаний – это очень рентабельный бизнес. «Доходность достигает 150- 200% годовых. Но для этого необходимо знать рынок, начать бизнес и суметь его продать. В России так делают с ресторанами, салонами красоты, даже с заводами по производству жвачки», - рассказывает Кочетков.

Не исключено, что с формированием рынка готового бизнеса в Украине также появится много компаний, которые будут заниматься либо скупкой и в последствии перепродажей бизнеса, либо созданием его «с нуля» с целью продажи.

Эксперты сходятся во мнении, что уже в ближайшие год-два украинский рынок готового бизнеса будет очень активно развиваться. Это будет связано как с прорывом информационной блокады, когда собственники узнают, о возможности продажи своего бизнеса, так и со стабилизационными процессами украинской экономики.

По мнению Влада Кочеткова, в ближайшее время будут расти цены на бизнес и уменьшаться показатели доходности. Это будет связано с уменьшением рисков, и вследствие этого будет расти стоимость.

Мосийчук ожидает появления конкурентов на этом рынке, и убежден, что уже к концу году рынок будет фактически сформирован.

По словам Михневич на рынке уже в этом году появится минимум 3-5 операторов, которые будут предоставлять консалитнговые услуги по покупке и продаже бизнеса, что в свою очередь потянет за собой увеличения спроса на эти услуги и предложения бизнеса на рынке.

Можно отметить, что формирование рынка готового бизнеса в Украине в первую очередь поможет его продавцам определить рыночную стоимость их бизнеса. Поскольку при существовании рынка, на одно предприятие может претендовать сразу несколько покупателей, что, несомненно, поднимет его рыночную стоимость.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru