бизнес портал Алти.ру

Обзор рынка готового бизнеса 2003


Обзор рынка готового бизнеса 2003

НА ЗАПАДЕ ПОКУПКА И ПРОДАЖА ДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПАНИЙ поставлена на поток с 50-х годов XX века, но для России это пока непривычная услуга. Тем не менее рынок продажи бизнесов уже начинает складываться — сегодня его оборот в Москве достигает $110 млн. По данным экспертов компании «Магазин готового бизнеса», ежегодный рост в сегменте составляет порядка 100—150%, а его потенциальная емкость на текущий год оценивается в диапазоне от $200 до $650 млн.

ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2003 года в Москве на продажу было выставлено около 900 различных предприятий. Ликвидными, то есть выгодными, адекватными требованиям рынка (предприятия, работающие на арендованных - площадях, должны окупаться за срок, не превышающий 2-2,5 года, имеющие в собственности недвижимость — за 3-4 года), можно считать примерно 300 из этих предложений. Средняя цена таких компаний равна $370 тыс. По словам бизнес-брокера и консультанта «Магазина готового бизнеса» Романа Семчишина, «сегмент действующих ресторанов является наиболее динамичным на рынке готового бизнеса». В силу привлекательности и ликвидности предприятий общественного питания интерес к ресторанному бизнесу, по информации исполнительного директора компании «Асессор» Андрея Петракова, начинают проявлять крупные игроки других рынков — нефтяного, металлургического и проч. Заведения общепита пользуются повышенным спросом у большинства групп инвесто ров, что позволяет устанавливать на рестораны более высокие, чем на другие проекты, цены. Если ресторан и промышленное предприятие приносят одинаковую прибыль и работают на одинаковых площадях с равными условиями аренды, то ресторан будет сто ить на 25-30% дороже. Поданным компании «Магазин готового бизнеса», в этом году на продажу уже были выставлены порядка 120 действующих ресторанов, причем две трети из них работают на арендованных площадях. Средняя стоимость выставляемого на продажу заведения составила $240 тыс. К настоящему моменту около 70 ресторанов сменили своих владельцев. Пока рынок продажи бизнесов, ресторанных в том числе, продолжает оставаться во многом стихийным — большинство владельцев продают свои предприятия самостоятельно. Однако западная практика показывает, что эта сфера деятельности требует участия специализированных компаний, оказывающих посреднические услуги заинтересованным сторонам. Сейчас даже в небольшом европейском государстве существуют десятки консалтинговых компаний, специализирующихся на сделках с готовыми предприятиями. В США, по данным президента компании «Бизнес Гарант» Сергея Тушевского, три четверти подобных сделок осуществляется при посредничестве бизнес-брокеров. В Москве первые компании, оказывающие консалтинговые услуги и сопровождающие сделки по приобретению и продаже действующих предприятий, появились в 2000 году. В текущем году через них было продано более 30 ресторанов. Оборот рынка в настоящий момент можно оценить в $13-13,5 млн. Но к концу года, по прогнозам экспертов «Магазина готового бизнеса», этот показатель достигнет $20 млн., поскольку в данный момент на продажу выставлен ряд весьма перспективных проектов.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ БИЗНЕС-БРОКЕРЫ

Когда принимается решение о продаже ресторана, владелец бизнеса может идти двумя путями — искать клиента самостоятельно, работать с риэлторами или же обратиться в компанию, специализирующуюся на подобных сделках. Сам владелец ресторана вряд ли может грамотно оценить стоимость своего дела и соблюсти ряд важных для продажи условий. Например, при продаже бизнеса большое значение имеет сохранение конфиденциальности. Информацией о том, что владелец компании ищет инвестора, могут воспользоваться в своих целях конкуренты, и результате возникнут проблемы с арендодателем и контрагентами. Персонал предприятия также воспримет ситуацию как стрессовую — могут уйти ключевые сотрудники. Большинство продавцов, понимая это, изобретают весьма оригинальные стратегии — кто-то показывает бизнес потенциальным инвесторам по ночам, кто-то общается с приобретателем исключительно по мобильному телефону и т.д. Еще один фактор, препятствующий самостоятельной продаже бизнеса, — боязнь мошенничества. Причем такая опасность действительно существует: компания может иметь внебалансовые обязательства, продавец, получив деньги, способен увести с собой ключевых сотрудников и начать аналогичное дело. Проблема, с которой рискует столкнуться покупатель, — здание, где размещено предприятие, через несколько лет пойдет на снос, а может быть, где-то рядом планирует начать работу сильный конкурент... Создать защитную систему, гарантирующую от всех этих угроз, может только юрист, имеющий значительный опыт сопровождения сделок по приобретению и отчуждению бизнеса. «Самостоятельно продать бизнес можно, но это очень трудоемкий проект, требующий немалых затрат времени, средств и нервов. При этом процесс продажи нередко строится на не вполне юридических процедурах, проще говоря, «на понятиях», — говорит Роман СЕМЧИШИН. Необходимо отметить, что практически все самостоятельные продажи совершаются «среди своих» — ресторатор продает заведение своим знакомым. В ситуации, когда необходим поиск внешнего инвестора, самостоятельные продажи составляют ничтожный процент. В России пока зачастую роль брокера выполняют агентства недвижимости, у которых есть широкие возможности по рекламе предлагаемого к продаже объекта. Но при продаже через риэлторов реализуется не бизнес, а лишь недвижимость. Это, по мнению бизнес-брокеров, нерациональный подход к существующим активам компании.

«Специализированное консалтинговое агентство не только поможет грамотно оценить стоимость бизнеса, но и проведет диагностику текущей деятельности предприятия, окажет юридическое сопровождение на всех стадиях продажи бизнеса, составит инвестиционный меморандум для презентации потенциальным покупателям», — говорит президент компании «Бизнес- Гарант» Сергей ТУШЕВСКИЙ.

Работа с бизнес-брокерами дает ресторатору несколько преимуществ, главное из которых таково — всю работу по продаже компании выполняют профессионалы, затраты времени и сил со стороны собственника минимизируются. Недостаток для продавца заключается в необходимости заплатить аванс и определенный процент от суммы сделки. Другой неприятный момент для владельца бизнеса, по мнению Андрея Петракова, заключается в следующем: бизнес-брокеры не заинтересованы в продаже объекта по максимально высокой цене с целью получения максимальных комиссионных. «Они за-интересованы в скорейшей продаже по максимальной цене», — говорит Андрей ПЕТРАКОВ. Чтобы объект ушел за два-три месяца, цена должна быть рыночной. Продавец после начала работы с консалтинговой компанией часто вынужден существенно сбрасывать цену, если не хочет заниматься прода-жей сам. То есть, в определенном смысле, обращение в консалтинговую компанию означает для продавца снижение предполагаемого дохода со сделки. «Еще один минус — чтобы провести комплекс услуг по предпродажной подготовке бизнеса, продавец должен -расстаться с деньгами, что называется, прямо сейчас, а не после окончания сделки. Многие на это идти не хотят», — считает Андрей ПЕТРАКОВ. Эффективность продажи предприятий при помощи бизнес-брокеров обусловлена рядом факторов, таких как команда профессионалов (любая серьезная бизнес-брокерская компания наряду с собственно специалистами по продаже действующих предприятий имеет в своем штате оценщиков, юристов, рекламщиков), база потенциальных инвесторов (после того, как на продажу выставляется очередное предприятие, потенциальные инвесторы оперативно получают информацию об этом, что намного упрощает и ускоряет совершение сделки). К тому же специализированной компании проще получить информацию о планах застройки местности, других возможных изменениях, способных повлиять на работу бизнеса. Работа с бизнес-брокером оправдана в силу его способности к привлечению максимально широкого круга потенциальных покупателей, а также минимизацией усилий владельца заведения и инвестора. Выставленный на продажу бизнес проходит через про цедуры оценки, юридической экспертизы, производится его комплексная предпродажная подготовка (оптимизируются факторы, влияющие на стоимость компании), иногда возникает необходимость в осуществлении рекламной и PR-кампаний. Результаты предпродажной подготовки отражаются в двух документах: экспертное заключение о стоимости и перспективах продажи, предназначенное для собственника и реально описывающее обозначенные в названии вопросы, а также инвестиционный меморандум, предоставляемый потенциальному покупателю, содержащий в себе описание компании, перспективы инвестирования средств в ее покупку (анализируется реальная прибыль бизнеса). Инвестор может получить меморандум только при условии под писания соглашения о неразглашении полученной информации. Кроме того, бизнес-брокеры разрабатывают механизмы вхождения в бизнес нового собственника, проверки заявленных -данных о результатах работы продаваемой компании — этот вопрос особенно актуален в условиях преобладания «серой» бухгалтерии. Продавец бизнеса выплачивает консультанту гонорар от суммы сделки, а также вносит аванс. Последний включается в сумму гонорара, а в случае, если бизнес не удалось продать по согласованной цене, получает всю сумму назад. Для инвестора все услуги практически бесплатны. По словам клиентов консалтинговых агентств, работа с посредниками — достаточно удобный способ приобретения или продажи бизнеса. Так, Алексей Смирнов, купивший действующий ресторан в районе Бульварного кольца, выражает благодарность «Магазину готового бизнеса», поскольку экспертные прогнозы и оценки специалистов компании по поводу приобретенного им заведения практически полностью совпадают с реальным положением дел. Чистая прибыль приобретенного заведения соответствует спрогнозированной, кроме того, для этого клиента значение имело то, что заведение не нужно было организовывать с нуля, поскольку в ресторанном бизнесе он — новичок, а до того занимался оптовой торговлей продуктами питания. Консультации с «Магазином» стали для него первой школой в этом бизнесе. А для Евгения Ракова, продавшего с помощью «Магазина» свое заведение как непрофильный актив, основная ценность работы с консалтинговой компанией состояла в экономии времени — всю подготовку и процесс продажи бизнес-брокеры взяли на себя.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Важный момент, который необходимо отметить, говоря о продавцах бизнеса, заключается в том, что для многих бизнесменов продажа ресторана является стратегическим, а не спонтанным решением. Если год назад собственник заведения общепита нередко говорил о срочной продаже, то сейчас в консалтинговые агентства обращаются заранее, проводят оценку бизнеса, изучают рынок, а только потом принимают решение о поиске инвестора. Причем собственник ресторана целенаправленно выставляет его на продажу именно тогда, когда цена бизнеса будет максимальной.

По мнению участников рынка, появился новый класс предпринимателей, которые делают бизнес на создании и последующей продаже ресторанов. Так, один из клиентов «Магазина готового бизнеса» сейчас выставляет на продажу уже третий ресторан. Доходность этого вида предпринимательской деятельности может достигать 200% годовых в валюте. Именно такой ресторатор продал свое заведение упомянутому выше Алексею Смирнову. В настоящий момент значительным спросом пользуются любые ликвидные ресторанные проекты, но если говорить о лидерах, то можно выделить следующие типы. Во-первых, кофейни, стоящие $100-150 тыс. Мода на кофейный формат все еще не прошла, и такие сравнительно недорогие заведения пользуются популярностью среди инвесторов благодаря своей окупаемости. И, во-вторых, собственно рестораны, работающие на арендованных площадях. Стоимость таких бизнесов значительно ниже, чем у продающихся вместе с недвижимостью, что, соответственно, увеличивает круг потенциальных покупателей. В то же время на рынке существует спрос на рестораны, работающие на собственных площадях. Однако активность в этом сегменте достаточно низка в силу дефицита предложения и запредельных цен на недвижимость.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru