Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Готовый бизнес :

Франчайзинг

Покупка бизнеса

Продажа бизнеса

Оценка бизнеса

Обзоры готового бизнеса

Аналитика готового бизнеса

Советы по готовому бизнесу

Статьи про готовый бизнес

 

 

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации


Инфраструктура рынка готового бизнеса


Инфраструктура рынка готового бизнеса

Рынок готового бизнеса в России возник всего три года назад. Именно тогда в нашей стране начали создаваться структуры, избравшие основным направлением своей деятельности комплексное сопровождение сделок по отчуждению прав собственности на действующие предприятия, работающие в нише малого и среднего бизнеса. Конечно, подобные компании продавались и до этого (например, по некоторым данным, в 1991-1998 гг. собственников сменили около 80% московских ресторанов), но сделки в подавляющем большинстве случаев происходили «среди своих» (владелец продавал бизнес своим знакомым), носили несистемный характер - до 40% московских предприятий, прекративших свое существование за последние пять лет, могли быть успешно проданы. Этого не произошло в том числе и из-за отсутствия необходимой инфраструктуры – продажей готового бизнеса пытались заниматься риэлторы, но в круг их интересов попадали только предприятия, работающие на собственных площадях. Причем оценивались такие компании именно как недвижимость, что заведомо ниже цены действующего и приносящего прибыль бизнеса, включающего в себя также и нематериальный актив.

Самостоятельная продажа бизнеса и несколько лет назад, и сейчас остается весьма трудоемким процессом. Чтобы грамотно продать предприятие его надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, организовать поиск инвестора, согласовать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и пр. Для этого нужно привлекать профессиональных оценщиков, юристов, аудиторов, иногда специалистов по рекламе – их услуги стоят достаточно дорого. Но даже в том случае, если продавцу удастся собрать подобную команду, у профессионального бизнес-брокера будет преимущество в силу наличия базы данных инвесторов, заинтересованных в покупке такого рода бизнеса.

Понимание этого, например, в ФРГ привело к запуску нескольких федеральных программ, ориентированных на поддержку инфраструктуры рынка готового бизнеса. В России все подобные компании явились продуктом частной инициативы – сейчас их более 50. Увеличение числа консалтинговых компаний, с одной стороны, обусловлено ростом спроса и предложения (в 2001 году в нашу компанию поступило 38 предложений о продаже, в 2002 году – 363 предложения, за пять месяцев 2003 года поступило – 443 предложения), а, с другой, само влияет на рынок: многие работающие на новом рынке фирмы проводят активную информационную политику, прежде всего в интернет – веб-сайты играют все большую роль в качестве инструмента поиска инвестора. В настоящий момент уже определились «портреты» продавцов и покупателей, которые вряд ли изменятся в ближайшие годы.

Если говорить о продавцах бизнеса, то это предприниматели, которые либо не могут, либо не желают осуществлять управление компанией. Причинами этого, в частности, может быть достижение собственником преклонного возраста или переезд на другое место жительства – правда, российское малое предпринимательство пока очень молодо и эти причины составляют не более 10% от общей массы. Гораздо чаще, звучит такой мотив продажи, как «усталость» от ведения бизнеса. По сути, это субъективное выражение двух реальных причин. Основная из них – уменьшение приносимой компанией прибыли. Как правило, это случается на 3-4 году существования предприятия, когда для обеспечения дальнейшего роста бизнеса (преодоления стагнации или упадка) возникает необходимость в привлечении дополнительных средств. Большинство предпринимателей настороженно относятся к привлечению кредитных ресурсов, предпочитая продать компанию или часть ее. Успешные бизнесы, находящиеся «на пике», продаются не так часто – их владельцы отдают предпочтение различным франшизным схемам. Другая составляющая «усталости» от бизнеса – нехватка времени для управления компанией. Этот вопрос актуален для владельцев нескольких фирм. В этом случае на продажу выставляется наименее прибыльная и перспективная компания. Этой же логике следуют крупные холдинги, распродающие свои непрофильные активы. Проще говоря, никто не продает «курицу, несущую золотые яйца». Несмотря на это, доходность инвестирования средств в покупку готового бизнеса достаточно велика - даже рядовая «курица» приносит 100-110% годовых в валюте. При этом цифры разнятся от 40% для телекоммуникационной деятельности до 160% для пунктов обмена валюты.

Всех покупателей можно разделить на профессиональных инвесторов и «непрофессионалов». Первая группа является преобладающей, включая в себя успешных предпринимателей, расширяющих свой бизнес, а также топ-менеджеров крупных корпораций. Такие приобретатели отдают предпочтение компаниям, работающим в отрасли, где инвесторы имеют значительный опыт. «Непрофессионалы» руководствуются скорее мифами рынка, вкладывая средства в покупку предприятий, управление которыми рассматривается как простой и понятный процесс, не требующий каких-либо специальных знаний. В настоящий момент среди таких компаний лидируют работающие в сфере услуг и автобизнеса, предприятия общепита.

Проблемы рынка готового бизнеса

За последние три года рынок готовых бизнесов, по большей части, сформировался. Для его окончательного структурирования осталось решить два насущных вопроса. Во-первых, необходимо создать профессию «бизнес-брокер». Очевидно, что она дополнит список свободных профессий, а ее представители, как и адвокаты, будут привлекать клиентов прежде всего своим «именем» и опытом работы. Во-вторых, оформление рынка должно довершить создание специализированного печатного издания. Интернет, несмотря на свое достаточно широкое распространение, пока не способен охватить всех потенциальных продавцов и покупателей – многие из них просто не имеют достаточных пользовательских навыков.

Кроме того, дальнейшее развитие рынка будет идти по пути разрешения назревших сейчас проблем. Ряд из них, такие как преобладание «серой» бухгалтерии, затрудняющей объективное описание бизнеса (составление инвестиционного плана), несовершенство закрепленных в законодательстве механизмов смены собственника, «зарегулированность» большинства процессов, снижающая ликвидность бизнеса, должны потерять актуальность в результате действий государства, ориентированных на создание благоприятных для развития предпринимательства условий. Субъекты рынка готового бизнеса в этом процессе будут представлены лишь как равные среди многих заинтересованных сторон. Однако есть проблемы, которые участники данного рынка должны будут решать самостоятельно.

Необходимо наладить взаимодействие между компаниями-консультантами и государственными и муниципальными органами поддержки и развития малого предпринимательства. В настоящий момент последние, несмотря на многочисленные обращения с предложениями о сотрудничестве, предпочитают игнорировать существование такой сферы деятельности как покупка-продажа действующих предприятий. За все время работы консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса» лишь 12 (0,7%) продавцов и покупателей обратились к ее услугам по рекомендации территориальных органов поддержки и развития малого предпринимательства. При этом и консалтинговые компании могут прожить без активного взаимодействия с соответствующими госструктурами, и госструктруры могут прожить без помощи консультантов. Беда в том, что без их сотрудничества не может прожить малый бизнес.

Еще одним необходимым шагом будет создание соответствующих компаний в регионах. В настоящий момент рынок готового бизнеса в большинстве из них не сформирован. Есть спрос и предложение на региональные предприятия, но некому их продавать. Здесь нельзя полагаться на «самозарождение» региональных бизнес-брокеров – московские профессионалы должны принять активное участие в формировании рынка готового бизнеса вне Москвы. На наш взгляд, этому будет способствовать начатая КГ «Магазин готового бизнеса» региональная программа, в рамках которой специалисты из субъектов РФ будут обучаться технологиям обеспечения сделок по покупке и продаже бизнеса, получат доступ к единой базе данных. Это, к тому же, поможет решить проблему формирования единого рынка готового бизнеса России, работающего в едином информационном пространстве по единым стандартам.

Оценка бизнеса – рекомендации покупателям

Еще одной актуальной для рынка готового бизнеса проблемой является оценка рыночной стоимости предприятия. Дело в том, что в России отсутствуют соответствующие стандарты оценки, а дилетантски установленная цена препяствует успешной продаже. Так, если продавец устанавливает на бизнес слишком высокую цену (так чаще всего и происходит в отечественной практике), то компания просто не будет продаваться, потеряет свою привлекательность для покупателя, даже если цен, в конечном счете, будет снижена. Если бизнес оценен слишком низко, продавец без необходимости теряет значительную сумму денег, которая может составлять существенную часть того, что он создавал много лет. Покупатель, напротив, рискует уплатить за бизнес чрезмерно высокую цену – компания принесет своему новому владельцу либо очень небольшую прибыль от капиталовложений, либо инвестор окажется неспособным оплатить кредиты, необходимые для финансирования приобретения.

В отличие от акционерной компании, стоимость которой может быть определена стоимостью ее акций, малый бизнес сложно оценить по ряду причин. Во-первых, малые компании страдают отсутствием документов, позволяющих оценить реальную прибыль предприятия. Во-вторых, малые бизнесы зачастую являются как бы продолжением своих владельцев, хозяин испытывает к нему определенную эмоциональную привязанность, затрудняющие объективную оценку бизнеса и приводящие к завышению цены. Наконец, поскольку стоимость бизнеса основана на том, какую прибыль он может принести под руководством покупателя, точное прогнозирование становится гипотетическим. Небольшие компании как производители прибыли исключительно неустойчивы – далеко не факт, что успешное функционирование бизнеса продолжится при смене собственника. В нашей практике есть немало примеров того, что объемы продаж и доходы компании увеличивались в несколько раз после смены собственника-управляющего. И, напротив, иногда приходится констатировать, что в прошлом успешные бизнесы терпят неудачу. Таким образом, оценка, с точки зрения предполагаемых будущих доходов, может выглядеть абсолютно по-разному для покупателя и продавца.

Процедура оценки бизнеса далека от строгих научных формул – не одно уравнение неспособно учесть всех факторов, которые должны быть приняты во внимание. Следует предостеречь от использования ряда традиционных подходов, удобных в силу простоты, но неприменимых для оценки бизнеса. Так, на наш взгляд, для оценки бизнеса неприменим сравнительный подход. Проблема в том, что в отличие от большинства других товаров бизнесы не могут быть подвергнуты точному сравнению. Так как доходы зависят от уникальных характеристик бизнеса, немногие предприятия имеют достаточное количество общих экономических черт для достоверного сравнения. Другой неудачной методикой, используемой для оценки малых бизнесов, является оценка каждого продаваемого актива, входящего в состав предприятия. Проблема здесь возникает при оценке гудвилл – нематериального актива, который может быть наиболее ценным из всех составляющих имущества предприятия.

В практике работы нашей компании мы пришли к выводу, что наиболее логичным индикатором стоимости бизнеса является его рентабельность. Данный метод оценки включает в себя три основных этапа.

1. Определите текущие доходы

«Реконструируйте» отчет о доходах продавца с целью определения реальной текущей производственной прибыли предприятия до уплаты налогов. При этом ключевое значение имеют именно текущие доходы, а не потенциал компании, способный влиять на стоимость, но лишь в качестве второстепенного фактора.

2. Установите размер приемлемой для Вас прибыли от инвестированного капитала.

На этом этапе установленные доходы переводятся в стоимость бизнеса. Здесь надо установить минимальный приемлемый для вас доход от капиталовложений. При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы претендуют на доход от капиталовложений в покупку бизнесов, работающих на арендованных площадях на уровне от 60 до 150% годовых в валюте. Для компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимости соответствующий показатель равен 20-50%. Но вам, в любом случае, необходимо установить свои собственные инвестиционные цели. К примеру, если бизнес приобретается с целью быстрой перепродажи со значительной прибылью, то можно претендовать на гораздо больший доход, получаемый не от непосредственных операций предприятия, а от его продажи.

3. Установите оценочный диапазон

Данный подход позволяет обеспечить широкий оценочный диапазон. Очевидно, что должна быть учтена стоимость активов – «чистый» денежный поток будет стоить меньше компании «обремененной» недвижимостью. В случае покупке бизнеса «в кредит» (с привлечением заемных ресурсов или оплатой покупки в рассрочку) возникает проблема инвестиций, относительно которых должны измеряться доходы. На наш взгляд, в качестве реальной инвестиции здесь следует рассматривать лишь первоначальный платеж, а затем измерять доходы, остающиеся после затрат на финансирование.

При этом надо учитывать, что стоимость не является синонимом цены – последняя отражает сумму, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить бизнес. Поэтому стоимость бизнеса является результатом его оценки с использованием рациональных экономических критериев, в то время как цена бизнеса определяется путем переговоров и зависит от внешних факторов. Единственная взаимосвязь между стоимостью и ценой заключается в том, что стоимость является отправной точкой для переговоров о цене.






 

 

Перепечатка материалов сайта без установки активной ссылки на сайт alti.ru запрещена.