Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Кредиты для малого и среднего бизнеса

Практически все банки сейчас обратили внимание на предпринимателей, на тех, кто еще совсем недавно был им не интересен, как клиент. На вопросы о перспективах развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса корреспонденту ИА «Клерк.Ру» ответила Наталья Голованова, начальник департамента малого и среднего бизнеса Русского Банка Развития.

Наталья, насколько активно сейчас предприниматели пользуются услугами кредитных учреждений?
В том случае, если требования банка понятны клиентам, а заявленные изначально условия и обещания выполняются, то предприниматели с готовностью становятся клиентами банков.

Как вы оцениваете состояние рынка кредитования малого и среднего бизнеса? Каковы перспективы его развития?
Прежде всего, хочу сказать, что небольшие фирмы и предприятия – основа любой успешной экономики, поэтому поддерживать их не просто выгодно, а необходимо. Сейчас в нашей стране малый и средний бизнес активно развивается, а для развития предпринимателям нужны средства. Поскольку есть спрос – будет и предложение.

Кредитование малого и среднего бизнеса интересно банкам. Например, в сравнении с потребительскими кредитами физическим лицам, это менее рискованные кредиты, а с точки зрения доходности - они находятся примерно на одном уровне. При хорошей диверсификации и контролируемом риске получается доходный бизнес с умеренным риском.

Направление кредитования малого и среднего бизнеса уже достаточно развито в Москве, а вот в регионах получить кредит предпринимателю – сложнее. Однако ситуация меняется. Банки упрощают процедуру предоставления кредитов, вводят новые программы. Например, в Русском Банке Развития подразделение по обслуживанию малого и среднего бизнеса появилось только в феврале 2006 года. Летом мы запустили целую программу – три вида кредитов с так называемыми аннуитетными платежами, кредитная линия, овердрафт и лизинг. С того момента только в Москве кредитами воспользовались порядка 150 клиентов. Портфель составляет 156 миллионов рублей. 73% заемщиков являются представителями малого бизнеса, 27% - среднего. 80% клиентов - собственники различных торговых точек, 6% - предприниматели, владеющие производственными мощностями, 11% заемщиков работают в сфере обслуживания.

Более того, отследив спрос на наши кредитные продукты, мы внесли изменения в кредитную политику банка. Увеличили сумму беззалогового кредитования и сроки кредитования. А в рамках программы овердрафтного кредитования максимальный лимит увеличился до 50% от среднемесячной суммы поступлений по расчетному счету заемщика. Вскоре мы предложим нашим клиентам приниципиально новый продукт для рынка, а пока открыли специализированное отделение для обслуживания малого и среднего бизнеса. В нем наши клиенты смогут не только воспользоваться расчетно-кассовым обслуживанием, но и проконсультироваться с кредитным инспектором и заполнить заявку на получение кредита.

По вашему мнению, процедура выдачи кредитов упростилась или стала сложнее?
Процедура предоставления кредитных средств, безусловно, упрощается. Банки стараются предоставить потенциальным заемщикам качественную услугу, а это не только сам продукт, но и скорость принятия решения, и индивидуальный подход к оценке бизнеса заемщика, обеспечению кредита.

Считается, что сегодня спрос на кредиты для малых и средних предприятий удовлетворен всего на 20%. В чем причины такого положения дел?
В отношениях между субъектами малого и среднего бизнеса и банков есть два нюанса. Предприниматели стараются обходиться без кредитов, поскольку считают, что банк им попросту не даст денег. Этот стереотип надо преодолевать. Что касается кредитных организаций – то многие не считают мелких и средних заемщиков цивилизованными и выгодными для себя. Однако если заемщик готов раскрыть финансовую информацию о своем бизнесе кредитному инспектору на этапе финансового анализа, если изначально кредитная заявка адекватна и соответствует по сумме, срокам и целевому назначению кредита настоящему этапу развития клиента, то решение о кредитовании, как правило, принимается положительное. Ведь любую кредитную заявку можно структурировать так, чтобы решение соответствовало ожиданиям клиента и не вело к возникновению дополнительных рисков у банка. В случае отсутствия этих двух условий, невозможно даже рассмотрение кредитной заявки, не говоря уже о принятии положительного решения.

Какие виды малого и среднего бизнеса, по вашему мнению, более всего нуждаются в кредитах?
Любое предприятие, вне зависимости от величины бизнеса и принадлежности к отрасли, может стать заемщиком банка, просто цели кредитования будут у всех разные. Кто-то пополняет оборотные средства, кто-то приобретает оборудование, осваивает новое направление и т.п. Все дело в продуктах предлагаемых банками, поэтому оценить, какие предприятия действительно нуждаются в кредитах, достаточно сложно, т.е. ответ будет сформирован не от реальных запросов клиентов, а от запросов (кредитных заявок) с которыми банки готовы работать.

Источник: www.klerk.ru