Кредиты для малого и среднего бизнеса
Практически все банки сейчас обратили внимание на предпринимателей, на
тех, кто еще совсем недавно был им не интересен, как клиент. На вопросы
о перспективах развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса
корреспонденту ИА «Клерк.Ру» ответила Наталья Голованова, начальник
департамента малого и среднего бизнеса Русского Банка Развития.
Наталья, насколько активно сейчас предприниматели пользуются услугами
кредитных учреждений?
В том случае, если требования банка понятны клиентам, а заявленные
изначально условия и обещания выполняются, то предприниматели с
готовностью становятся клиентами банков.
Как вы оцениваете состояние рынка кредитования малого и среднего
бизнеса? Каковы перспективы его развития?
Прежде всего, хочу сказать, что небольшие фирмы и предприятия – основа
любой успешной экономики, поэтому поддерживать их не просто выгодно, а
необходимо. Сейчас в нашей стране малый и средний бизнес активно
развивается, а для развития предпринимателям нужны средства. Поскольку
есть спрос – будет и предложение.
Кредитование малого и среднего бизнеса интересно банкам. Например, в
сравнении с потребительскими кредитами физическим лицам, это менее
рискованные кредиты, а с точки зрения доходности - они находятся
примерно на одном уровне. При хорошей диверсификации и контролируемом
риске получается доходный бизнес с умеренным риском.
Направление кредитования малого и среднего бизнеса уже достаточно
развито в Москве, а вот в регионах получить кредит предпринимателю –
сложнее. Однако ситуация меняется. Банки упрощают процедуру
предоставления кредитов, вводят новые программы. Например, в Русском
Банке Развития подразделение по обслуживанию малого и среднего бизнеса
появилось только в феврале 2006 года. Летом мы запустили целую программу
– три вида кредитов с так называемыми аннуитетными платежами, кредитная
линия, овердрафт и лизинг. С того момента только в Москве кредитами
воспользовались порядка 150 клиентов. Портфель составляет 156 миллионов
рублей. 73% заемщиков являются представителями малого бизнеса, 27% -
среднего. 80% клиентов - собственники различных торговых точек, 6% -
предприниматели, владеющие производственными мощностями, 11% заемщиков
работают в сфере обслуживания.
Более того, отследив спрос на наши кредитные продукты, мы внесли
изменения в кредитную политику банка. Увеличили сумму беззалогового
кредитования и сроки кредитования. А в рамках программы овердрафтного
кредитования максимальный лимит увеличился до 50% от среднемесячной
суммы поступлений по расчетному счету заемщика. Вскоре мы предложим
нашим клиентам приниципиально новый продукт для рынка, а пока открыли
специализированное отделение для обслуживания малого и среднего бизнеса.
В нем наши клиенты смогут не только воспользоваться расчетно-кассовым
обслуживанием, но и проконсультироваться с кредитным инспектором и
заполнить заявку на получение кредита.
По вашему мнению, процедура выдачи кредитов упростилась или стала
сложнее?
Процедура предоставления кредитных средств, безусловно, упрощается.
Банки стараются предоставить потенциальным заемщикам качественную
услугу, а это не только сам продукт, но и скорость принятия решения, и
индивидуальный подход к оценке бизнеса заемщика, обеспечению кредита.
Считается, что сегодня спрос на кредиты для малых и средних предприятий
удовлетворен всего на 20%. В чем причины такого положения дел?
В отношениях между субъектами малого и среднего бизнеса и банков есть
два нюанса. Предприниматели стараются обходиться без кредитов, поскольку
считают, что банк им попросту не даст денег. Этот стереотип надо
преодолевать. Что касается кредитных организаций – то многие не считают
мелких и средних заемщиков цивилизованными и выгодными для себя. Однако
если заемщик готов раскрыть финансовую информацию о своем бизнесе
кредитному инспектору на этапе финансового анализа, если изначально
кредитная заявка адекватна и соответствует по сумме, срокам и целевому
назначению кредита настоящему этапу развития клиента, то решение о
кредитовании, как правило, принимается положительное. Ведь любую
кредитную заявку можно структурировать так, чтобы решение
соответствовало ожиданиям клиента и не вело к возникновению
дополнительных рисков у банка. В случае отсутствия этих двух условий,
невозможно даже рассмотрение кредитной заявки, не говоря уже о принятии
положительного решения.
Какие виды малого и среднего бизнеса, по вашему мнению, более всего
нуждаются в кредитах?
Любое предприятие, вне зависимости от величины бизнеса и принадлежности
к отрасли, может стать заемщиком банка, просто цели кредитования будут у
всех разные. Кто-то пополняет оборотные средства, кто-то приобретает
оборудование, осваивает новое направление и т.п. Все дело в продуктах
предлагаемых банками, поэтому оценить, какие предприятия действительно
нуждаются в кредитах, достаточно сложно, т.е. ответ будет сформирован не
от реальных запросов клиентов, а от запросов (кредитных заявок) с
которыми банки готовы работать.
Источник: www.klerk.ru
© Alti.ru