Как стать мастер - франчайзи
Говоря о покупке франшизы, мы назовем этот вариант инвестиций как
business light, способ начать частную карьеру для тех, кто еще не вполне
готов к свободному предпринимательству. Людям, более склонным к
инициативе, франчайзинговый бизнес дает другую возможность. Можно стать
не просто франчайзи (покупателем франшизы), а мастер-франчайзи. Так
называют компании, выкупившие у франчайзеров (владельцев прав на марку)
право не только развивать бизнес своими силами, но и продавать франшизу
рядовым франчайзи на определенной территории. Мастер-франшиза может
подразумевать право действовать на всей территории России или даже СНГ.
Это право эксклюзивное.
Мастер - франчайзи в России чаще всего является партнером одной из
международных франчайзинговых сетей. Конечно, существуют плюсы и минусы
мастер-франчайзинга для предпринимателя.
Основным преимуществом являются возможность обладания на российском
рынке абсолютно новой идеей, концепцией, а также обучение и поддержка со
стороны опытного международного франчайзера.
Но есть и сложности. Как правило, в договоре мастер-франчайзинга
предусмотрено обязательство открыть собственное пилотное предприятие, на
основе практики которого франчайзинговая концепция затем адаптируется
под реалии российского рынка. Корректируются экономические параметры.
Меняется договорная база для продажи простой франшизы в соответствии с
российским законодательством.
Еще одна сложность состоит в том, что в случае покупки мастер - франшизы
ресторанной сети вы вынуждены принять на себя обязательство искать
российских поставщиков. Причем придется еще получать одобрение от
франчайзера на работу с ними. В случае покупки франшизы розничной сети
на плечи мастер-франчайзи ложится забота по организации поставок товара
из-за рубежа на всю будущую сеть. Причем это необходимо делать быстро,
так как в договоре обычно указывается график открытия новых предприятий,
несоблюдение которого может привести к потере эксклюзивных прав и
появлению в стране нового мастер-франчайзи.
Где ищут иностранного партнера? Лучший способ получить максимум
информации за минимальное количество времени — отправиться на одну из
ежегодных международных выставок. Самая крупная из них вот уже 15 лет
проводится в Вашингтоне и называется FranchiseExpo. В нынешнем году она
пройдет в июне. Cуществует также масса специализированных сайтов в
Интернете, где вы найдете предложения франчайзинговых сетей. Один из
таких сайтов, franchise.org, принадлежит Международной франчайзинговой
ассоциации (IFA).
Сложность общения с иностранцами может состоять в том, что они часто
имеют довольно смутное представление о положении дел в российской
бизнес-среде. И по этой причине изначально готовы предложить вам
стандартные для других развивающихся стран, но неприемлемые для России
условия покупки мастер-франшизы. Например, иностранцы могут быть склонны
к завышению количества предприятий в регионах, которые мастер-франчайзи
обязаны открыть в течение, допустим, первого года действия франшизы. И
попробуйте рассказать им про разницу в уровне жизни между Москвой и
провинцией.
Но в общем это вопрос переговоров. Они могут затянуться на месяцы. Вряд
ли стоит рассчитывать на какое-то особое отношение к вам как к
представителю бурно растущего российского рынка. Всплеска интереса к
нашей стране со стороны франчайзинговых сетей пока не заметно. С другой
стороны, нельзя сказать, что Россия — страна для франчайзеров
неинтересная. Отношение к нам ровное. Продажа мастер-франшиз на
территоррии России — бизнес, в котором спрос и предложение в данный
момент сбалансированы.
Источник: По материалам компании: FRANSH Стратегия роста
© Alti.ru