Заключаем валютную сделку: как
правильно?
Заключение сделок с иностранными партнерами не может обойтись без
открытия специального валютного счета. Казалось бы, какая разница, какой
счет открывать – рублевый или же валютный? Практика показывает что она
все-таки есть.
Для открытия валютного счета нужно представить в банк следующие
документы:
· заявление об открытии валютного счета;
· нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства
о государственной регистрации организации;
· карточки с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного
бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (два экземпляра, один из
них должен быть заверен нотариально);
· справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
· копию справки о присвоении организации статистических кодов;
· копию свидетельства из Фонда социального страхования о постановке на
учет;
· справку из банка, в котором открыт расчетный счет.
Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, копии
приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации).
Полный перечень бумаг, необходимых для открытия валютного счета, можно
уточнить в самом банке.
Бумажная «душа» счета
Типового бланка заявления на открытие валютного счета не предусмотрено,
поэтому каждый банк разрабатывает свою форму. Бланк заявления можно
получить непосредственно в кредитной организации, причем ее сотрудники
обязаны вам помочь с заполнением бланка. Заявление составляют в одном
экземпляре.
А вот для карточки с образцами подписей и оттиска печати уже
предусмотрен типовой бланк, форма которого утверждена указанием Банка
России от 21 июня 2003 г. № 1297-У.
По общему правилу банк принимает платежные документы к исполнению, если
их подписали два должностных лица организации. Как правило, это
руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись).
Однако на практике право подписывать банковские документы руководитель
может предоставить и другим работникам. Например, в одной фирме право
первой подписи принадлежало заместителю директора, а право второй
подписи – заместителю главного бухгалтера.
В карточке должны быть приведены образцы подписей всех должностных лиц,
которые имеют право подписывать платежные документы. Образцы подписей и
оттиска печати заверяют у нотариуса.
Если в компании нет работника, которому может быть предоставлено право
второй подписи (например, в штате отсутствует должность главного
бухгалтера), в карточке указывают только образец подписи руководителя
(первая подпись).
Обратите внимание, что если организация изменила название или в ней
сменились работники, имеющие право подписи, карточку нужно
незамедлительно переоформить.
Три вместо одного
Открытие валютного счета предполагает открытие трех счетов для учета
операций с иностранной валютой (Инструкция Банка России от 30 марта 2004
г. № 111-И). Так, на основании представленных документов банк откроет:
· текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении
организации (в том числе валютной выручки, оставшейся после ее продажи);
· транзитный валютный счет – для учета поступившей валютной выручки (до
ее продажи);
· специальный банковский счет – для учета операций с ценными бумагами,
кредитами и займами, которые получены или выданы иностранным партнерам в
валюте.
Об открытии валютного счета вы обязаны в течение семи дней сообщить в
вашу налоговую инспекцию, напоминают эксперты бератора «Практическая
энциклопедия бухгалтера».
Банковское обслуживание
Что касается расходов на открытие счета, то в бухучете они учитываются в
составе прочих и отражаются так:
Дебет 91-2 Кредит 51
– оплачены услуги банка по открытию валютного счета.
За последующие услуги банка по обслуживанию счета придется уплачивать
комиссию. Ее сумма устанавливается по взаимному соглашению между банком
и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Оплата может
производиться как в рублях, так и в валюте, причем банк вправе ее
удержать самостоятельно.
Пример
ЗАО «Экспорт» заключило договор на продажу продукции с американской
компанией Goods Ltd. на сумму 40 000 долл. США.
6 июля выручка поступила на валютный счет ЗАО «Экспорт». Сумма комиссии
банка составила 400 долл. США. В этот же день банк списал эту сумму со
счета «Экспорт».
Условно полагаем, что курс доллара США на эту дату составил 26 руб./USD.
Бухгалтер «Экспорт» сделает такие проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
1 400 000 руб. (40 000 USD х 26 руб./USD) – отражена выручка от продажи;
Дебет 52-1-2 Кредит 62
1 400 000 руб. (40 000 USD х 26 руб./USD) – зачислена выручка на
транзитный валютный счет;
Дебет 76 Кредит 52-1-2
14 000 руб. (400 USD х 26 руб./USD) – на основании выписки банка списана
сумма комиссии;
Дебет 91-2 Кредит 76
14 000 руб. – сумма комиссии учтена в составе прочих расходов.
В налоговом учете расходы фирмы на оплату услуг банка можно учесть как
расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264,
ст. 273, 320 НК) или внереализационные расходы (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).
Организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она
отнесет расходы на оплату услуг банков (п. 4 ст. 252 НК), прописав это в
учетной политике.
Источник: Федеральное агентство финансовой информации
© Alti.ru