Тренинги по сплочению коллектива:
стоит ли эффект затраченных усилий?
Тренинги по сплочению коллектива приобретают все большую популярность. И
это неудивительно, ведь известно, что компания, уделяющая пристальное
внимание командным принципам работы, преуспевает в бизнесе больше
других.
Продвинутые фирмы организуют для персонала спортивные состязания, походы
и игры... Однако остается открытым вопрос: почему подобные мероприятия
зачастую не приводят к желаемому эффекту?
Волшебное слово «команда»
Во многих фирмах существует четкая иерархия власти и ответственности, а
для слаженной работы разработаны ясные регламенты полномочий. Это, с
одной стороны, облегчает общее руководство и служит прекрасным
лекарством против хаоса. Но, с другой, четкое исполнение инструкций
иногда тормозит принятие решений, а также уменьшает количество
творческих, нестандартных действий. Понимая эту проблему, боссы ищут
выход в «командных методах работы». В этом случае четкие должностные
полномочия и даже границы профессиональных компетенций размываются,
ответственность берут на себя все, решения принимаются оперативно и
творчески на стыке различных знаний, опыта и возможностей.
Далеко не каждая группа может называться командой. Для этого люди должны
иметь общие цели, доверять друг другу, работать вместе или регулярно
взаимодействовать. А также: владеть отработанными процедурами
сотрудничества, продуманно взаимозаменять друг друга. Можно сказать, что
команда – это уже «сработавшаяся»группа. Что касается
взаимозаменяемости, то речь идет не о том, чтобы все члены команды
обладали равными возможностями и профессиональной квалификацией. Имеется
в виду распределение ответственности, информации и полномочий таким
образом, чтобы каждый участник смог побыть «дежурным командиром» и
научиться отвечать за все. Кстати, как уверяют психологи, большинство
людей потенциально готовы к работе в команде. Следует только правильно
организовать их деятельность.
Подводные камни
Отправляя своих сотрудников на командообразующий тренинг, руководителю
лучше не тешить себя иллюзиями и быть, что называется, морально готовым
к тому, что занятия не дадут результата. Рассмотрим причины
возникновения таких ситуаций. Во-первых, большинство боссов относятся к
мероприятиям в формате тим-билдинга как к модному веянию. Во-вторых, на
тренинг посылают не ту категорию служащих (зачем, спрашивается,
сплачиваться тем же бухгалтерам или технологам, которые, по сути, в
команде-то никогда на практике и не работают?
Именно поэтому прежде чем заказывать тренинг по командообразованию,
руководителю следует задуматься о том, какого результата он от него
ожидает, кто войдет в команду, в каких условиях она будет работать. Одно
дело, если директор стремится сплотить коллектив. Другое дело, если его
цель – сформировать передовую группу, которая исправит какие-то проблемы
на фирме. При этом нужно понимать, что пластырь под названием «дружный
коллектив» не панацея от всех бед. Более того, он может быть и опасным.
Представьте, вернувшись к своим будничным обязанностям после семинара, у
служащих откроются глаза на то, насколько плохо организовано
взаимодействие в их организации. Наверняка они начнут роптать. Отправив
же на командообразующее мероприятие группу сотрудников с высокими
аналитическими способностями, в итоге возникает риск столкновения с так
называемым «эффектом Аполлона». Его суть в том, что люди тратят много
времени на дебаты и с трудом принимают общее решение. Кому-то придется в
такой обстановке взять на себя роль лидера и ведущего дискуссии, в
противном случае команда станет неэффективной.
Таким образом, подбор кандидатов для группы мозгового штурма имеет
большое значение. Положительный эффект может быть достигнут только
тогда, когда в коллективе представлены сотрудники, ориентированные на
разные командные роли. Обычно таким отбором пренебрегают, и тренеру
приходится лепить «дружный» коллектив из числа присутствующих. Он
вынужден не принимать во внимание несовместимость работников, их
неготовность или нежелание работать вместе. Это пахнет искусственностью,
а липовый боевой дух недолговечен, поэтому неудивительно, что
долгожданный эффект быстро улетучивается после мероприятия. О длительном
результате можно будет говорить, если сотрудники органично вписываются в
команду и подходят друг другу.
Содержание мероприятий по тим-билдингу зависит еще и от размера команды.
Так, если людей в группе немного, то тренер концентрируется на следующих
вопросах:
– установление общих целей;
– развитие понимания различных командных ролей;
– правильное представление различных командных процессов, например
таких, как проведение совещаний;
– улучшение взаимоотношений между сотрудниками;
– прохождение командой этапов развития;
– создание синергии между участниками (совместное использование знаний и
усилий нескольких человек таким образом, чтобы они взаимно усиливались).
При этом приход нового члена или уход кого-либо из немногочисленной, но
сплоченной команды обязательно отражается на результате работы группы.
Когда число участников команды велико, речь идет о корпоративном
командообразовании. У этой формы работы свои приоритеты. Масштабные
тренинги организуют, как правило, в качестве праздничного мероприятия и
вне стен офиса. Основное внимание здесь будет уделяться не отдельным
участникам, а изменению корпоративной культуры. С помощью корпоративного
командообразования можно решить многие проблемы, связанные с
организационной структурой, а также ее особенностями; с общими для всех
сотрудников ценностями; с процессами коммуникации и взаимодействия между
группами, а также с общим языком, используемым в организации.
Таким образом, можно говорить о пяти основных причинах формирования
команды. Первая – руководитель стремится улучшить взаимодействие между
членами группы. Вторая – в компании планируется провести изменения.
Третья – фирма переходит к командному решению задач. Четвертая – есть
желание установить доверительные отношения в коллективе, улучшить
психологический климат. Пятая – необходимо ввести управление отдельными
проектами компании.
Источник: Федеральное агентство финансовой информации
© Alti.ru