Как определить на этапе собеседования,
подходит вам человек или нет?
Не раз приходилось слышать о процессе найма в других компаниях. А также
много отчаянных воззваний: "Наймом занимаюсь практически сам, не знаю,
то ли обращаться к рекрутинговым агентствам, то ли есть какой—то секрет,
где найти толковых людей?
Ошибка вот в чем: человек приходит на новую должность. Ему задают
стандартный вопрос: "Как вы себе представляете эту работу? Ту должность,
на которую Вы претендуете?" Ответ может быть адекватным, если только вы
приглашаете специалиста из подобной компании. А если нет? Тогда это
скорее тест на изобретательность и говорливость кандидата. Часто так
бывает, и на моей практике тоже, что некомпетентный, но
высокомотивированный человек становится куда более продуктивным
сотрудником, чем тот, кто пришел из аналогичной отрасли и вроде как в
курсе дел. Кроме этого, очень модными в последний год стали, так
называемые, "шоковые интервью". Обычно это выглядит так: человек
приходит на собеседование, где с ним абсолютно по—хамски обращаются,
устраивают постановочные ссоры и драки, ставят человека в щепетильные и
неудобные ситуации и т.д. Человек, который действительно знает себе
цену, просто повернется и уйдет. Ему уже не захочется "участвовать" в
клоунаде.
На самом деле, есть более простой способ получить действительно
достоверную информацию о человеке, спросив его не о том, что будет, а о
том, что было. Но, для начала разберемся, какие типы людей могут прийти
к вам на собеседование. Вот наиболее простая и эффективная
классификация:
1) Созидатели или люди—новаторы. Это люди, которые могут увидеть то, что
нуждается в улучшении, найти решение и воплотить его в жизнь. Таких
людей всего — 20%, но от них зависит 80% успеха. Найдя такого человека,
вы найдете своего рода "золотое руно" для вашей организации.
2) Делатели. Эти люди, как правило, не генерируют стратегические
решения, но они — хорошие исполнители. Их всего 60%.
3) Создатели проблем. В общей сложности их 20%. Такие люди мало
продуктивны, многие вообще ничего не производят, кроме сплетен и склок.
Они тянут организацию вниз и существуют, прячась за спинами "делателей"
и "созидателей".
Чтобы определить, из какой же категории к вам "приплыла рыба", задавайте
вопросы, относящиеся именно к прошлому опыту, о прошлых местах работы:
Спросите человека о его продукте на прошлом месте работы.
Возможно, понадобится прояснить, что такое продукт. Продукт — это
какая—либо законченная человеком вещь на его посту.
Вопрос может звучать так: "Каких результатов вы добились на предыдущем
месте работы?" или "Что было непосредственно вашим продуктом, и как от
него зависела работа других людей?" Пусть кандидат сформулирует продукт
своего предыдущего поста. Если он все равно затрудняется с ответом и
говорит больше о делании этого продукта, то он "делатель", и нужно
задавать вопросы для этого типа людей:
1) Как долго Вы проработали на этом месте?
2) В чем заключались Ваши основные обязанности?
3) Доволен ли был Вашей работой Ваш руководитель?
Если человек до этого нигде не работал, спросите его, что в его жизни
было такого, чем он мог бы годиться. Пусть расскажет о своих достижениях
Очень хороший вопрос о рекомендациях.
"Есть ли кто—то, кто мог бы подтвердить Ваши результаты?"
Здесь можно сразу понять, даже не общаясь с его бывшим начальством,
насколько правдивы слова претендента. Если к вам приходит некий
Тяпкин—Ляпкин и расписывает себя как Наполеона, при этом, говоря, что
начальство у него было никудышнее, и вообще все уехали за границу и
никого не застать, то, скорее всего он врет и на прошлом месте работы
были проблемы. Стоит проверить правдивость слов. Поэтому позвонив и
подтвердив, что этот человек в действительности соответствует своей
фамилии — Тяпкин—Ляпкин и делает все тяп—ляп, то он "создатель проблем",
и не стоит такого претендента брать на работу.
Вопрос о продукте и рекомендациях следует задавать по трем последним
местам работы.
И еще одно ценное данное, или даже несколько.
Вопросы про мотивацию.
Существует определенная шкала мотивации кандидата для работы. Уровень
мотивации кандидата по отношению к желаемой вакансии находится в
пределах этой шкалы, на каком—то из ее уровней или между ними.
1) Самый низкий уровень мотивации — Деньги.
Если спросить человека: "Для чего Вам нужна работа?" На этом уровне
мотивации он ответит — ради денег. Деньги — это хорошо. Хорошо, когда их
много. Деньги — это главное.
2) Немного более высокий уровень — Личная выгода. Кандидат на должность
может сказать, что ему нужен опыт работы, или его цель — много
путешествовать, поэтому ему подходит такой график, или ему важны
социальные блага: страховка, льготы, близость метро или "чтобы жена не
доставала" и т.д.
Вариант, что ему нужны деньги, чтобы улучшить жилищные условия, тоже
попадает в категорию ЛИЧНОЙ ВЫГОДЫ.
Человек с первым и вторым уровнем мотивации ориентирован больше
получать, чем отдавать, он не готов делать вклад, давать больше, чем
ожидается. От него нельзя ожидать инициативы и принятия большей
ответственности.
4) Третий уровень мотивации — Личная убежденность. Личная убежденность
человека складывается из его личных достижений. Например, кандидат
говорит: "Я хочу работать продавцом, потому что мне нравится общаться с
людьми, мне нравится помогать людям сделать правильный выбор, я не боюсь
строптивых клиентов".
5) И, наконец, самый высокий уровень мотивации — Долг. Это уровень
личной ответственности. У человека есть понимание, что он ответственен
за других людей, за их успехи, благополучие, ответственен за данные
обещания, за передаваемые ему полномочия и т.д. Такой человек не спасует
перед трудностями. Этот уровень мотивации обычно у тех, кто "у руля".
Человек с третьим или четвертым уровнем мотивации будет ориентирован
больше отдавать, чем получать. Он готов делать больше, чем ожидается.
Для определения мотивации задайте кандидату следующие вопросы:
Для чего Вам нужна работа?
Задавая этот вопрос, повторяйте его снова и снова.
Например:
— Для чего Вам нужна работа?
— Деньги зарабатывать.
В действительности, нужно удостовериться в точности ответа — ДЕНЬГИ.
Продолжайте задавать вопросы, пока человек не ответит действительно то,
что думает. Добейтесь правдивого ответа.
—А для чего вам нужно зарабатывать деньги?
— Чтобы купить квартиру, и ищу работу, чтобы зарплата позволила взять
кредит.
В случае такого ответа, мотивация — ЛИЧНАЯ ВЫГОДА.
Следующий вопрос поможет Вам подтвердить ваши выводы:
Что Вам нравится в работе?
Если у Вас еще остались сомнения, вернитесь к первому вопросу.
Третий вопрос поможет окончательно подвести итог:
Чем бы Вы занимались, если бы у Вас это было?
И последнее:
Бросьте вызов.
Например: "Вы готовы в следующем месяце поднять уровень продаж на 10
%?". Человек с мотивацией выше личной выгоды, примет вызов и
действительно сделает все, чтобы его выполнить.
Важно: не искажать вопросы, не добавлять других вопросов.
Возьмите эти вопросы за правило, обучите своего менеджера по персоналу,
пусть он выучит их как "Отче наш". И перестаньте, в конце концов,
подбирать тех, от кого отказались до вас.
А плаксивые доводы отдела персонала в отношении непродуктивных
сотрудников: "Ну, должны же эти люди где—то работать", оставьте для
конкурентов.
Источник: Клерк.ру
© Alti.ru