Как обнаружить саботаж работников и
справиться с ним?
Как распознать саботаж персонала и что предпринять, чтобы ваш бизнес
заработал в правильном направлении?
Итак, что видит руководитель, когда сталкивается с возможным саботажем
персонала? В компании ведется какая-то работа, но нет видимых
результатов. В компаниях, действительно, часто встречается такая
ситуация, когда сотрудники создают видимость работы, и они при этом
могут быть очень заняты созданием этой видимости, но компания не
получает никаких результатов от их деятельности. Однако в подобных
ситуациях основной причиной отсутствия результатов является не саботаж,
а непонимание сотрудниками своих функций и плохая организация
взаимодействия между сотрудниками. Это не саботаж, здесь нет умышленного
неисполнения обязанностей, это плохая организация деятельности. Такие
ситуации исправляются и предотвращаются созданием правильной структуры
компании, созданием понятных должностных инструкций для всех
сотрудников, прояснением с сотрудникам их обязанностей и проверкой этих
знаний.
А вот другая ситуация. Руководитель буквально круглосуточно старается
развить свой бизнес, прилагая все свои усилия, а бизнес стоит на месте
или даже уменьшается. Тогда скорее всего в компании можно обнаружить
человека или группу, которая прикладывает не меньше усилий, чтобы свести
на нет усилия руководителя и развалить бизнес. Это действительно можно
назвать саботажем.
В основе саботажа лежит несогласие. В компании есть кто-то, кто
несогласен с деятельностью руководства. И этот кто-то недостаточно смел,
чтобы выражать свое несогласие или противодействовать открыто. Причем,
чем более правильные и ведущие к процветанию компании действия
осуществляет руководство, тем большее несогласие возникает у этих людей.
Такие люди, как правило, сами не являются видимыми участниками саботажа,
они даже могут не находиться в группе, которая замечена в саботаже. Они
находятся как-бы в стороне, их противодействие скрыто и замаскировано.
Компания – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность. Как
правило эта совместная деятельность направлена на достижение каких-то
целей, которые известны и с которыми согласились все члены компании. Но
иногда в компании оказываются люди, усилия которых направлены в
противоположную сторону, их основная задача помешать компании в
достижении целей. И один из их инструментов это столкнуть одну часть
компании с другой, так они могут нанести больший ущерб при наименьших
собственных усилиях. Для этого они разжигают в компании конфликт.
Закон третей стороны
Что представляет из себя конфликт? Конфликт - столкновение
противоположных интересов, взглядов, стремлений. В любой деятельности, в
которой задействовано несколько человек всегда существует несколько
точек зрения, столько сколько участников этой деятельности. И эти точки
зрения могут очень сильно различаться, но каждая из них является
правильной для того, кому она принадлежит. Иногда в группе наблюдается
столкновение противоположных взглядов и в результате возникает конфликт,
каждый стремится отстоять свою правоту. Но этот конфликт длится ровно до
тех пор, пока стороны не придут к согласию. Основной инструмент здесь –
общение. Два любых нормальных человека, две любые группы всегда могут
прийти к согласию в результате общения, пусть даже это будет достаточно
длительный процесс общения. Все на самом деле так просто – универсальный
рецепт для разрешения конфликтов – общение.
Однако существует одна интересная разновидность конфликтов – это
непрекращающиеся конфликты. Они могут существовать очень долго, несмотря
на усилия сторон прийти к согласию. Стороны могут приходить к некоторому
согласию, но через очень короткое время конфликт возникает вновь.
Складывается ощущение, что существует что-то еще, не зависящее от
решения сторон, что-то (или кто-то), что заставляет конфликт
продолжаться.
В середине прошлого века, американский исследователь и философ Рон
Хаббард открыл и сформулировал интереснейший закон, называемый законом
третей стороны: «Для того чтобы конфликт существовал, в любой ссоре
должна присутствовать неизвестная третья сторона... Третья сторона – это
тот, кто создает посредством ложных сообщений раздоры между двумя
людьми, человеком и группой или между двумя группами.» Это универсальный
закон, он применим к любой группе: семье, компании, государству.
Существует также стандартная технология обнаружения третьей стороны и
разрешения такого рода конфликтов, эта технология дает превосходные
результаты.
Найти и обезвредить
Если вы как руководитель столкнулись в своей компании с саботажем, то
вам может показаться, что вся компания против вас. И в подобной ситуации
руководитель часто видит только одно решение – уволить всех. На самом
деле это не лучшее решение. Основная часть ваших сотрудников – это
нормальные, достаточно продуктивные и желающие работать люди. За
саботажем, как правило, стоит один или несколько человек, которые
настраивают группу против вас и, не исключено, что и вас против группы.
Это та самая третья сторона.
Возможно вы наблюдали ситуацию, когда какой-то «доброжелатель»
рассказывает вам что-то плохое о других сотрудниках компании, и о том,
что они не довольны вами или состоянием дел в компании. При этом сам
«доброжелатель» подчеркивает, что он то как раз занимает вашу сторону. А
потом этот же трюк он проделывает с группой: говорит им, что руководство
несправедливо или неправильно поступает, а он целиком и полностью на
стороне группы. Таким образом, «доброжелатель» придумывает и
распространяет негативную информацию в обе стороны. При этом он сам
остается вне подозрений, каждая из сторон считает его «своим парнем».
Это один из примеров того, как действует третья сторона. Конечно это
упрощенный пример, в жизни тот, кто выступает в роли третей стороны,
действует более тонко и изобретательно. И он часто добивается своей
цели: результат его деятельности наносит и материальный, и моральный
ущерб компании.
Именно этого «доброжелателя» и необходимо обнаружить. А затем расстаться
с ним как можно быстрее и в рамках трудового законодательства. Причем
желательно снабдить его осложняющей дальнейшее трудоустройство записью в
трудовой книжке.
Профилактика
Предлагаемая краткая программа поможет повысить уровень согласия в
компании и предотвратить возникновение саботажа, а, главное, повысить
продуктивность компании и сотрудников.
Проясните цели и политику вашей компании и добейтесь, чтобы сотрудники
их узнали и поняли.
Реорганизуйте кадровую политику компании так, чтобы разрушительно
настроенным личностям было сложно стать сотрудниками компании. Обучите
специалиста по кадрам, чтобы он мог обнаруживать их еще в период
испытательного срока.
Добейтесь, чтобы сотрудники знали и понимали свои функции и свои
обязанности.
Чаще общайтесь с сотрудниками лично.
Не скрывайте от сотрудников проблемы, существующие в компании. Пусть они
получат эту информацию от вас, а не в виде сплетен. Вовлеките группу в
решение этих проблем, совместно решенные проблемы создают команду.
Не делайте работу за своих сотрудников, позвольте им тоже вносить свой
вклад в деятельность компании. Это восстановит у сотрудников чувство
гордости и причастности к успехам компании. И недоброжелателям сложно
будет расколоть такую компанию.
Начните регулярно (в идеале еженедельно) проводить собрания всей
компании, на которых подводятся итоги предыдущего периода,
рассказывается о хороших новостях, победах и успехах компании и ставятся
цели на следующий период.
Возможно некоторые пункты вам покажутся сложными для выполнения. Но
выполнив их, вы обнаружите, что в компании стало больше согласия,
основная часть сотрудников вас полностью поддерживает и готова к новым
совместным победам. И вы буквально ощутите, что в компанию снова
вернулась жизнь!
Источник: Клерк.ру
© Alti.ru