Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Франчайзинг на «упрощенке»: есть ловушки!

Начинающим бизнесменам найти свою нишу на рынке не так просто, а потому многие из них предпочитают купить франшизу. Однако для компании, применяющей УСН, за преимуществами фирмы-полуфабриката кроются немалые учетные ловушки.

По сути, договор франчайзинга приравнивается к коммерческой концессии. Согласно данному контракту одна сторона (правообладатель, он же франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю, он же франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК). Участниками подобного соглашения могут быть исключительно коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Если вы входите в одну из объявленных категорий, то приобретение франшизы — вполне доступная сделка.


При заключении рассматриваемого договора фирма, вне зависимости от применяемого режима, должна убедиться, что в нем четко прописаны обязательные условия. А именно: предоставление права на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения франчайзера, допуск к секретной коммерческой информации, а также право на использование товарного знака, знака обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 1027 Гражданского кодекса перечисленные права предоставляются франчайзи либо на определенный срок, либо без указания такового.

Естественно, договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации (ст. 1028 ГК), которая осуществляется в налоговом органе по месту регистрации франчайзера. На практике последний зачастую является иностранной компанией. В такой ситуации «отметиться» необходимо по месту регистрации франчайзи. Порядок данной процедуры утвержден приказом МНС от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730.

Вышеуказанным приказом также установлен перечень документов, необходимых для регистрации. В этот список вошли:

— заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;

— документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;

— копия документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);

— два экземпляра описи представленных документов.

Основная масса франчайзеров имеет свой товарный знак, и если фирма имеет дело именно с таким правообладателем, то стоит позаботиться и о регистрации в Роспатенте (подп. 7 п. 6 Положения о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденного постановлением правительства от 19 августа 1997 г. № 1203).

Каждому покупателю франшизы полагается знать, что его партнер должен не только снабдить названием фирмы. После подписания договора у франчайзера возникает множество других обязанностей, а именно:

— передать компании-франчайзи всю техническую и коммерческую документацию;

— предоставить сведения, необходимые для осуществления переданных прав;

— оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

— контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании данного договора.

Также компания должна уяснить для себя, что она в дальнейшем будет обязана неукоснительно соблюдать инструкции правообладателя по использованию предоставленного комплекса исключительных прав.

Итак, компания взвесила все «за» и «против» и приняла окончательное решение о покупке франшизы. Каждый бухгалтер фирмы на «упрощенке» знает, что учитывать расходы в целях исчисления единого налога вправе только те организации и предприниматели, которые избрали в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы». Это означает, что те коммерсанты, которые к указанной категории не относятся, при покупке франшизы все затраты будут оплачивать из собственного кармана.

Однако, даже имея право уменьшать налоговую базу на расходы, новоявленный франчайзи может учесть с этой целью отнюдь не все затраты.

Стоит отметить, что фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие «прелести» франшизы являются средствами индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг. Исключительные права на все это относятся к интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК), которая в свою очередь считается нематериальным активом (п. 4 ПБУ 14/2000, утвержден приказом Минфина от 16 октября 2000 № 91н). Немаловажен тот факт, что по договору франчайзинга предоставляется именно право использовать принадлежащие франчайзеру объекты исключительных прав — передачи (уступки) не происходит. В связи с этим, НМА, полученные в пользование, компания должна учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000). В рабочем плане счетов организации можно предусмотреть забалансовый счет «Исключительные права, полученные в пользование по договору коммерческой концессии».

Идем дальше. Затраты «упрощенцу» можно учесть только в том случае, если они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК). Точнее говоря, они должны быть обоснованны (экономически оправданны), направлены на получение дохода, подтверждены документами, оформлены в соответствии с законодательством. Есть и еще одно условие: налоговую базу по единому налогу уменьшают только те расходы, которые фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК). Ну и конечно, произведенные траты должны содержаться в перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса.

Если в договоре предусмотрено, что расходы на госрегистрацию оплачивает компания-франчайзи, то стоит уделить внимание и их учету. Начнем с того, что госпошлина за государственную регистрацию рассматриваемого контракта предусмотрена подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса. Что касается пошлин при обращении в Роспатент, то они взимаются в порядке, установленном статьей 33 Патентного закона от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 и статьей 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Размер платежей определен в постановлении правительства от 12 августа 1993 г. № 793.

Но, к сожалению, в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса ни о плате за государственную регистрацию договора, ни о патентных пошлинах не упомянуто. Соответственно, фирма, применяющая УСН, не сможет включить данные затраты с состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

Далее рассмотрим самый главный расход. Речь идет о паушальном платеже — первоначальном единовременном перечислении франчайзеру за выкуп права пользования его торговой маркой. Само собой разумеется, его размер в первую очередь зависит от «раскрученности» бренда и от доходности покупаемого вида деятельности. В среднем за право пользования торговой маркой франчайзеры запрашивают от 5 до 100 тысяч долларов. Суммы отнюдь не маленькие, но с ними дело обстоит так же, как и в случае с регистрацией. И начинающий «упрощенный» франчайзи будет вынужден заплатить правообладателю из своего кармана, не учитывая данные траты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

Таким образом, решив связать себя узами франчайзинга, компании стоит приготовиться к немалым инвестициям.

Источник: franch-pro.ru