Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Рассрочка платежа: как правильно оформить?

Как поступить, если компания испытывает необходимость в дорогостоящем оборудовании, но выложить разом кругленькую сумму не может? Выход – рассрочка платежа.

Дабы не связываться с кредитными отношениями, есть вариант договориться с поставщиком о рассрочке. Однако не стоит забывать, что кроме удобства оплаты подобный маневр приведет и к некоторым трудностям для бухгалтера.

Рассрочка при методе начисления

Компании, применяющие при определении прибыли метод начисления, не почувствуют особого дискомфорта при учете основных средств, приобретенных с рассрочкой платежа. Ведь их расходы, уменьшающие «прибыльную» базу, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты (п. 1 ст. 272НК).

Если право собственности на основное средство переходит к фирме-покупателю в момент получения от продавца, то фирма-покупатель должна совершить следующие действия:

– признать основное средство амортизируемым имуществом;

– сформировать первоначальную стоимость основного средства. Напомним, что в нее включаются: стоимость приобретения, которая установлена в договоре купли-продажи, затраты на доставку, монтаж и наладку, а также другие расходы, связанные с приобретением основного средства;

– определить срок полезного использования;

– начать начисление амортизации со следующего месяца после ввода в эксплуатацию.

В договоре купли-продажи также может быть предусмотрено, что переход права собственности на имущество происходит после его полной или частичной оплаты. Эксперты журнала «Московский бухгалтер» отмечают, что в данном случае вышеперечисленные действия компания совершит, выполнив условия по договору в полном объеме.

Пример

ООО «Престиж», применяющее общую систему налогообложения (метод начисления), покупает оборудование с рассрочкой платежа (равными частями в течение 3 месяцев). Моментом перехода права собственности является момент получения ОС от продавца. Стоимость оборудования составляет 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 915 руб.) Для установки оборудования наняли специалиста, стоимость услуг которого составила 24 000 руб. (услуги без НДС).

Бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

– 305 085 руб. – принят на учет объект основных средств;

Дебет 19 Кредит 60

– 54 915 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная продавцом;

Дебет 68 Кредит 19

– 54 915 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 24 000 руб. – оплачены услуги по установке оборудования;

Дебет 08 Кредит 60

– 24 000 руб. – стоимость услуг по установке оборудования включена в первоначальную стоимость;

Дебет 01 Кредит 08

– 329 085 руб. – оборудование введено в эксплуатацию;

Дебет 60 Кредит 51

– 120 000 руб. – оплачено оборудование (ежемесячно в течение 3-х месяцев).

Нюансы кассового метода

Особенность кассового метода заключается в том, что затраты можно признать при расчете налога на прибыль лишь после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК). При этом фирмы имеют право на применение данного метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК).

Учитывая положения Налогового кодекса, организация будет списывать стоимость ОС только после его полной оплаты. Когда же этот счастливый момент наступит, фирма сделает следующее:

– сформирует первоначальную стоимость основного средства исходя из фактически оплаченных сумм;

– определит срок полезного использования объекта;

– начнет начисление амортизации со следующего месяца после ввода в эксплуатацию ОС.

Наряду с этим необходимо иметь в виду, что законодательством допускается только амортизация оплачиваемого амортизируемого имущества, которое используется в производстве (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК).

НДС к вычету

Покупая основное средство, не стоит забывать и о налоге на добавленную стоимость. Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные фирме в отношении товаров, приобретаемых для облагаемых этим налогом операций. Кстати, получить вычет можно и в суммах НДС, уплаченных подрядным организациям, которые проводили сборку (монтаж) основных средств (п. 6 ст. 171 НК). Мало того, вернуть удастся и тот налог, который был перечислен при покупке материалов для выполнения подрядчиками различного рода работ. Естественно, в любом случае дело не обойдется без счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК).

Теперь рассмотрим специфику НДС при разных методах признания доходов (расходов). Так, если фирма работает «по начислению» и при покупке право собственности переходит в момент «переезда» к ней основного средства, то и счет-фактуру вместе с накладной она получит при получении ОС. Следовательно, компания сможет сразу заявить НДС к вычету. Только вот в том случае, если при приобретении имели место особые условия «овладения» ОС (например, после оплаты), со счетом-фактурой придется немного потерпеть. Фирма дождется его лишь после перехода права собственности.

Что же касается кассового метода, то организация может получить вычет в полном объеме лишь после принятия основного средства на учет, опять же при условии его использования для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. В данном случае понятие «принять на учет» следует трактовать согласно ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). Пункт 7 данного нормативного акта гласит, что ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, то есть вычет будет доступен только после ее формирования.

«Упрощенные» сложности

Ситуация гораздо усложняется, если фирма применяет УСН. Подливают масло в огонь представители Минфина, которые по своему обыкновению периодически издают противоречащие друг другу письма. Например, в письме от 4 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/89 чиновники рекомендовали списывать в расходы затраты на приобретение основных средств только после их полной оплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. Аналогичная позиция нашла свое отражение и в письме от 25 мая 2007 г. № 03-11-04/2/140. Однако ранее Минфин позволял «упрощенцам» уменьшать «единую» базу на суммы частичной оплаты за ОС (письмо Минфина от 26 июня 2006 г. № 03-11-04/2/129).

Дышать стало немного свободнее после выхода в свет Закона от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ. Новым документом были внесены изменения в пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. В соответствии с поправками с 1 января 2008 года фирмы, применяющие УСН, получат право списывать расходы на приобретение, сооружение или изготовление основных средств полностью в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Тем не менее до наступления часа икс компаниям придется согласиться с последним мнением Минфина и ждать полной оплаты имущества, либо обращаться за поддержкой к служителям Фемиды.

Источник: Федеральное агентство финансовой информации