Рассрочка платежа: как правильно
оформить?
Как поступить, если компания испытывает необходимость в дорогостоящем
оборудовании, но выложить разом кругленькую сумму не может? Выход –
рассрочка платежа.
Дабы не связываться с кредитными отношениями, есть вариант договориться
с поставщиком о рассрочке. Однако не стоит забывать, что кроме удобства
оплаты подобный маневр приведет и к некоторым трудностям для бухгалтера.
Рассрочка при методе начисления
Компании, применяющие при определении прибыли метод начисления, не
почувствуют особого дискомфорта при учете основных средств,
приобретенных с рассрочкой платежа. Ведь их расходы, уменьшающие
«прибыльную» базу, признаются таковыми в том отчетном периоде, к
которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты (п. 1
ст. 272НК).
Если право собственности на основное средство переходит к
фирме-покупателю в момент получения от продавца, то фирма-покупатель
должна совершить следующие действия:
– признать основное средство амортизируемым имуществом;
– сформировать первоначальную стоимость основного средства. Напомним,
что в нее включаются: стоимость приобретения, которая установлена в
договоре купли-продажи, затраты на доставку, монтаж и наладку, а также
другие расходы, связанные с приобретением основного средства;
– определить срок полезного использования;
– начать начисление амортизации со следующего месяца после ввода в
эксплуатацию.
В договоре купли-продажи также может быть предусмотрено, что переход
права собственности на имущество происходит после его полной или
частичной оплаты. Эксперты журнала «Московский бухгалтер» отмечают, что
в данном случае вышеперечисленные действия компания совершит, выполнив
условия по договору в полном объеме.
Пример
ООО «Престиж», применяющее общую систему налогообложения (метод
начисления), покупает оборудование с рассрочкой платежа (равными частями
в течение 3 месяцев). Моментом перехода права собственности является
момент получения ОС от продавца. Стоимость оборудования составляет 360
000 руб. (в т. ч. НДС – 54 915 руб.) Для установки оборудования наняли
специалиста, стоимость услуг которого составила 24 000 руб. (услуги без
НДС).
Бухгалтер сделает следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
– 305 085 руб. – принят на учет объект основных средств;
Дебет 19 Кредит 60
– 54 915 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
– 54 915 руб. – принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 24 000 руб. – оплачены услуги по установке оборудования;
Дебет 08 Кредит 60
– 24 000 руб. – стоимость услуг по установке оборудования включена в
первоначальную стоимость;
Дебет 01 Кредит 08
– 329 085 руб. – оборудование введено в эксплуатацию;
Дебет 60 Кредит 51
– 120 000 руб. – оплачено оборудование (ежемесячно в течение 3-х
месяцев).
Нюансы кассового метода
Особенность кассового метода заключается в том, что затраты можно
признать при расчете налога на прибыль лишь после их фактической оплаты
(п. 3 ст. 273 НК). При этом фирмы имеют право на применение данного
метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от
реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превысила одного
миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК).
Учитывая положения Налогового кодекса, организация будет списывать
стоимость ОС только после его полной оплаты. Когда же этот счастливый
момент наступит, фирма сделает следующее:
– сформирует первоначальную стоимость основного средства исходя из
фактически оплаченных сумм;
– определит срок полезного использования объекта;
– начнет начисление амортизации со следующего месяца после ввода в
эксплуатацию ОС.
Наряду с этим необходимо иметь в виду, что законодательством допускается
только амортизация оплачиваемого амортизируемого имущества, которое
используется в производстве (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК).
НДС к вычету
Покупая основное средство, не стоит забывать и о налоге на добавленную
стоимость. Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса, вычетам
подлежат суммы НДС, предъявленные фирме в отношении товаров,
приобретаемых для облагаемых этим налогом операций. Кстати, получить
вычет можно и в суммах НДС, уплаченных подрядным организациям, которые
проводили сборку (монтаж) основных средств (п. 6 ст. 171 НК). Мало того,
вернуть удастся и тот налог, который был перечислен при покупке
материалов для выполнения подрядчиками различного рода работ.
Естественно, в любом случае дело не обойдется без счета-фактуры (п. 1
ст. 172 НК).
Теперь рассмотрим специфику НДС при разных методах признания доходов
(расходов). Так, если фирма работает «по начислению» и при покупке право
собственности переходит в момент «переезда» к ней основного средства, то
и счет-фактуру вместе с накладной она получит при получении ОС.
Следовательно, компания сможет сразу заявить НДС к вычету. Только вот в
том случае, если при приобретении имели место особые условия «овладения»
ОС (например, после оплаты), со счетом-фактурой придется немного
потерпеть. Фирма дождется его лишь после перехода права собственности.
Что же касается кассового метода, то организация может получить вычет в
полном объеме лишь после принятия основного средства на учет, опять же
при условии его использования для осуществления операций, подлежащих
обложению НДС. В данном случае понятие «принять на учет» следует
трактовать согласно ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина от 30 марта
2001 г. № 26н). Пункт 7 данного нормативного акта гласит, что ОС
принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, то есть
вычет будет доступен только после ее формирования.
«Упрощенные» сложности
Ситуация гораздо усложняется, если фирма применяет УСН. Подливают масло
в огонь представители Минфина, которые по своему обыкновению
периодически издают противоречащие друг другу письма. Например, в письме
от 4 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/89 чиновники рекомендовали списывать в
расходы затраты на приобретение основных средств только после их полной
оплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса.
Аналогичная позиция нашла свое отражение и в письме от 25 мая 2007 г. №
03-11-04/2/140. Однако ранее Минфин позволял «упрощенцам» уменьшать
«единую» базу на суммы частичной оплаты за ОС (письмо Минфина от 26 июня
2006 г. № 03-11-04/2/129).
Дышать стало немного свободнее после выхода в свет Закона от 17 мая 2007
г. № 85-ФЗ. Новым документом были внесены изменения в пункт 2 статьи
346.17 Налогового кодекса. В соответствии с поправками с 1 января 2008
года фирмы, применяющие УСН, получат право списывать расходы на
приобретение, сооружение или изготовление основных средств полностью в
последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных
сумм.
Тем не менее до наступления часа икс компаниям придется согласиться с
последним мнением Минфина и ждать полной оплаты имущества, либо
обращаться за поддержкой к служителям Фемиды.
Источник: Федеральное агентство финансовой информации
© Alti.ru