Франчайзинг: уже
готовый бизнес
Не тратиться на рекламу, не бороться с конкурентами, а просто получать
прибыль под уже известным именем. Это – голубая мечта многих
потенциальных бизнесменов, которая, впрочем, легко может стать
реальностью.
Франчайзинг, или договор коммерческой концессии, как он именуется в
российском законодательстве, предполагает, что одна сторона
(правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за
вознаграждение право использовать торговую марку, бренд и т. д. (ст.
1027 ГК) Договор может быть срочным или бессрочным.
Виды франчайзинга
Различают три основных вида франчайзинга в зависимости от того, какие
права предоставляются в пользование. Самый простой и один из самых
распространенных – товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу
продукции, производимой франчайзером (правообладателем) и маркированной
его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или
косметики. Как правило, франчайзи (правополучатель) ведет и
послепродажное обслуживание этой продукции.
Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть
заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной
технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер
обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет
непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид
франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных
напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по
отношению к основной компании.
Сервисный франчайзинг характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи
приобретает право заниматься определенным видом деятельности под
торговой маркой компании-правообладателя, которая передает ему в
пользование сразу несколько запатентованных ею прав. И при этом
франчайзи уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения
продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети
быстрых закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна
соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная
одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в
приготовлении блюд).
Взаимовыгодная концессия
Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии
присутствуют две стороны, одна из которых является владельцем
«раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать. При
этом обе стороны могут быть как коммерческими организациями, так и
индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 1027 ГК).
Для крупных компаний коммерческая концессия является прекрасной
возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом
франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право
работать под его маркой. Для франчайзи это – шанс открыть собственный
бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с
уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме
того, франчайзер обучает сотрудников фирмы-франчайзи методам работы и
гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом
провополучатель не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая
репутация «защищена именем» компании-франчайзера. Нередко фирма –
получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные
кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по
кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с
банками соглашение о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более
выгодных, условиях.
Условности договора
Договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК).
Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ
Минфина от 12 августа 2005 г. № 105н). Если франчайзером по соглашению
выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой
инспекцией компании-пользователя.
Если предметом договора является передача авторского права, прав на
изобретение, полезных моделей и т. д., то такое соглашение должно быть
зарегистрировано еще и в Роспатенте в соответствии с приказом
Российского агенства по патентам и товарным знакам от 29 апреля 2003 г.
№ 64.
Вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут
быть выплачены в форме фиксированных разовых платежей или периодических
(роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки,
наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для
перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030
ГК).
Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что договором
коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения
прав сторон. Например, в нем может быть прописано обязательство
правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на
закрепленной за франчайзи территории.
Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные
договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока
действия договора, и даже на какой-то период времени после его
окончания. Другое популярное ограничение для получателя прав –
необходимость согласования с правообладателем места расположения
соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее
оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в
коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно
компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров,
защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров.
При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчайзи. Однако
гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство,
предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: намерения не
должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для
каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае подобные условия
могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного
органа или любого другого заинтересованного в их отмене лица (например,
самого франчайзи).
Франчайзинг в проводках
Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга
(выступить в роли франчайзи), то при ведении бухгалтерского и налогового
учета надо будет учесть ряд особенностей.
Предоставление права на использование объектов интеллектуальной
собственности (например, торговых марок) относится к операциям с
нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают
на основании договора между правообладателем и пользователем.
Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д.
учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.
Инструкция по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31
октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета
нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании.
Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть заблансовый
счет, например 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в
пользование».
Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет
неодинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи,
то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.
Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он
отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие
затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора
(п. 26 ПБУ 14/2000).
Что с прибылью?
Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности
фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с
производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Следовательно,
эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую
базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован.
Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 11 мая
2005 г. № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве от 23 января 2006
г. № 20-08/3582).
При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п. 3
ст. 273 НК). А вот если фирма работает «по начислению», то разовый
платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия
договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором
происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК)
От НДС не уйти
Деятельность по предоставлению права пользования объектами
интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК) и
признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Это
значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен
выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат
вычету у фирмы-приобретателя в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК).
Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная
компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской
Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации
услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст.
148 НК). Следовательно, российская компания будет выполнять функции
налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет
(п. 1, 2 ст. 161 НК). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке,
предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога,
удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК).
За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда
сумму без НДС.
Источник: www.buhnews.ru
© Alti.ru