Как получить сверхприбыль?
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, насколько оптимально работает
ваш бизнес? То есть, в переводе на финансовый язык — получаете ли вы всю
ту прибыль, которую могли бы в идеале.
Если нет, то самое время поговорить о причинах тех проблем, которые рано
или поздно встают перед каждым владельцем бизнеса — о неоптимальном
управлении.
По моему опыту, более 80% компаний на рынке обладают массой
управленческих проблем, и, в первую очередь, это неверно выстроенные
бизнес-процессы. Нередки случаи, когда один сотрудник выполняет работу,
которая уже была до него сделана другим. Отсутствие четких прописанных
должностных инструкций — это скорее норма в нашей, российской,
действительности. Это печально, поскольку порождает массу вопросов в
сфере ответственности за принятие решений, коммуникации между
сотрудниками и подразделениями и т. п.
Из чего состоит компания? Очевидно, из людей и ресурсов, а также
процессов, которые и объединяют их в функционирующую систему. Если
процесс выстроен верно, то система работает продуктивно. Если же нет — с
каждой ошибкой мы теряем эффективность, что проявляется, в лучшем
случае, в недополучении прибыли, а в худшем — в убытках.
Сейчас на рынке консалтинга достаточно широко представлена такая услуга,
как оптимизация бизнес-процессов. Что же входит в это понятие?
Оптимизация бизнес-процессов обычно проходит в несколько этапов. Первый
— это анализ имеющейся организационной структуры компании,
функциональных обязанностей сотрудников, скорости принятия решений и их
исполнения. Здесь выявляются все недочеты системы управления и
организации деятельности, становятся видны сложные места в сложившихся
подходах ведения бизнеса. Результат первого этапа — аналитический отчет,
где описаны действующие бизнес-процессы, а также основные «проблемные
места» и их анализ.
Второй этап подразумевает разработку наиболее оптимальной структуры для
данной компании. Для этого делается формализация бизнес-процессов, то
есть разрабатываются документы, на основании которых будет строиться
новая структура — положения, должностные инструкции, описания процессов.
Как сказал один мудрый человек: «Первое правило бизнеса — все, что может
быть документировано, должно быть документировано». При этом надо
понимать, что у каждой компании есть собственная специфика, и просто
взять некую «идеальную модель» и сказать, что она будет оптимальна для
любого предприятия, нереально.
На третьем этапе необходимо понять, что на самом деле стоит сделать для
повышения эффективности компании: оптимизацию или реструктуризацию
бизнес-процессов. Это важно, поскольку если оптимизация — это плавный
переход к новым процессам, затрагивающим лишь часть оргструктуры фирмы,
то реструктуризация — глобальное изменение, касающееся всей организации
целиком. По сути, реструктуризацией можно назвать создание новой
организации — преемницы старой. Поэтому оптимизация является более
простым и чаще встречающимся процессом.
Следующий шаг оптимизации бизнес-процессов — разработка плана внедрения
изменений, некоего «переходного мостика» от имеющейся ситуации к
оптимальной. Этот план подразумевает именно постепенный переход —
сначала внедрение организационных структур, затем перераспределение
функционала сотрудников и т. д.
В зависимости от размеров и сферы деятельности компании оптимизация
бизнес-процессов может занимать от 2—3 месяцев до 2 лет. Понятно, что
большинство компаний не может приостановить свою деятельность на это
время, поэтому изменения внедряются в процессе работы, небольшими
«вливаниями», от которых не падает эффективность организации в целом.
Когда же оптимизация завершится, компания перейдет на качественно новый
уровень своего развития. Однако не надо забывать, что главное в компании
— это люди, их компетентность и мотивация, без которых никакая работа не
будет оптимальной.
Информационный партнер ИАА Bishelp, Газета Деловая неделя
Источник: Деловая неделя
© Alti.ru