Дистанционное образование: плюсы и
минусы
Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН
(ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования:
"образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности
данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не
сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает
ряд проблем.
Первая: проблема огромных территорий с неравномерной плотностью
населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном
регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство
учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации.
А поездка для поступления в другой город часто является невозможной
из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении
образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для
которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.
Вторая: это проблема времени. Сегодня у большинства современных
специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых
знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже
вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.
Третья: проблема денег. Это в большей степени касается высшего
образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а
платное обучение далеко не всем по карману.
Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное
образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении.
Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и
обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые
технологии представления учебных материалов. Именно они и делают
дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности
общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного
образования явились современные достижения в области технологий
обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и
широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую
очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы
связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным
системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с
ними и т.д.
Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе
обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это
в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими
тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со
студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может
непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или
учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень
дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая
интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология -
это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе
дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в
разных пропорциях.
Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США
еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования
просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места
нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в
области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую
большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит
дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е.
получать так называемое "образование по заказу", которое также дает
преимущество в цене.
В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В
1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в
области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и
негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года
состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его
итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального
образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий,
как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными
формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и
телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы
специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные
пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные
программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.
Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового
обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать
на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г.
была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В
январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал
Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно
внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически
признанными.
Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для
обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной
технологии, то следует учесть следующее:
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается
самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных
курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и
продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения
обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать
себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем
и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности
процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших
достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования
независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и
материальной обеспеченности обучаемого.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения
обучаемого.
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается
самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Но существуют и очевидные минусы:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть
все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием,
исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально
окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий.
Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его
результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности
учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая
техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и
выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для
российского человека является мощным побудительным стимулом.
Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны
из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать
подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для
некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в
словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и
полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать
только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным,
временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А
вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам.
Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения
квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое
знает из очной формы обучения.
Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России
основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в
регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений,
соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при
прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.
© Alti.ru