Компания купила автотранспорт. Что
делать бухгалтеру?
При покупке автотранспорта для нужд компании бухгалтеру нужно держать
ухо востро! На что нужно обратить внимание в первую очередь при
составлении бухгалтерского и налогового учета?
Приобретенное транспортное средство (ТС) отражается в бухгалтерском
учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты,
связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические
вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие
расходы, связанные с приобретением транспортного средства.
Обратите внимание!
Транспортное средство подлежит регистрации в течение пяти суток после
приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных
агрегатов (п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О
государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов
самоходной техники на территории Российской Федерации").
Налоговый учет
В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость
основного средства (ОС) определяется как сумма расходов на его
приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС
и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).
В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в
бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют
проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и плата за
регистрацию в ГИБДД транспортного средства, не включаемые в
первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными
расходами.
В первоначальную стоимость основного средства включаются все затраты,
связанные с его приобретением (ст. 257 НК РФ). В то же время в НК РФ
есть отдельная норма, по которой учитываются проценты по займам и
кредитам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По данному вопросу существуют две точки зрения.
Позиция Минфина
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что проценты по
кредитам и займам, уплаченные в период создания основного средства,
включаются в первоначальную стоимость ОС.
Ранее финансовое ведомство высказывало противоположную точку зрения.
Связано это с тем, что для учета таких процентов в НК РФ установлен
особый порядок. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такой
подход. Такого же мнения придерживаются и некоторые авторы.
Финансовое ведомство в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/204 отмечает,
что проценты за кредит, уплачиваемые налогоплательщиком в период
создания производственной линии, должны учитываться в составе
первоначальной стоимости объекта строительства.
В письме от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111 Минфин отмечает, что те расходы,
для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок,
в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются.
Это касается в том числе расходов по уплате процентов по займу, которые
должны быть отнесены к внереализационным расходам. В Постановлении ФАС
Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А42-8523/04-28 суд указал, что
налогоплательщик правомерно включил в состав внереализационных расходов
проценты, уплаченные по займам, использованным на приобретение основного
средства.
Регистрация - это важно!
Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация
ТС на дорогах запрещена.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 собственники
транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие,
пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными
средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или
изменить регистрационные данные в ГИБДД.
Сделать это нужно в течение срока действия регистрационного знака
"Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного
оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных
агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения
регистрационных данных.
Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и
предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана
поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.
Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для
принятия актива к учету в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ
6/01). Тем более, что автомобиль фактически может эксплуатироваться
определенный промежуток времени (в течение срока действия
регистрационного знака "Транзит") и без регистрации.
Следовательно, по мнению автора, для того чтобы принять к учету
автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД.
Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если
покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные
(налоговые) периоды (например, приобрели автомобиль в декабре, а
зарегистрировали только в январе).
С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно
которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не
отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку
он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.
А что делать с НДС?
Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на
налоговый вычет по НДС. "Входной" НДС по приобретенному автомобилю
принимается к вычету только после отражения основного средства на счете
01 при соблюдении условий, установленных статьями 171, 172 НК РФ, а
именно:
1. НДС предъявлен к вычету на территории РФ или уплачен при ввозе
товаров на территорию РФ.
2. Автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС.
3. Сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного
средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут
в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу
налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами
лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в
ГИБДД.
Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете
автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после
ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации
транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет
целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной
регистрации (письмо Управления МНС России по г. Москве от 12.05.2004 N
26-12/32341).
Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в
качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована,
организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике
для целей бухгалтерского учета.
При принятии автомобиля к учету нужно составить акт по форме N ОС-1 и
открыть инвентарную карточку по форме N ОС-6, утвержденной
постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Пошлина за госрегистрацию
За государственную регистрацию транспортных средств и иные
регистрационные действия с автотранспортом предусмотрена уплата
государственной пошлины в следующем размере (п. 29 ст. 333.33 НК РФ):
- за выдачу государственных регистрационных знаков на ТС - 400 руб.;
- за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные
средства и прицепы - 200 руб.;
- за выдачу паспорта ТС - 100 руб.;
- за выдачу свидетельства о регистрации ТС - 100 руб.
После регистрации организация получает свидетельство о регистрации
автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт
автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.
В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на
увеличение первоначальной стоимости основного средства (п. 6 ПБУ 6/01).
Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до
принятия автомобиля к учету на счете 01.
Налоговики и Минфин: кто кого?
Существуют две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в
налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость
основного средства следует определять как сумму расходов на его
приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования
(п. 1 ст. 257 НК РФ).
Но поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном
движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют
первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы,
связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно
пригодно для эксплуатации.
Минфин России придерживается иной, основанной на положении подп. 1 п. 1
ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов,
начисленные в установленном Налоговом кодексом порядке. Государственная
пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы
на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с
реализацией (письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116).
Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст.
252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями
могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то
налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе
он отнесет такие затраты.
Значит, налогоплательщики имеют право сами устанавливать, включать плату
за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же
учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в
учетной политике для целей налогообложения.
Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить
государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в
бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость
основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы
в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль",
утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
Источник: Клерк.ру
© Alti.ru